Смекни!
smekni.com

Социальная работа с женщинами и детьми (стр. 6 из 10)

Учреждения социального обслуживания, оказывающие помощь женщинам. В последние годы в нашей стране активно развивается система центров социальной помощи и других учреждений социального обслуживания. Эти центры действуют преимущественно в системе учреждении Министерства труда и социального развития (в прошлом Министерства социальной защиты населения Российской Федерации), Комиссии по вопросам женщин, семьи и демографии при Президенте Российской Федерации, Министерства здравоохранения, органов народного образования, комитетов по делам молодежи, культуре, туризму и спорту.

Наиболее распространенными типами их являются центры социального обслуживания населения различного (регионального, муниципального и локального) уровня, а также центры социальной помощи семье и детям. Типология и названия подобных центров, набор их функций могут варьировать в зависимости от местных условий.

Кроме того, могут функционировать учреждения социальной помощи, созданные на вневедомственной основе (например, кризисный центр для женщин с телефоном доверия, организованный научно-исследовательским институтом), в том числе зарубежными организациями либо с их помощью, конфессиями, частными и общественными организациями.

Важно, чтобы деятельность этих разнообразных организаций не нарушала права женщин, помогать которым они призваны, была прозрачна для контроля в плане содержания и методов работы, а также была информационно доступна клиентам.

1.5.1.Шведский опыт

Шведское современное общество пользуется сегодня повышенным вниманием не только в нашей стране, но и практически во всех регионах мира. Не в последнюю очередь данное обстоятельство определяется шведским опытом организации социальной защиты населения, создания эффективно развивающейся социальной системы, создающей хорошие возможности для разностороннего развития человека в условиях смешанной экономике, где доминирует частное предпринимательство.

Одной из наиболее примечательных черт всей системы организации социальной защиты населения в Швеции, пожалуй является именно повышенное внимание к кризисным конфликтным ситуациям в его жизни. При этом охватываются все сферы жизнедеятельности людей - от производственно-трудовой активности для интимных отношений, все этапы их жизни, от младенчества до глубокой старости. Эта особенность защищенности личности обеспечивается, с одной стороны специальными учреждениями, с другой - повышенным вниманием к этой проблеме в обычных, “нормальных” учреждениях социальной защиты.

А базируется такой подход к обеспечению социальной защищенности, помимо особой налоговой системы и развитого самоуправления на местах (о чем речь впереди) на развитом социальном мышлении управленческого актива и массовости, пожалуй всеобщие признание самоценности суверенности прав каждого человека их приоритетности независимо от его возраста, положения, способностей, национальности, здоровья. Судя по всему, ценность человеческой жизни, забота о ее защищенности, при всех проблемах, стало в Швеции не просто идеологической декларацией, но и имеет глубокие социальные формы, прочную духовную основу, солидный социально-экономический фундамент.

В прочем, всмотримся попристальнее в те учреждения социальной поддержки населения, в людей, что здесь работают и многое станет очевидным само собой. Прежде всего показательны в этом плане, конечно, учреждения, которые специально, профессионально помогают людям в кризисных ситуациях.

Рассмотрим Женский кризисный центр в городе Гетеборге.

Он представляет собой жилой комплекс из нескольких квартир и подсобных помещений, обслуживаемый персоналом в 13 человек. Здесь круглосуточно действует телефон доверия.

Первое, что обращает на себя внимание в этом центре, его относительная отъединенность, полузасекреченное существование, отсутствие свободного доступа в помещения. Это подчеркивает Аннет Олефссон, руководитель женского кризисного центра, непременное условие нашей работы, ибо женщина (одна или с детьми) должна себя чувствовать в безопасности.

Контакт с супругом, партнером - обидчиком в стенах центра исключен. Встреча возможна по истечении определенного времени только за пределами этого учреждения, что, помимо всего прочего, предохраняет его пациентов от дополнительных психических травм.

Посетители-пациенты Центры могут жить здесь до четырех месяцев. За этот период персонал (психологи, социологи, юрист, экономка, социальные работники) обычно снимают у них стрессовое состояние, заставляют самостоятельно объективно оценить причины и характер кризиса в отношениях с мужем, родным или близким, избрать оптимальный путь выхода из создавшейся ситуации, обстоятельно подумать о своей жизни и ее перспективах.

В Гетеборге существует три Женских кризисных центра, находящихся на бюджете городских коммун (районов) и один частный. В среднем, годичный бюджет таких центров составляет примерно три млн. крон. Основная часть расходов (до 90 % ) связано с оплатой аренды помещений и выплатой зарплаты сотрудникам (зарплата здесь колеблется от 12 до 16 тысяч крон в месяц, что близко к уровню средней заработной платы, существующей сегодня в стране).

Находясь в Центре, женщина может продолжить работать. Организовать быт ей помогут сотрудники и пациенты. Впрочем существуют и консультативная формы деятельности женского кризисного Центра, а также дневной вариант организации его работ. Обратившейся сюда за помощью могут получать не только квалифицированные консультации но и какое-то время днем (несколько дней) побыть здесь, отдохнуть, выйти из стрессового состояния, что, разумеется в социальном плане заметно снижает напряженность в отношениях между людьми, повышает их жизненные потенции, нормализует социальные связи.

Что может дать сил для борьбы за жизнь больше тем, кто болен, слаб, переживает кризис? Что может быть гуманнее, моральнее, духовно здоровее, чем ощущение реальности, что ты живешь в обществе, где жизнь человека - высшая ценность и общество готово сделать все для ее сохранения? Что может быть разумнее готовить на государственной основе подвижников, социальных работников, защищающих профессионально-социальные, в целом жизненные интересы людей?!

Глава 2 Психологический аспект проблемы насилия над женщинами и детьми

2.1.Сексуальное насилие в семье

В последнее время в средствах массовой информации все чаще и чаще поднимается тема сексуального насилия. Мы предполагаем, что в дальнейшем публикаций на эту тему в газетах, дискуссий на телевидении, популярных брошюр на эту тему будет все больше. Однако вызывает большое сомнение, что в этих обсуждениях будет затронута тема инцеста. Причина этого в следующем: дочь, которую изнасиловал отец, испытав по отношению к нему и к тому, что между ними произошло, страх, гнев, отвращение, недоверие, но наряду с этим, она продолжает сохранять к своему отцу любовь и привязанность. Она не может сделать выбор между этими амбивалентными чувствами и часто предпочитает выбрать второе, вытеснив первое, чтобы сохранить семью. Как правило, жертва инцеста не решается сказать матери о случившемся, так как боится осуждения и наказания с ее стороны.

Если девочка, девушка все-таки решается рассказать матери об этом, то реакция матери может быть двоякой:

1) мать обвиняет дочь во лжи (или только частично верит ей, осуждая ее, говоря при этом: “Ты сама его соблазнила!”) и делает вид, как будто ничего не произошло. Такая реакция вызвана неспособностью матери в данной аффективно окрашенной ситуации объективно оценить ее, а следовательно, пережить возникшие в связи с этой ситуацией чувства, в том числе побороть сильную ревность по отношению к дочери и принять кардинальное решение, как то: подробно выяснить у дочери и у мужа то, что произошло, снять ответственность за случившееся с дочери и разделить ее между собой и мужем, наказать мужа (предать дело огласке) и/или развестись с ним;

2) мать безоговорочно верит дочери, порывает с мужем и оказывает дочери всяческую поддержку, целиком возлагая ответственность за случившееся на насильника.

Очевидно, что реагирование по второму типу требует от матери большого мужества, самоконтроля. Наш опыт работы свидетельствует о том, что первый тип реакции матери, к сожалению, встречается чаще. Мы можем предположить, что реакция матери в тот момент, когда она узнает о случившемся, не зависит ни от уровня ее образования, ни от типа полученного ей воспитания, ни от силы привязанности к дочери и к мужу.

Д. Финкельхор [1996] разработал схему, объясняющую, как возникает сексуальное насилие внутри семьи. Он выделяет факторы, предшествующие сексуальному насилию:

1. Мотивация к изнасилованию:

- эмоциональная тяга к ребенку;

- сексуальное возбуждение при контакте с ребенком;

- преграда, блокирующая сексуальный контакт с ребенком (если этой преграды нет, то насильник думает, что у него нет другой возможности сексуально удовлетворить себя иначе, как с ребенком).

Если нет мотивации к изнасилованию, а она самый главный фактор, то ни о каком изнасиловании говорить нельзя.

2. Внутренний механизм сдерживания - совесть, супер-эго (это внутренний контроль, который препятствует тому, что человек делать не должен). Но сексуальный насильника обманывает сам себя. Он говорит себе: "Ведь моя дочь меня любит! Лучше пусть узнает, что такое сексуальные отношения, от меня, а не от какого-нибудь мальчишки", или: "Я прихожу домой, а она бросается мне на шею, следовательно, она хочет сексуальных отношений со мной". Насильник повторяет себе это снова и снова, много раз, пока он не поверит в это. Таким образом, он постепенно преодолевает внутренние механизмы сдерживания.

3. Внешние механизмы сдерживания (это может быть, например, мать ребенка, которая обязана все время быть начеку, или тюрьма, куда может попасть насильник, то есть реальные преграды, мешающие насильнику осуществить свое намерение.)