Смекни!
smekni.com

Развитие дианетики (стр. 6 из 11)

Умер Хаббард в 1986 году, так по крайней мере написано в “Дианетике”, место его захоронения неизвестно.

Структура Церкви Сайентологии такова: Офис особых дел занимается юридическими вопросами; служебная организация “Флаг” готовит высший персонал церкви; флагманская организация базируется на судне “Вольные ветры”, здесь идут курсы самой высокой степени посвящения; морская организация наиболее скандально известна, её сотрудники подписывают контракт такого рода: “Я удостоверяю настоящим документом, что, находясь в светлом уме и добром здравии, становлюсь служащим морской организации и обязуюсь до конца следовать её задачам и целям, каковыми являются порядок и этика на этой планете и во Вселенной, записываюсь в морскую организацию на ближайший миллиард лет”.

В январе 1982 года группа молодых энергичных лидеров создала особую группу с “главной целью - развивать и утверждать чистоту и единствосайентологии”. Был проведен ряд мер, ужесточивших “церковную дисциплину”, а вскоре и чистка руководства, коснувшаяся прежде всего функционеров старшего поколения. В Церкви, как заявил один из смещенных работников, установилось “царство террора молодых”. Подлинныепричины и тенденции перемен в столь “закрытой” организации определить трудно. Однако можно предположить, что немалую роль в этой схватках играют манящиебогатства Церкви.

Каково воздействие, которое программы Церкви сайентологии оказывают на ее последователей?

Можно констатировать, что Хаббард открыл для себя поистине золотую жилу: в 50-е годы - ажиотаж по поводу достижения “внутреннего покоя” достиг своего апогея. Сознательно или неосознанно Хаббардисходил из того, что большинство граждан не сможет отличить обоснованные методы врачевания от хорошо разрекламированного знахарства.

Как только частный психотерапевтический метод был мистифицирован и представлен в качестве универсального средства врачевания человеческого рода, способ и цель общения инструктора и пациента, выбор и последовательность “программ”, оценка их результатов и т. п., уже подчинялись не заботам о здоровье пациента. Главными стали “цеховые”, во многом корыстные интересы функционирования и воспроизводства религиозного культа, интересы, которые неизбежно вели к искажению, а то и ликвидации элементов прежнего опыта и знаниях, содержащихся в применяемых процедурах.

Люди, порвавшие с Церковью, единодушно утверждают, что подвергались особому гипнотическому воздействию. Так, Джулия Титбурн считает, что стала жертвой практики “промывания мозгов”, превратившей ее в “робота, презирающего своих родителей в такой мере, что возникла мысль об их убийстве”. Одна из свидетельниц подтвердила, что Джулия “страдала от стрессового синдрома, утратила память, способность употреблять слова и концентрировать внимание и после выхода из Церкви долго страдала от рассеянности и галлюцинаций”. Даже опытный адвокат был потрясен. Это, заявил он, “история ужасов”, в ходе которой девушку “программировали, чтобы превратить в подавленное, абсолютно безвольное и совершенно бессмысленное существо”.

Порой, однако, можно встретить и иные суждения. Так, одна женщина после ста часов “прослушивания” заявила, что приобретенная ею “все возрастающая способность контролировать реакцию на прошлое благотворно сказывается на нынешнем состоянии, в частности, придаст большую устойчивость к негативным проявлениям жизни”.

Столь противоречивые оценки, разумеется, естественны. Проблема, однако, сохраняется: каковы результаты “прослушиваний”, на чем, в частности, основываютсяих высокие оценки, вообще говоря, повторяющие рекламные посулы Хаббарда?

Американские исследователи Фло Конвой и Джим Сигельмац в своей книге “Захват” (1977 год) утверждают, что в культах происходит не просто изменение отдельных взглядов человека, но коренная перестройка всего строя психики, перерождение традиционных идей и ценностей, Из многочисленных фактов и бесед, приводимых авторами, наиболее поучительным представляется интервью с ХовардомДавенпортом (псевдоним), который провел в Церкви пять лет, выступая в последнее время как инструктор. Его рассказ, кстати, помогает яснее представить и мотивы, по которым люди вступают в Церковь.

“В то время я находился в подавленном состояниии был совершенно одинок, - вспоминает он. - Однажды миловидная девушка дала мне адрес и сказала: “Приходите в 7.30”. На вопрос, что там будет, она ответила: “Просто компания людей, хорошо знающих друг друга”. Я решил, что речь идет о массовой вечеринке, а попал на встречу сайентологов. Нам прочитали лекцию и показали учебный фильм... После этого продемонстрировали “Е-измеритель” и объяснили, как он работает. Гостям предложили использовать его действие на себе, а сайентологикомментировали его показания.

Они пригласили и меня. Когда стрелка резко отклонилась, мне пояснили: я нахожусь в состоянии глубокого душевного расстройства, и убедили пройти курс “общения” за 15 долларов. Моя новая знакомая призналась, что еще раньше поняла: я нахожусь в депрессивном состоянии и жизнь моя не сложилась. Но если я пройду этот курс, все проблемы будут решены. Я ощутил состояние душевного подъема: “Ого! Наконец нашелся кто-то, кто способен позаботиться о моих проблемах!..