Введение.
Вся история мировой цивилизации, история развития человеческого общества свидетельствует о том, что на смену отдельным государственным образованиям приходят более крупные и монолитные, а они в свою очередь, распадаясь, дают толчок к созданию новых, постоянных, на иных качественных основах. Писать о прошлом родного государства не имеет смысла без твердой веры в будущее Российской государственности. Сорок князей, царей, императоров и несколько генеральных секретарей в течение тысячи лет создавали, укрепляли, возвеличивали Россию. В числе их были правители слабые и сильные, удачливые и не удачливые, злодеи и люди прекрасной души, отдающие все свои силы служению Отечеству. Россия занимает особое место среди других стран мира. Она является страной самобытной. Ее историческое развитие, ее превращение в великую мировую державу совершалось в течение веков. Начало формирования российской государственности относится к IX веку и процесс формирования многонациональной российской государственности продолжался по существу до конца XIX века. Сегодня в нашей стране произошел неслыханный ранее рост интереса к истории. Ведь само слово история подразумевает “бывшее раньше”. История – это постоянные изменения. Они бывают бурными, динамичными и вяло текущими. В истории российской государственности мы знаем различные периоды подобного развития. Многострадальна и ярка история России.
Как историческая наука история государства и права есть часть истории развития человечества, органически связанная с историей хозяйственной деятельности, культуры, как материальной так и духовной. Данный предмет сохраняет свою относительную самостоятельность развития и имеет четко выраженный объект исследования. В то же время история и права наука юридическая. Она является одной из фундаментальных правовых дисциплин. Она анализирует развитие всех аспектов государственного строительства, развитие государственного механизма, форм государственной власти.
История человечества насчитывает миллионы лет. Возраст изучения вопросов государства и права сравнительно молодой, он насчитывает несколько тысячелетий.
История государства и права России изучает политические и правовые институты от начала процесса формирования государственности у народов нашей страны и до дней сегодняшних. Следовательно, изучение данного предмета органически стыкуется с правом действующим. История государства и права России имеет органическую связь с теорией государства и права. Но предмет теории государства и права изучает общие закономерности развития государства и права различных народов и цивилизаций. А история государства и права изучает конкретные особенности и характерные черты развития истории государственности на территории нашей Родины. В основе изучения истории государства и права России лежат принципы объективности, научности, глубокой добросовестности.
Историко-правовая наука должна давать человеку достоверные, правдивые сведения, соответствующие определенному периоду прошлого. Она не должна поддаваться сиюминутной конъюнктуре и в угоду власть имущих, без конца перемещать оценки пройденного этапа. Глубокий непредвзятый анализ историко-правовых документов – основная и наиболее важная задача в изучении курса история государства и права, а так же использования этих знаний при изучении курса социальная работа, так как знания социальных норм исторических документов позволяет более глубоко проникнутся проблемами социальной защиты и обеспечения, и найти наиболее оптимальный выход из сложившегося положения.
Учитывая данное обстоятельство, мы отмечаем существование теоретической и практической проблемы, которая сформулирована следующим образом: как правильно изучить документальные источники для того чтобы специалист социальной работы понял, как долог путь к принятию настоящих социальных законов, а так же в своей дальнейшей профессиональной деятельности использовал это знание.
Именно решение и понятие этих проблем и составила цель нашего исследования.
Объект исследования – процесс изучения исторических документов и их влияния на развитие общества.
Предмет исследования – содержание и влияние документальных источников на развитие социальной помощи и поддержки.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:
· раскрыть содержание исторических документов как неотъемлемой частью исторического процесса;
· определить функциональные особенности и специфику данных документов;
· определить и доказать важность этих документов для дальнейшего и эффективного формирования институтов социальной помощи и поддержки.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что важность знания не только документальных источников, но и самой истории России, позволит будущему специалисту эффективно применять полученные знания в дальнейшем.
Актуальность исследования заключается в том, что без знания своего прошлого мы не можем построить свое будушее.
Теоретические основы исследования представлены трудами: Соловьева С. М. , Ключевского О. В. , Фирсова М. В. , Карамзина, Бадя, Холостовой Е. И.
Методы исследования. Для решения поставленных задач и подтверждения исходной гипотезы был проведен тщательный анализ исторических документов, в изложении различных авторов.
В сегодняшней историко-правовой литературе идет ожесточенный спор между формационным и цивилизационным подходами. Нам кажется что нельзя становясь на точку зрения какой-либо из противоборствующих сторон, мы считаем и хотим подчеркнуть мысль о том, что мы должны, не абсолютизируя классовый подход, классовую борьбу, идеологические догматы марксизма, монополию одной идеологии, а надо исходить из реального изучения конкретных исторических событий, включая революции, крестьянские войны и движения классов и социальных групп общества.
Глава I.
Вопрос о развитии права в Киевском государстве имеет особое значение. Обычно право предшествует закону. Его начало теряется в глубокой древности. Обычай, в отличие от закона, не имеет санкций, то есть утверждение его какой-либо определенной законодательной властью.
К X в. на Руси оформились основные институты нищелюбия, которые отождествлялись с человеколюбием. Анализируя характерные особенности наших далеких предков Соловьев С. М. отмечал, что в отличие от воинственных германцев и литовцев, избавлявшихся от “лишних, слабых и увечных” сородичей, истреблявших пленных, наши далекие предки были милостивы к старым и малым соплеменникам, а также к пленным, которые по прошествию известного срока могли вернуться в родные места или "остаться" жить между славянами в качестве людей вольных или друзей”. Они привечали и любили странников, отличались редким гостеприимством. ( с. 91-97). В процессе развития общинно-родовых форм поддержки: у славян возникли институты старцев, вдов, детей и сирот. Прежде чем придти к этим институтам славянам пришлось осознать важность и полезность опыта старцев, необходимость поддержки вдов, детей и сирот. Именно эти формы поддержки были закреплены в первых документальных источниках. В ранний период исторического развития на Руси главнейшее место занимали иноземные источники права. Первоначально на Руси распространялись переводы на церковно-славянский язык греческих сборников обычного права (Сборники Иоанна Схоластика и патриарха Фокия). В документах содержались церковные законы, а потому они назывались номоканонами. Их переводы получили на Руси особое название, которые назывались как кормчие книги. Постепенно к их текстам, снабженным толкованиями византийских канонистов, русские стали добавлять разные материалы, из коих наиболее обширными явились византийские кодексы из которых нами выделены следующие:
· Эклога - законодательный свод, один из важнейших источников славянского права.
· Прохирон (практическое руководство для судей, нормы граждансого, уголовного и церковного права, один из источников православного права) императора Василия Македонянина, изданный в 879 году в отмену Эклоги.
“Книги законные” состоящие из четырех частей: а) Законов земледельческих; б) Законов “о казнях”, т. е. уголовных законах; в)Законов о разделении браком, содержащие постановления о повадах к разводу и о незаконных браках; г) Главы из послусех, т. е. постановления о свидетелях.
Большое значение имел на Руси “Закон судный людем” или судебник царя Константина. Именно эти источники позволили на Древней Руси создать собственные юридические документы, на формирование которых повлияла церковь.
“…духовенство …шло во главе благотворительности. Особой щедростью в этом деле отличались иноки Киевско – Печерского монастыря и между ними преподобные Антоний, Даминиан, Феодосий Печерский и др. Феодосий близ своего монастыря построил особый дом, в котором помещались нищие, калеки и прокаженные. Первые в государстве больницы, в которых бедные призревались и пользовались бесплатным лечением, были учреждены Переяславским епископом, в последствии Киевским митрополитом, Ефремом в 1091 г. При всех монастырях имевших средства производилось кормление нищих и убогих, для которых устраивались иногда особые помещения. Такая заботливость духовенства о благотворении, помимо религиозных побуждений, обуславливалась соответствующими церковными постановлениями. Так уже в Церковном уставе 996 г. упоминается об обязанностях духовенства по надзору и попечению за призрением бедных, причем на содержание церквей, монастырей, больниц, богоделен и на прием странных – не имущих была определена “десятина”, то есть десятая часть поступлений от хлеба, скота, судебных пошлин и т. п. ”
“Церкви никогда бы не удалось приобрести исключительную власть над умами, если бы среди ее деятелей не появились подвижники, не щадившие живота своего во имя общего дела. Сергий (Сергий Радонежский, 1322 - 1392 гг. ) принадлежал к их числу. Его жизнь в пустыне была заполнена каждодневным изнурительным трудом. Собравшейся братии он служил, по словам современника, как купленный раб…; от источника, бывшего там, воду в двух ведрах черпал, на своих плечах в город носил и каждому у кельи ставил. Труд был одушевлен и идеей служения ближнему, что и являлось причиной нравственного влияния Сергия на современников… В отличие от старых монастырей Троицкий не блистал богатством… Ворота Троицкого монастыря были всегда открыты для странников и прохожих. Игумен не отказывал никому ни в подаянии, ни в духовном поучении…”. ()