Личная определённость и социальный статус
Каждый человек в разные моменты времени может представлять себя в разных ситуациях (увлеченным игрой, беседой, управляя автомобилем). При этом меняются его Я-образы при изменении ситуации. Несмотря на то, что Я-образы постоянно меняются и никогда тот же образ не возникает дважды, он без труда узнает в них самого себя.
Другой характеристикой личной определённости является Я-концепция, как определение себя как особое человеческое существо, характеризуемое отличительным набором качеств. Человек рассматривает себя, как неповторимого индивида. При этом он предполагает, что существуют люди чем-то похожие на него, но нет точно таких, как он.
Практически всё, что делает человек, продиктовано его Я-концепцией, даже тогда, когда сам человек этого не замечает.
Отсюда можно сделать вывод, что гибкость координации действий и поступков основана на способности человека формировать Я-образы, а относительное постоянство человека, определённость его линии поведения обеспечивается благодаря устойчивой Я-концепции. Я-концепция подкрепляется повторяющимися социальными взаимоотношениями. Исходя из того, кто он есть, человек соответствующим образом относится к каждому знакомому человеку и к различным категориям людей.
Во всех обществах существует своего рода дифференциация участников по рангу. Понятие “Социальный статус” можно использовать, чтобы обозначить положение личности в обществе, устанавливаемое в терминах прав, обязанностей, привилегий и свобод, которые она (личность) получает благодаря своему положению. Статус-это социальный процесс; человек может иметь статус только в отношении к другим, которые признают его место и обращаются с ним определённым образом. Статус, как бы он ни был низок, важен, ибо без него человек не имеет прав в отношении других. Обладание статусом позволяет человеку ожидать и требовать определённого отношения со стороны других людей.
Системы социальной дифференциации различаются по степени их стабильности. В относительно устойчивых обществах статус не только ясно определён, но может быть приобретён лишь путём наследования или прохождения хорошо установленного ряда процедур. В изменяющемся обществе меньше согласия относительно прав и обязанностей людей различного положения и пути продвижения обозначены менее ясно.
Нельзя путать понятия “социальный статус”, относящееся к положению человека в обществе и “конвенциальная роль”, которое относится к тому вкладу, который участник вносит в организованное предприятие. Статус, будучи однажды установлен, остаётся относительно постоянным. Он может повышаться, но медленно и понижается только в связи с поступками, расцениваемыми как деградация.
Определённость личности является основой организованной социальной жизни. Только когда человек определён и помещён на соответствующее место, может быть установлена его ответственность. Личная определённость человека устанавливается только в связи с остальным обществом. Именно отсюда вытекает его определённое отношение к различным физическим объектам. Не существует необходимой физической или биологической связи между человеком и различными вещами, которыми он владеет. Он может разрушить или отдать принадлежащее ему только вследствие конвенциальных норм, предоставляющих собственнику относительную свободу распоряжаться своим имуществом. Но человек в состоянии пользоваться своими правами собственника только тогда, когда он способен определить себя как отличное от всех других человеческое существо.
Каждый человек, обладающий устойчивым представлением о себе, легко находит своё место в действиях группы, членом которой он является. Поскольку он встречает со стороны других соответствующее отношение, это усиливает его чувство определённости и даёт возможность продолжать исполнение своих обязанностей.