Полного понимания мужу и жене достичь трудно. Во-первых, мужчина и женщина - это разные психологические “системы”. У них, как у представителей разного пола, разное восприятие, разное видение мира. Во-вторых, каждый из супругов вступает в брак, имея собственный “багаж” привычек, взглядов, убеждений.
В пору влюбленности эти различия не дают о себе знать. Психологии человека, охваченного страстным чувством, органически присущи “сверхинтуиция” и “сверхпластичность”.
Когда же влюбленность проходит, супругов покидает дар сверхвнушаемости и они перестают понимать друг друга в той мере, в какой понимали в пору взлета связавшего их чувства.
Вначале - несколько слов не о семейном коллективе, а о коллективе вообще.
Если один из членов коллектива обладает наиболее существенными для главенства качествами - такими, как ум, сильный характер и чувство ответственности за дело, то ответ ясен - он и будет лидером. А если, как это нередко бывает, указанные качества не сосредоточены в одном лице, а присущи - каждое в отдельности - трем разным членам данного коллектива? Речь, разумеется, идет не о номинальном лидере, утвержденном “сверху”, а о фактическом, неформальном.
Ответ на поставленный вопрос мы найдем в определении коллектива.
Коллектив - это объединение людей, сплоченных единой общественно значимой целью. Из определения следует, что, поскольку общее дело - главное, ради чего возник и существует коллектив, основную роль в его судьбе будет играть тот в ком чувство ответственности, решимость идти на жертвы, поступиться соображениями любого плана ради идеи коллектива выражены в наибольшей степени. Этот член коллектива “пересилит” и более умного, и более сильного (по характеру). Недостаток ума и характера компенсируется одержимостью.
Семья - тоже коллектив. Какое же “дело” или какая идея лежит в основе семейного коллектива? Мужчину и женщину соединяет любовь, а объективная основа любви - продолжение рода. Значит, рождение и воспитание ребенка - “идея” семейного коллектива. Кто же в большей мере - муж или жена - живет заботами о ребенке, одержим идеей его блага? В абсолютном большинстве случаев - женщина. Мать обладает такой решимостью во всем, что касается благополучия ребенка, что найдет тысячу способов переломить сопротивление мужа, если ей покажется, что его действия в какой-то мере не согласуются с идеей блага их общего дитя. В ход пойдут и игнорирование мужа, и слезы, и угрозы... Женщина не остановится ни перед чем, чтобы добиться своего.
Во всем, что касается ребенка, женщина никому не уступит первенства. Но ведь почти все, что происходит в семье, так или иначе имеет отношение к ребенку.
Ребенок - определяющий, но не единственный фактор, обусловливающий лидерство женщины в семье. Другим условием ее более сильной позиции является то обстоятельство, что она - хозяйка в доме. Порядок, чистота, уют, приготовление пищи, то есть весь быт, - обычно ее “монополия”.
А стать лидером женщине помогают такие психические особенности, как более конкретный и практичный ум, большая, чем у мужчины, способность понимать психологию и настроение другого человека, лучше развитая интуиция.
В патриархальной семье женщина была ведущей во внутрисемейных отношениях; но она не могла стать полновластной хозяйкой, лидерство ее не было авторитарным. Мужчина занимал более важное социальное положение: от него зависело материальное благополучие семьи. Не вникая в мелочи быта, он имел достаточные основания быть самым влиятельным лицом в глазах домашних.
Таким образом, при патриархате семья была как бы двуглавой: жена была эмоциональным лидером, муж - лидером в социальном плане.
Наверное, редко случалось, что обе “главы” были равны, то есть супруги играли бы одинаковую роль в делах семьи; чаще кто-то из двоих “перевешивал”. Соотношение семейного статуса мужа и жены зависело от многих причин. Среди них: привязанность к ребенку; очень сильный характер одного из супругов; большая разница в возрасте; утрата чувства (тот, кто больше любит, попадает в зависимое положение)... Комбинация этих и многих других, часто вообще не поддающихся осмыслению обстоятельств и определяла, кто из супругов имел больший психологический “вес”; бывало, разумеется, что лидерство мужа или жены носило авторитарный характер. Но все же главенство одного из супругов не могло быть общим правилом для основной массы браков, поскольку роль каждого была по-своему весомой.
Представление о семье при патриархате как о союзе мужчины и женщины, в котором муж обладал решающим правом голоса (так думает большинство людей), основано на том, что жены в то время материально зависели от супругов. Но думать, что материальная зависимость жены от мужа делала его главой семьи, означает смотреть на брак с позиций вульгарного материализма. Ошибка в таком подходе заключается в игнорировании эмоционального плана, в уподоблении супружеских отношений отношениям хозяина и домработницы.
Между тем именно примат эмоционального отличает институт семьи от других социальных институтов, где факторами, определяющими положение члена коллектива, могут быть административная власть или материальная зависимость.
Во многих произведениях классической литературы, в которых показана жизнь семьи прошлого, можно найти подтверждение той мысли, что женщина в браке не уступала мужчине, а зачастую была главой семьи.
Вывод
Семья - неотъемлемая ячейка общества, и невозможно уменьшить ее значение. Ни одна нация, ни одно сколько-нибудь цивилизованное общество не обходились без семьи. Обозримое будущее общества также не мыслится без семьи. Для каждого человека семья - начало начал. Понятие счастья почти каждый человек связывает прежде всего, с семьей: счастлив тот, кто счастлив в своем доме.
Семья - это и результат, и, пожалуй, еще в большей мере - творец цивилизации. Семья - важнейший источник социального и экономического развития общества. Она производит главное общественное богатство - человека.
Когда человек относится к семье как к важнейшей жизненной ценности и в создании ее крепкой и счастливой видит одну из главных задач своей жизни, то можно быть уверенным, что фундамент такой семьи прочен и внутренние ее силы позволят ей устоять в любых жизненных бурях. И наоборот, если на семейную жизнь он смотрит как на явление обыденное, а на свои семейные обязанности как на нечто малозначащее, отягощающее, то тогда трудно ожидать, что внутренние силы самосохранения этой ячейки, ее фундамент будут крепки. Будущее такого семейного союза практически предопределено. Это или безрадостное, наполненное постоянными неурядицами сосуществование, или его распад.