Смекни!
smekni.com

Отношение славянского мира к германо-романскому (стр. 3 из 3)

Что же Россия? - спросите вы. Судите сами: в сфере религиозной, кажется, произошёл какой-то надлом и церковные иерархи устраивают светские приёмы и освящает дорогие машины. Хотя мы и восстанавливаем храмы и ставим на могилах кресты, но это сильно напоминает идолопоклоннический поиск пути спасения при утрате пути истинного, хорошо выраженный Есениным: “На церкви комиссар снял крест// Теперь и богу негде помолиться// Уж я хожу украдкой нынче в лес,// Молюсь осинам...// Может, пригодится...”. В сфере политической, похоже, происходит полный хаос и беспомощность (под политическим аспектом культурной деятельности Данилевский понимает отношения людей между собой как членов одного народного целого и отношения этого целого к другим народам). Общественно-экономическая деятельность, объемлющая отношения людей применительно к условиям пользования предметами внешнего мира, и вовсе должна быть забыта в силу крайней нищеты существования людей в бытовом плане и полном расстройстве экономического порядка. Лишь сфера собственно культурная, а именно её научный и художественный аспекты, может явиться источником некоторого оптимизма (хотя и здесь европейцы не без сарказма говорят, что русским и есть-то гордиться литературой да балетом). Это ли истинное назначение народа славянского... Закончить же этот обзор и весь доклад хотелось бы следующей цитатой Данилевского:

России, не исполнившей своего предназначения и тем самым потерявшей причину своего бытия, свою жизненную сущность, свою идею, - ничего не останется, как бесславно доживать свой жалкий век, перегнивать как исторический хлам, лишённый смысла и значения, или образовать безжизненную массу, так сказать, неодухотворённое тело и, в лучшем случае, также распуститься в этнографический материал для новых неведомых исторических комбинаций, даже не оставив после себя живого следа.