Смекни!
smekni.com

Течения в русской социологии (стр. 2 из 3)

Наряду с разработкой теоретических вопросов разворачивались эмпирические социологические исследования. Центральное место в них занимают исследования по социальным и социально-психологическим проблемам труда и быта рабочих и крестьян. В этой области наиболее плодотворно работали А. К Гастев, С. Г. Струмилин, А. Ф. Журавский и др. В тот период активно разрабатывались социальные проблемы города, народонаселения и миграции (Н. Анциферов, А. Годунов, В Смулевич и др.), создание проблемы культуры (И.Загорский, Н. Трояновский, Р. Елизаров).

В 30-х годах марксизм окончательно утвердился в качестве основы общества, социология была объявлена философской наукой. Было провозглашено, что “исторический материализм - это и есть социология марксизма ”, и, следовательно, эмпирические конкретно-социологические исследования, как несовместимые со спецификой философской теории, выводились за пределы социологии. Это была теоретическая предпосылка разгрома социологии и ее полного упадка в СССР. Практическая же предпосылка упадка связана с идеологией тоталитаризма. Социологические исследования, как научные исследования, опирающиеся на точные факты, были не нужны тоталитарному режиму, так как они вступали в противоречия с пропагандой так называемых “социалистических завоеваний”. Начиная с этого времени, осуществляется идеологизация общественной жизни, в том числе и науки. Социология как социальный институт полностью прекращает свое существование. Основные ее проблемы развиваются в рамках смежных дисциплин: исторического материализма, демографии, статистики, психологии. Возрождение социологии как науки начинается в конце 50-х - на-60-х годов, на волне “хрущевской оттепели”. В этот период были ведены масштабные социологические исследования по изучению влияния научно-технического прогресса на социальную и профессиональную структуру работников, их отношение к труду. Большое распространение получило “социальное планирование”, составление планов социального и экономического развития промышленных предприятий, колхозов и совхозов и даже некоторых городов

В 60-х годах социология вновь восстанавливает статус социального института. В середине 1960 года было создано первое социологическое учреждение - отдел социологических исследований в институте философии АН СССР и лаборатория социологических исследований при Ленинградском госуниверситете. В 1962 году была основана Советская социологическая ассоциация, а в 1964 году на философском факультете МГУ - кафедра конкретно-социологических исследований. В 1969 году был создан институт конкретно-социологических исследований АН СССР с отделениями в союзных республиках и крупных региональных центрах: Свердловске, Новосибирске Ленинграде. С 1974 года начал выходить специализированный журнал “Социологические исследования”. С 1988 г. образованы социологические факультеты в Московском, Ленинградском, Свердловском, Киевском университетах. В настоящее время существует ряд академических, вузовских и независимых социологических центров, проводящих широкие эмпирические и теоретические исследования в различных областях общественной жизни.

2. Социологические идеи в трудах Петерима Сорокина

Петерим Сорокин (1889-1968) - крупнейший социолог мирового уровня 20 в., профессор Петроградского университета, в 1922 г. был выслан из России. Его учениками были многие выдающиеся американские социологи, сделал огромный вклад в теоретическую социологию. Сорокин развивал учение об “интегральной” социологии, охватывающей все социологические аспекты культуры. Социальную действительность он рассматривал как сверхиндивидуальную социокультурную реальность, несводимую к материальной реальности и наделенную системой: ценностей - норм - символов. Культура как система символов, мотиваторов, образцов действий, задает индивидам предельно общую ориентацию, освобождая от внутренних противоречий. Различаются системы социокультурных феноменов многих уровней. Самые высокие системы из них (суперсистемы) базируются на самых фундаментальных предпосылках реальности - мировоззрениях. Из суперсистем Сорокин выделял “чувственную суперсистему” (реальность воспринимается чувствами), “умозрительную” (реальность познается при помощи интуиции), “идеалистическую” (комбинация двух первых). В разные периоды истории эти суперсистемы находятся на разных фазах развития. В то же время в любой период истории наряду с суперсистемами культуры в обществе сосуществуют 5 основных культурных систем более низкого уровня: язык, этика, религия, искусство, наука.

Сорокин считал, что общество есть система систем. Оно возникает не как результат механической эволюции природно-биологических отношений. Социокультурные, исторические отношения связаны с появлением в акте человеческого взаимодействия нового момента в виде “ценностей, норм, символов”. Именно здесь ключ к основам общественной жизни. В зависимости от того, каков характер ценностей и норм складываются в обществе различные типы групп, определяются права, функции, роли членов групп, методы и формы управления, механизм стратификации. Общая социальная структура определялась Сорокиным в следующем виде:

Главные формы неорганизованных и полуорганизованных групп:

1.“внешние” организованные группы (например, подписчики газет и т.д.)

2.толпа, группы незнакомых людей

3.человечество в целом.

Важнейшие “односторонние” группы, построенные на одном ряде ценностей:

А) Биосоциальные группы: расовые, половые, возрастные.

Б) Социокультурные группы: 1)род, 2)территориальная общность, 3)этническая общность, 4)профессиональный союз, 5)экономическая группа, 6)религиозная, 7)политическая, 8)элиты.

Важнейшие “многосторонние” группы: 1)семья, 2)община, 3)племя, 4)нация, 5)каста, 6)сословие, 7)социальный класс.

Все эти группы существуют, отличаясь свойствами, вступая в сложные взаимодействия друг с другом, образуют в целом общество. Но в основе взаимодействия а следовательно и общества лежат ценности и нормы т.е. интегративная культурная база. Исходя из социокультурного видения общества Сорокин предложил свое понимание развития общества, его социокультурной динамики. Так, доминирующие суперсистемы социокультурных феноменов в ходе истории исчерпывают свои возможности и заменяются альтернативным мировоззрением. Этот переход суперсистем сопровождается радикальной трансформацией социальных институтов и нормативных образцов. Разрушение интегративной культурной базы и возникновение нового культурного базиса сопровождается кризисами, войнами, бедствиями. В соответствие с социокультурными переворотами меняется и поведение индивида. С этих позиций Сорокин оценивал и Первую мировую войну и революцию 1917 г.

Сорокин - один из родоначальников теорий социальной стратификации, социального пространства и социальной мобильности. В своей теории стратификации Сорокин объяснил, что любое общество неоднородно, слои составляющие его определяются рядом позиций: имущественным неравенством, образовательным неравенством. В теории соц. мобильности он объяснил как происходит перемещение из одного слоя в другой. Ему принадлежит еще ряд идей: теории конвергенции (сближения, приобретения одинаковых черт, все общества в 20 в. в сущности развиваются в одном направлении и между ними все больше общего, чем различий и где-то в перспективе различия станут незначительными).

Сорокин ввел понятие “социальное пространство” и вложил в него иной смысл, чем был до этого - совокупность всех членов общества, как целое. В этом обществе где люди не равны, они занимают разные места в представлениях, мнениях окружающих. Одни из них находятся высоко, другие ниже в социальном пространстве. Соц. пространство по Сорокину представляет собой абстрактное, условное пространство, где люди и целые группы людей занимают то или иное место в общественных представлениях о человеке сделавшем карьеру говорят, что он “поднялся”. Под социальным пространством Сорокин понимал не трехмерное геометрическое пространство, а многомерное пространство. Он писал:

· социальное пространство - это народонаселение Земли;

· социальное положение - это совокупность его связей со всеми группами населения, внутри каждой из этих групп, т.е. с ее членами;

· положение человека в социальной вселенной определяется путем установления этих связей;

· совокупность таких групп, а также совокупность положений внутри каждой из них составляют систему социальных координат, позволяющую определить социальное положение любого индивида.

Отсюда следует, что люди, принадлежащие к одинаковым социальным группам и выполняющие практически идентичную функцию в пределах каждой из этих групп, находятся в одинаковом социальном положении. Он писал, что для упрощения можно сократить число параметров до двух, указал в качестве основных параметров социального пространства - вертикальное и горизонтальное перемещение. По горизонтали социальное положение людей одинаково, по вертикали существенно отличается. Для Сорокина все эти термины были удобным инструментом для анализа и описания социальных явлений, например - социальной мобильности.

Соц. мобильность - это передвижение в социальном положении, изменение статуса людей, происходящее в обществе постоянно. Сорокин указал основные каналы (лифты), с помощью которых люди меняют свое положение - главным образом за счет образования, армии, церковь, бизнес. Наибольший вклад в исследования внес Сорокин, считал, что общество огромное соц. пространство, в котором люди перемещаются как физически, реально, так и условно во мнении окружающих и своем собственном. Для фиксации перемещений он ввел ряд понятий, связанных социология шкалой: