“Русская правда” устанавливала два порядка наследования имущества: для бояр и смердов. Имущество смерда не оставившего после себя сыновей, шло князю. Незамужняя дочь получала часть имущества, которая составляла потом ее приданное. Замужние дочери ничего не получали. Имущество же бояр, не имевших сыновей, может наследоваться дочерью.
Бояре и их дружинники могли передавать наследство своим дочерям при отсутствии сыновей, тогда как имущество смерда, не оставившего после себя сыновей считалось вымороченным и шло князю. Летописные данные свидетельствуют, что кроме князей, только бояре и церковные учреждения имели право владеть селами.
Правовое положение населения. В древнерусском феодальном государстве существовало несколько групп населения, которые различались по своему правовому статусу. Рассмотрим каждую из них конкретно.
Тиун - княжеский или боярский слуга, управляющий феодальным хозяйством.
Огнищанин - хозяин подсеки(огнища), средний и мелкий землевладелец, ”княжеский муж”.
“Русской правде” содержится ряд норм, в которых отражается положение боярства. Другим классом раннефеодального общества были смерды, занятые сельскохозяйственным трудом. Одну группу смердов составляли свободные общинники, которые жили на не захваченных феодалами землях и платили дань князю. Другую группу составляли различные категории зависимых смердов, среди которых различались закупы, рядовичи, изгои, пущенники, холопы. Зависимые смерды, кроме уплаты дани великому князю, должны были так же работать на феодала, отдавая часть урожая в виде натурального оброка.
Холоп – категория феодально-зависимого населения по правовому положению близкая к рабам, не имели собственного хозяйства и исполняли различные работы в хозяйстве феодалов. В первой четверти XVIII века холопы превратились в крепостных крестьян.
Таким образом, феодально-зависимое население образовывалось из разнообразных слоев населения: 1) Холопов, посаженных на землю; 2) Закабаленных людей – закупов и рядовичей; 3) Наймитов; 4) Из людей, находившихся под патронатом: закладников, прикладников, изгоев, задушных людей, прощенников; 5) Из общинников, сидевших в начале на княжеской земле.
За убийство смерда штраф, равный как и за убийство холопа – 5 гривен (в тоже время за убийство огнищанина – 80 гривен); за “муку” смерда (без княже слова) штраф – 3 гривны, огнищанин соответственно – 12 гривен.
Основываясь на исследованиях “Русской правды”, мы можем сделать вывод, что высшая мера наказания в то время вела к превращению виновного и его семейства в рабов. Но основным источником холопства, об этом в “Русской правде” не говорится, был плен. В летописи рассказывается, что после каждой войны, после каждой удачной битвы, князья “ополняются челядью”. Не выкупленные родственниками пленники продавались князьям и их боярам на рынках.
Холопы в XI веке считались вещью своих господ, которые могли их безнаказанно убивать, продавать, распоряжаться их судьбой. За убийство холопа взыскивалась не вира, а особое вознаграждение (5 гривен за убийство холопа и 6 гривен за рабу). ()
Большое место в законах “Руссой правды” уделено проблемам преступления и наказания. На языке “Русской правды” преступление носит название “обиды”. Всякое нанесение обиды, т. е. причинения кому-либо материального, физического или морального вреда считалось преступлением. В Уставе Владимира упоминаются такие преступления, как моление у воды, ввод в церковь животных.
В “Русской правде” проводятся различия деяний по степени проявления злой воли. Она дает различия по видам убийства: на пиру, в ссоре, в разбое. Она освобождает от наказания в случае убийства вора на дворе. Интересно рассмотрение в “Русской правде” преступления в состоянии опьянения. Она характеризует его как более легкое.
О преступлениях против семейных отношений и нравственности в “Русской правде” не содержится ни каких постановлений. О них подробно говорится в Уставе князя Ярослава: 12. Аже кум с кумою створит блуд, епископу гривна золота и во опитемии. 24. Аже девка не восхочешь замуж, а отець и мати силою дадут, а что створит над собою – отець и мати епископу в вине, а истор има платити. Тако же и отрок. ()
Феодальное право Новгорода и Пскова. Главным источником права первое время являлась “Русская правда”, а так же обычное право. Большую роль стало играть новгородско – псковское вечевое законодательство, договора Новгорода с князем, некоторые международнве договоры. Новгородское судная грамота дошла до нас лишь в одном не полном отрывке, в котором излагаются некоторые нормы права.
Псковская судная грамота состоит из 120 статей. Она стала крупнейшим после “Русской правды” правовым документом. В Псковской судной грамоте большое значение уделялось проблемам собственности. Псковская судная грамота, кроме права собственности, знает долговое право и право пожизненного пользования или так называемую кармлю. Этим правом пользовался переживший супруг. Она различает недвижимое (отчина) и движимое имущество (живот). Причем движимое имущество делится на живое (скот) и незрячие (всякое другое имущество). В составе недвижимого имущества она различает лесные земли, борти (пчельники) и воды.
Большое внимание в Псковской судной грамоте уделялось охране права собственности феодалов. А так же в ней содержатся нормы о способах установления собственности, кроме получения по наследству и по договору. Она регулирует приплод и приобретение собственности после срока давности (4-5 лет).
В судной грамоте регулируются условное пожизненное владение землей (кормля) кроме наследственной вотчины. Продажа “кормли” запрещалась.
Наследование и права супругов. Псковская судная грамота знает как наследование по закону (отмщения), так и наследование по завещание (приказное). В ней не указан порядок законного наследования. В одной из ее статей только перечисляются возможные наследники: отец, мать, сын, брат, сестра. Поскольку среди возможных наследников не упоминаются дочери, очевидно непоколебим принцип: “сестра при братьях не наследница”. В Псковской правде были расширены права супругов: переживший супруг наследовал вотчину умершего супруга, не оставившего после своей смерти завещания до своего живота. При вступлении в брак он лишался права пользоваться вотчиной.
Наследование по завещанию называлось приказным. Завещание делалось в письменном виде и поэтому называлась “рукописанием”. Оно должно было утверждаться. Это утверждение совершалось посредством его положения в ларь (архив) св. Троицы главной церкви Пскова.
Так же интересно для изучения правовых документов Новгорода Великого. Новгородские владения распространялись от Балтийского моря и Уральских гор и побережья Северного Ледовитого океана. Сам Новгород состоял из нескольких слобод или поселков, который в начале были самостоятельными обществами, а потом соединились в одну городскую общину. При характеристике политического и общественного строя Великого Новгорода, необходимо исходить из своеобразия и сочетания различных условий. Одни были связаны с географическим положением края, другие с исторической обстановкой, третьи с внешними условиями и организацией внешней торговли.
В XII-XIII веке в Новгороде имеются все основные органы республиканской власти: вече, правительственный совет, посадник, тысатский, суд посадника, суд тысятского, управление волостями через новгородских мужей. Княжеская власть, же, ограниченная в своем объеме и функциях, занимала определенное место. Высшая исполнительная власть в Новгороде была сосредоточена в руках архиепископа, посадника, тысятского и князя.
Одним из основных документов, позволяющих судить о роли князя, являются договорные грамоты. Первые документные грамоты, в которых излагались политические льготы Новгорода, дошли до нас от второй половину XIII века. Этих грамот насчитывается три: они содержат условия, на которых правил Ярослав Ярославович Тверской. По договору новгородцы обязывают князя поцеловать крест. Князь обязан был править городом “в старине по пошлине”. В договорах определялись: 1) судебно-административные отношения князя к городу; 2) финансовые отношения города к князю; 3) отношения князя к новгородской торговле.
Для того чтобы стала ясна деятельность князя необходимо знать его правовое положение. Князь был высшей правительственной и судебной властью, руководил управлением и судом, скреплял сделки и утверждал в правах. Но все эти действия он совершал не один и не по личному усмотрению, а в присутствии и с согласия посадника выборного. На низшие должности, замещаемые не по вечевому выбору, а по княжескому назначению, князь избирал людей из новгородского общества, а не из своей дружины. Все эти раздачи проводились с согласия посадского. У князя не было права лишения должности без суда выборного или назначенного лица. Вопрос о приглашении нового князя решался на вече по рекомендации боярского совета. Новгородские князья заключали с Новгородом договоры, скрепленные присягой (известно около 80 договоров XIII-XV вв. ) В этих договорах особо оговариваются их компетенция и права.
Среди функций князя необходимо выделить организацию защиты Новгорода от нападения, осуществление военного командования. Постоянно шла борьба между князьями и боярским советом. В случае, если князь пытался выступить наперекор “воле новгородской”, его прогоняли и призывали нового князя по своему усмотрению.
Однако были князья которые пытались своими действиями склонить на свою сторону вечевое собрание. Одним из таких был великий князь Александр Ярославович Невский, который проявил себя не только как талантливый полководец, но и как умелый политик.