Коммерция влечёт за собой экспорт, а экспорт подпадает под ответственность и контроль соответствующего отдела по экспортным ограничениям. Экспорт данных – тоже. В Интернет, поскольку она целостна и глобальна, довольно просто можно вывозить информационные продукты без ведома владельца, таможенников и любых других правоохранительных органов. Поэтому возникает множество различных юридических тонкостей.
Экспортные законы подавляющего большинства стран основаны на двух очень простых предпосылках:
1. экспорт чего бы то ни было требует лицензии;
2. экспорт услуг примерно эквивалентен экспорту компонентов, необходимых для предоставления таких услуг.
Первый пункт очевиден: пересылка файла и вообще чего-либо электронной почтой или как угодно за пределы страны должно быть прикрыто экспортной лицензией, разрешающей вывоз.
Естественно должен быть разрешен беспрепятственный вывоз информации и вообще любых вещей, носящих наиболее общий, глобальный характер. Очевидно, должно быть разрешено передавать за границу информацию типа теоремы Пифагора. Естественно такое разрешение существует, в разных странах оно называется по-разному, в США, например, оно называется "общая лицензия". Для определенности примем эту терминологию.
Общая лицензия разрешает вывозить все, что не запрещено явно и, что можно вычитать в публичных библиотеках. Так что все, что можно узнать на конференции или на занятиях в школе и на, что не наложены ограничения из соображений безопасности, скорее всего, попадает под общую лицензию.
Однако, существует список объектов, экспорт которых строго запрещен. С этим все просто. Но список запрещенных к экспорту объектов таит множество сюрпризов и включает некоторые вещи, которые можно свободно узнать, обучаясь в захудалом американском университете.
Второй пункт ещё проще. Если экспорт какого-либо оборудования, скажем ядерного реактора, не разрешен, то запрещен и удаленный доступ к этому оборудованию извне страны.
Природа этих ограничений зависит, несомненно, от иностранного государства и, как показали события последнего десятилетия, может очень быстро изменяться.
Персонал национальных сетей, скорее всего, не проглядывает наши пакеты, высматривая, что же мы там вывозим. Однако, если сетевой оператор видит пакеты, случайно, например, при возврате почты из-за ошибки адресации, и в них содержится явное нарушение каких-либо инструкций, то он обязан поставить в известность руководство. Вообще же, вся ответственность лежит на самих пользователях.
В понятие экспорт также входит соблюдения закона на частную собственность.
Естественно, нас интересует интеллектуальная собственность. Интеллектуальная собственность – это необходимая правовая категория в любом прогрессивном обществе, ибо основу прогресса составляют знания – информация.
Интернет – среда обитания информационного общества. Даже если скромно считать, что не все информационное общество обитает в Интернет, в любом случае, очевидна справедливость утверждения: общество, обитающее в Интернет есть информационное. Следует научиться жить в этом обществе, соблюдать его законы, среди которых совсем не последним является закон об интеллектуальной собственности.
Вообще говоря, любая операция с любой информацией попадает под компетенцию закона об интеллектуальной собственности, если только эта информация не носит самый общий характер. Поэтому мы можем спокойно обращаться с любыми знаниями, являющимся общечеловеческим достоянием.
Представьте себе, мы хотим переслать своему другу некий файл с интересной информацией. Откуда мы взяли этот файл? Ведь кто-то его создал. Автор пролил немало пота над сим трудом, надо это уважать. Вообще говоря, только автор имеет право распоряжаться этим файлом свободно. Он может передать свои права на интеллектуальный продукт кому-либо другому. Может подарить свое произведение обществу, сделав его общественно доступным.
Допустим, мы узнали, кто владеет правами на этот интеллектуальный продукт, у кого следует спрашивать разрешения относительно этого продукта. Если мы собираемся производить какие-либо действия с ним, например работать с программой или переслать файл, мы должны спросить на то разрешения. Причем, это разрешение должно быть получено в такой форме, которая может служить доказательством корректности этих действий на суде, если вдруг кто предъявит обвинение в нарушении прав собственности на этот продукт.
Надо также учитывать то, что авторские и патентные права в разных странах разные. Если мы собираемся пересылать что-либо через национальные границы, это может вызвать проблемы с законом только потому, что они отличаются на конце отправителя и на конце получателя (естественно, прежде всего такая операция подпадает под закон об экспорте – импорте, о чем мы уже говорили).
Укажем на существование одной тонкости. Существует несколько категорий свободности распространения свободно распространяемых интеллектуальных продуктов. Их следует четко различать и знать, что каждая из них разрешает. Приведем парочку примеров.
Самая свободная категория – publicdomain – свободно распространяемое в полном смысле этого слова. С интеллектуальными продуктами данной категории мы можем делать, что угодно. Использовать их, изменять, продавать и т.д. Однако, поскольку мы ничего за него не платим, то и требовать от него ничего не можем, не можем и жаловаться.
Наименее свободная – shareware – категория условно-бесплатных продуктов. Продукты данного типа можно легко получить, например, по анонимному ftp, но полученный таким образом продукт можно использовать только для ознакомления. Для того, чтобы пользоваться ими абсолютно законно, вам нужно заплатить владельцу прав на него некую почти символическую сумму (~$50), за что покупатель будет занесен в список зарегистрированных пользователей и получит право на техническую поддержку.
Интернет, будучи одной из мощнейших информационных технологий, влияет не только на научно-технический прогресс, но и на политические процессы в обществе, которые являются, вообще-то, вотчиной политиков. Поэтому влияние Интернет и политики оказывается взаимным.
Политика влияет на Интернет через финансовую политику государства. Это влияние довольно сильно, поскольку государство до сих пор субсидируют значительные части Интернет. Обычно, политики оказываются достаточно мудры, чтобы понимать, что Интернет, способствуя интеграции страны в мировое сообщество, в мировую торговую систему, налаживанию эффективного информационного обмена как внутри страны, так и с внешним миром, помогает ускорять исследования и образовательный прогресс, повышать их эффективность, чем приносит стране огромную пользу. Поэтому, обычно, влияние политики на Интернет благотворно – государство субсидирует многие сети Интернет. Эти субсидии многим представляются прямо-таки манной небесной, ибо без них они вообще не имели бы доступа в Интернет.
С другой стороны, гласность. Мы уже говорили это и повторим еще раз: Информация – это великая сила!
Именно поэтому информационные технологии играют такую важную роль в обществе. Сеть же – один из мощнейших информационных инструментов.
Сеть своей открытостью и доступностью, а также устойчивостью к отключениям, способствует большей открытости, гласности и информированности в обществе, особенно оперативной информированности. Например, в августе 1991 и в октябре 1993 многие телекоммуникации стали "барахлить" по указанию сверху, невозможно было оперативно получить достоверную информацию по обычным сетям: телефонным, телеграфным, радио. Сети Интернет работали устойчиво и позволяли сообщаться с корреспондентами и редакциями, как по всей стране, так и за рубежом.
Как вы сами понимаете, у гласности есть много противников, которые спят и видят, чтобы кто-нибудь в Сети натворил, хотя бы нечаянно, нечто дурное, что можно было бы использовать в грязной политической игре против тех, кто поддерживает развитие Сети. Эти люди стараются поместить Сеть под полный свой контроль и неусыпное око надзора, чтобы не пропустить ни одного случайного факта, который они могут обратить в свою пользу. Если вдруг они найдут такой факт, то на пути к своей цели они перешагнут через многих, это они могут – им не привыкать. Поэтому чьи-то неаккуратные действия в Сети могут своими последствиями тяжело ударить не только по нам, но и по окружающим людям.
Это – обратная сторона медали. Политики, желая всем показать свою прогрессивность, поддерживают развитие Сети, стараясь сделать это как можно более демонстративно. Следует помнить, однако, что главное для любого политика – его собственное благополучие. Любой политик “продаст” всех и вся, если так будет нужно для его собственной карьеры или благополучия, что по большому счету одно и тоже. Поэтому любое действие сети, которое может вызвать, например, политическое волнение, может полностью изменить финансовую политику государства в области сетевых технологий, скорее всего, в худшую сторону.
Здесь мы просто обязаны поговорить о саморегулировании в Интернет. Хотя саморегулирование необходимо в любой системе, желающей быть устойчивой, из-за политики, окружающей Сеть, оно приобретает особенно большое значение.
Конечно, никто в здравом рассудке не станет полагать, что развивающаяся фантастическими темпами Интернет живет вообще без проблем и злоупотреблений. Однако, если эти проблемы не разрешаются самим сетевым сообществом, а выносятся наружу – в печать или даже на обсуждение в высших кругах власти, то это не что иное, как добровольная подача повода для собственного “избиения”. Даже если этот повод не будет использован в политической возне, возможны просто карательные меры “профилактически-устрашающего” характера.