Сущность объяснения такого явления как самоубийство у Дюркгейма был “социологизм”, сквозь призму которого рассматривались все другие факторы, в том числе и психическая предрасположенность к самоубийству. Говоря о том, что психологические мотивы часто кажутся причиной добровольного ухода людей из жизни и представляют из себя только индивидуальное, он обращается к изучению социальной среды считая, что она является главной причиной изменения статистики самоубийств.
По Дюркгейму процент самоубийств является функцией нескольких социальных переменных: религиозных, семейных, национальных и других социальных отношений. Используя путь исключения Дюркгейм, как уже говорилось, отбрасывает несоциальные факторы: психоорганическое предрасположение индивидов (рассовый и наследственный фактор), физическое окружение (климат, время года, дня) и подражания.
2.3. Вообще, трактовка моральных проблем и проблем воспитания упиралась в соответствующую антропологическую теорию. Дюркгейм развивал концепцию двойственности человека, в котором биологическая природа “укрощается” и гумманизируется социальной. Он считал, что ослабление общественного контроля ведёт к дезорганизации и общества, и индивида. Но в то же время Дюркгейм верил, что можно сознательно регулировать общественные и индивидуальные потребности и удерживать их в рамках ограничений диктуемых реальными общественными возможностями, сохраняя при этом капиталистические общественные отношения. Это должно было препятствовать возникновению напряжений, духовного кризиса, чувства разочарования и тоски, и как следствие, отклоняющегося поведения и роста самоубийств.
Хотя концепция Дюркгейма о самоубийствах нуждалась в более детальном рассмотрении вопроса в соотношении объективных и субъективных факторов, но главное направление его исследования дало толчок к пониманию более общего вопроса - о социальной обусловленности индивидуальной психологии. Дюркгейм проложил дорогу количественному анализу в социологии, наметил пути развития частных методик и техник, к примеру, метод последовательного включения факторов участвующих во взаимодействии.
2.4. Для понимания дюркгеймовского “ социологизма”, необходимо различать в нём два аспекта онтологический и методологический.
В первом аспекте речь идет о подчеркивании социальной реальности по отношению к индивидуальной, то есть биопсихической реальности, воплощенной в индивидах. И в то же время утверждается приоритет социальной реальности по отношению к индивидуальной и её исключительное значение в детерминации человеческого сознания и поведения; значение же индивидуальной реальности признаётся вторичным. Общество, по Дюркгейму, это: ассоциация индивидов; навязывание предписанных социумом обязанностей; объект мысли, чувства и действия; индивид - биологическая единица; созданное обществом представление о человеческой личности в целом, абстрактного индивида обладающего некоторыми неизменными чертами и так далее.
Главным принципом второго аспекта является то, что исследованию должны подвергаться в первую очередь не понятия о социальной реальности, а она сама непосредственно. Из социологии необходимо устранить все предпонятия, то есть понятия, образовавшиеся вне науки.
3.1. Есть вклад Дюркгейма и в исследование метода причинного анализа, но в социологии применим только метод сопутствующих изменений. Если два вида явлений находятся в одних и тех же отношениях и постоянно изменяются, то между ними может существовать причинная связь. Но всё- таки хотя установлена взаимосвязь между уровнем образования и частотой самоубийств, но это не свидетельствует о непосредственном причинном влиянии образования на склонность к самоубийству, так как образование затрагивает только поверхностные области сознания и не может оказывать определяющее влияние на важнейшие жизненные решения. Увеличение процента самоубийств и стремление получить образование являются следствием одной общей причины - ослабление традиций религиозных верований, в совокупности с “потребностью к знаниям” и наклонностью к самоубийству.
3.2.Дюркгейм различал четыре вида самоубийств: эгоистическое, альтруистическое, аномическое и фаталистическое.
Эгоистическое. Вызывает причины отдаления индивида от общества. Разрыв социальных связей, состояние опустошенности. Одной из причин может быть - “крайний индивидуализм”. Дюркгейм заимствовал у Бартиллока идею о том, что “эгоизм” и отсутствие “морального принуждения” влияет на изменение уровня самоубийств. Если индивид легко склоняется под жизненными обстоятельствами, значит состояние того общества, к которому он принадлежит, сделало из него лёгкую добычу, готовую к самоубийству. Дезинтеграция общества ( коллективное бесчувствие, утрата общественных целей и так далее) отражается на дезорганизации общественных групп непосредственно влияющих на индивида. Если эгоизм это противопоставление индивидуального “я” социальному “я”, то эгоистичный, это такой вид самоубийств, который вызывается чрезмерной индивидуализацией.
Альтруистическое. Личные интересы поглощены социальными, и индивид перестаёт существовать как единица. Такие самоубийства существуют в основном в архаических обществах ( убийство стариков, детей, жен).
Аномическое. Встречается при нарастании общественных кризисов, когда рушится старая иерархия ценностей, нарушается общественное равновесие. Но не все общественные кризисы ведут к повышению числа самоубийств. В состоянии войны народ обретает общие цели и задачи, объединяющие общество. И в то же время экономические кризисы, способствующие обогащению одних и разорению других, могут привести к фатальным последствиям. И если самоубийства, которые Дюркгейм отнёс к эгоистическим, наблюдаются в основном в сфере умственного труда, среди интеллигенции, то аномические чаще встречаются в мире торговли и промышленности, к тому же их можно разделить ещё на два подвида причин, вызывающих самоубийства:
3.а. Экономический. Нарушения нормативного порядка фиксирующего с относительной точностью максимальный уровень материального благосостояния каждого члена в обществе.
3.б. Семейная. Нарушение равновесия и дисциплины обеспечиваемой семьёй. К примеру, рост количества разводов и самоубийств идёт параллельно.
4. Фаталистическое. Этот вид самоубийств возникает в результате усиленного контроля со стороны группы, имеющей тенденцию быть сильной и постоянной и поэтому становящейся невыносимой.
Так же Дюркгейм различает нормальные и патологические явления. К примеру, повышение в некоторых странах к 19 веку числа самоубийств, ослабление морального осуждения последних квалифицировано Дюркгеймом, как патологическое явление. Нормальным объявлялось то, что способствует сохранению социальной системы.
3.3. Французский социолог считает, что для лечения общества необходимо установить новые формы социального взаимодействия или социальных отношений - профессиональных групп, так как старые формы социальной организации - семья, цех, церковь - не выполняют функций социального контроля. И когда коллективное сознание обретает в обществе новое содержание и форму, воплощаясь в “религии человечности”. Уважение человеческой личности становится как бы общественной догмой, но эти концепции Дюркгейма не получили широкого распространения.
Вообще, общественные отношения идеализировались Дюркгеймом, трактовались как отношения согласия, солидарности, гармонии и сотрудничества. Социальные конфликты и противоречия выносились за пределы “нормального”, естественного общественного порядка, рассматривались как болезнь, которую можно ликвидировать, не изменяя общественных устоев.
Дюркгейм рассматривает социальный процент самоубийств, как продукт социальных факторов действующих на всё общество и характерный для каждого общества. Исследуя такой социальный фактор, как религия, на примере, католической и протестантской церквей, он обнаружил, что католики менее подвержены стремлению покончить жизнь самоубийством, так как их церковь более сплоченная, единая и поэтому процент самоубийств в ней меньше, чем в протестантской. Так же процент самоубийств высок и в среде военных, в результате излишней интеграции. Таким образом, возрастание или уменьшение числа самоубийств варьируется в соответствии с уровнем интеграции социальных групп, а самым стабильным уровнем, на котором это явление не будет встречаться, будет уравновешивание сил между обществом и индивидом, так называемая “золотая середина”, то есть когда индивид не игнорируется и в то же время не подвергается давлению со стороны общества.
По убеждению французского социолога человек должен стремиться к общим целям, но не терять своей личной автономии, не поглощаться обществом без остатка. Чувство согласия с обществом, считает Дюркгейм, обуславливает чувство активного счастья.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Работа Дюркгейма сыграла большую роль в утверждении социологической точки зрения на самоубийство, в противоположность психологической. Хотя в ней не доставало некоторых, элементарных в наше время, инструментов научного исследования.
Наиболее ценной чертой анализа самоубийства является раскрытие сущности этого явления, как порожденного кризисным существованием общества. Но ярко описывая состояние морального разложения, морально-психологической дезориентации и упадка, Дюркгейм не вскрыл истинных причин кризиса общества, усматривая их не в сущности отношений между различными слоями общества, а в слишком быстрых темпах социальных изменений за которыми общество не поспевает.
Особое значение и развитие теория Дюркгейма на сегодняшний день получила в Америке. Точка зрения французского социолога на такие социальные проблемы как преступность, самоубийство, семейная неустойчивость, коренным образом отличалась от типичного для американской социологии психологизма, и потому показалась американцам перспективной.
В нашей стране подобная методика анализа причин возникновения и увеличения количества самоубийства, а так же поиска способов их предотвращения до сих пор практически не развита и во многом из-за отсутствия должного финансирования.