Характеризуя японский вариант коллективизма, известный американский культуролог Ф.Л. Сю отмечает большую перспективность традиционных японских социальных моделей для успешного развития современной экономики. Высокие темпы индустриализации, по мнению Ф.Л. Сю, объясняются "сохранением традиционной инфраструктуры социальной организации, но отнюдь не внедрением западной модели межличностных отношений". Японские исследователи отмечают, что японцы работают лучше, когда они трудятся в коллективе с другими, чем в одиночку. Коллектив и личность воспринимаются здесь скорее в гармонии друг с другом, нежели противопоставляются. Опыт Японии свидетельствует, что различного рода коллективизм и другие традиционные ценности японской культуры не только не выступают препятствием успешной модернизации страны, но являются огромной мобилизующей силой, ускоряющей развитие современной экономики.
Сможет ли Россия найти путь, аналогичный японскому, т.е. на основе духовно-нравственных начал собственной цивилизации обрести путь, соответствующий условиям конца XX в., или всеобщая вестернизация, действительно, безальтернативна?
Казалось бы, Россия благополучно пережила европеизацию, сумев сохранить свою самобытность, и Европой так и не стала, стало быть, переживет она и нынешнюю вестернизацию? Однако опыт предшествующей европеизации вселяет слабую надежду, ибо сегодня мы имеем дело с принципиально иной ситуацией. Безусловно, западный опыт внедрялся в российскую действительность многократно, и после всех этих прививок Россия сумела сохранить свою культурную самобытность. Но говоря о европеизации, следует помнить, что она не затрагивала жизнь народа. Западные ценности не только не внедрялись в народ и были ему чужды, но и просто оставались незнакомы ему. С появлением массовой культуры вестернизация приняла угрожающе тотальный характер, идет наступление на культуру всех слоев общества. Киноиндустрия, телевидение, газеты и журналы, шоу-бизнес, звуко- и видеозаписи — вся массовая культура, пропагандирующая стиль жизни, ценности и стереотипы Запада, влияет на все современное общественное сознание. Нынешняя вестернизация имеет хорошо организованный характер, и через массовую культуру идет активное внедрение западных ценностей во все слои населения.
Вторая особенность сегодняшней вестернизации связана с характером правящей власти. Никогда в предшествующей истории правящая элита не была столь "чужой среди своих" соотечественников, а ее ориентация не была так жестко привязана исключительно к Западу. Наконец, для реализации идеи вестернизации России необходимы носители вестернизированной культуры. И они уже появились в достаточном числе. Все эти обстоятельства заставляют считать идею о полной бесперспективности вестернизации России, о вечной "обреченности" России на свой собственный путь излишне благодушной.
И все же многое позволяет смотреть на будущее русской культуры с надеждой. В России сегодня есть социальная сила, способная конструктивно сопротивляться тотальной вестернизации страны и искать ей альтернативу. Это национально-патриотические движения. Неприятие в большинстве народа откровенного бесстыдства, стяжательства, усиливающийся протест против роста индивидуалистических настроений позволяет надеяться, что внедряемая сегодня в массовое сознание этика индивидуализма будет в конце концов отторгнута как чужеродная социокультурному коду России.
Механическое перенесение западных ценностей на почву русской культуры способно породить лишь химеру. А. Зиновьев совершенно прав, утверждая, что в России "нет и не будет никогда ни демократии, ни рыночной экономики такого типа и уровня, как в странах Запада... На этом пути получится лишь жалкая имитация западных форм жизни в сочетании с оккупационным самодурским режимом". Возрождение страны возможно только на собственной почве, на основе нравственного опыта российской цивилизации, ее культурных ценностей, обращенных к душе человека. Без корней, вне базовых ценностей собственной культуры у России нет будущего, ибо "грядущее (по словам ее поэта) лишь извечный сон корней". Нам суждено не "вхождение" в Европу, а поиск на базе духовно-нравственных начал собственной цивилизации своего пути, соответствующего условиям конца XX в.
3. Социологическое исследование.
Проблема. Разрушение Советского союза, так называемое “снятие железного занавеса” повлекли за собой мощный поток западной массовой культуры: кинофильмов, литературы, музыки, телепередач и т.д. - происходит процесс вестернизации российской культуры.
Объект. Люди, вовлеченные в процессы потребления культурных ценностей.
Предмет. Культура современного российского общества.
Цель. Всестороннее изучение социокультурного феномена вестернизации
Задачи.
Изучение вестернизации культуры современного российского общества.
Оценить степень вестернизации в различных сферах культуры
Метод. Изучение получаемой людьми культурной информации в различных ее сферах
Методика. Опрос, анкетирование
(см. Приложение №1)
В качестве основного опроса я выбрал анкетирование нескольких категорий людей.
Письменное
50 анкет:
школьников 12 – 17 лет
студенты 17 – 20 лет
студенты 20 – 25 лет
взрослые свыше 25 лет
Телефонный опрос
15 анкет: предприниматели
Опрос через "Интернет"
35 анкет:
Люди культуры,
творческие личности
(15 анкет)
молодежь
(10 анкет)
деловые люди
(10 анкет)
Интерпретация основных понятий.
Культура - специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда.
Массовая культура - культура повседневной жизни, производимая в современном индустриальном обществе для восприятия массовым сознанием, рассчитанная на массовое потребление, т.е. подчиненное ему как своей цели.
Вестернизация - влияние западными идеями и обычаями, преобразование на западный манер характера личности, в особенности идей, институтов и т.д. восточных народов и стран, внедрение западных идей, стили жизни, труда и т.д.
Гипотеза. Степень вестернизации выше в тех сферах культуры, которые теснее связаны со средствами массовых коммуникаций.
Исходя из полученных в опросе данных (см. Приложение №2, Таблица №1) можно сделать вывод, что культура российского общества в большей степени вестернизована: элементы западной культуры численно превосходят аналогичные отечественные.
Но на мой взгляд, численные характеристики этого превосходства в действительности больше полученных в результате опроса, т.к. отечественная культура уже довольно интенсивно воспроизводиться по западным моделям (как в киноискусстве, так и в музыке, литературе, в особенности на телевидении).
Если же сравнивать степень вестернизации по сферам культуры, то, подтверждая гипотезу, выше она оказывается в музыке и кино, которые теснее связаны с современными средствами массовой информации, нежели литературы.
Заключение
Часто встречающийся в публицистике призыв “войти в мировую цивилизацию” подразумевает наличие лишь одной цивилизации - европейско-американской, между тем как в мировых культурных процессах существуют устойчивые структуры других мировых цивилизаций.
Утверждение утилитарных ориентаций, романтизация “здорового бизнеса” и поэтизация богатства и потребления могут заполнить лишь ограниченное место в культурном комплексе общества, за рамками которого по-прежнему необходимо идейно-возвышенные, высоко-духовные ориентации, устойчивые идеалы и представления о должном и достойном.
Проблема сохранения и развития отечественной российской культуры осложняется тем, что в течение многих предыдущих десятилетий русская культура уничтожалась, а насаждавшаяся взамен культура советская большей своей часть разрушилась вместе с СССР.
Все вышеперечисленное, конечно, не исключает тенденций проникновения западной культуры и довольно широкого ее распространения, но существует несомненные объективные пределы такого распространения.