Бытие вещей, тел, процессов, состояний природы, которые производятся человеком.
Бытие самого человека: бытие человека в мире вещей и специфическое человеческое бытие.
Бытие духовное, т. е. индивидуальное и объективизированное.
Бытие социальное, которое делится на бытие отдельного человека и бытие целого общества.
Бытие - дорога человека, стратегическая линия истории и человека.
Структура бытия: механическая, физическая, теологическая, химическая, духовно-нравственная реальности. Отсюда бытие в широком смысле слова - реально сущее вообще или многогранный универсуум. Категорию бытия трактовали и с гносеологической точки зрения.
Структура основного вопроса философии:
Что первично, а что вторично?
Познаваем ли мир (бытие)? (Естествоиспытатели считают, что познаваем, но были и агностики (Кант): бытие - априорная форма мышления)
С гносеологической точки зрения бытие познавалось по-разному. Отсюда можно сделать выводы, как понималось бытие в истории философии. В материалистической философии - в смысле чувственно воспринимаемой материи, фактического существования чего бы то ни было материального, как возникновение и уничтожение материи, становление чего-то.
Идеалисты - бытие как логическая категория, человек как комплекс ощущений. От понимания бытия было много ошибок.
Главная составная часть бытия - материя (фундамент бытия), т. к. понятие материи раскрывает содержание бытия, оно входит в первую сторону вопроса философии.
Через понятие материи выражается сущность мировоззрения (материалисты и идеалисты), через категорию материи раскрывалась методологическая функция философии, через категорию материи мы связываем функцию естествознанием.
Категория материи по-разному понимается и трактуется. Представители естествознания связывали её с реальным, объективно существующим. Философское понятие материи появилось не сразу. Бекон, Гоббс, Локк под материей понимали определённое свойство вещей. Дидро характеризовал материю в рамках основного вопроса философии. Французские просветители приближались к характеристике материи как абстрактного понятия. Материя есть обобщённо-сокращённое понятие. Не всегда философы подходили философски к этому определению, что привело к кризису.
Ошибка естествоиспытателей - атомистическая концепция Демокрита имела прогрессивное значение в конце 19-начале 20, однако, она рушилась, когда были открыты рентгеновские лучи (1865), явление радиоактивности (1896), электрон (1897), теория относительности (1905). В физике появилось новое понятие материи - поле, качественно отличное от вещества. Сначала поле (окружающее вещество пространство) - атрибут материи. Затем оно стало мыслиться как самостоятельная физическая реальность, способная существовать в пространстве независимо. Поле превратилось в новый вид материи.
Не учли, что масса электрона, обусловленная полем, изменяется в зависимости от скорости. Т. к. масса считалась мерой материи, то открытие непостоянства массы было истолковано как исчезновение материи. В этом же духе был истолкован радиоактивный распад атома (превращение материи в энергию, т. е. её исчезновение). Метафизичность идеологии о материи - невозможность чувственно воспринимать микрообъекты вынудила физиков прибегнуть к математическим формулам. Материя исчезла - остались одни уравнения. Ленин проанализировал это состояние и сделал вывод: нельзя смешивать естественнонаучные представления с философским понятием. Материя - философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая отображается нашими ощущениями, существуя независимо от нас. Свойства материи: объективность, субстанциональность.
Философский взгляд на движение сложился не сразу.
Движение - непрерывное изменение чего-то (элеаты). Аристотель видел шесть видов движения: возникновение, уничтожение, изменение по качеству, увеличение или уменьшение, перемещение, изменение по положению. Ньютон обосновал механическую форму движения, но видел источником движения первотолчок, т. е. Бог. Французские мыслители отвергали идею первотолчка и считали, что движение - свойство материи. Гегель всю действительность рассматривал в виде процесса, т. е. движения. Энгельс в своей работе ”Диалектика природы” указал на пять форм движения материи:
Механическая (пространственное перемещение макрообъектов).
Физическая (изменения в микромире).
Химическая (связана с соединением или разъединением атомов).
Биологическая (все многообразные процессы живых организмов, связанные с обменом веществ, жизнедеятельностью).
Социальная (изменения в человеческом обществе, начиная с материального производства и заканчивая человеческим мышлением).
Основные характеристики классификации форм движения:
Формы движения соответствуют уровням структуры материи.
Формы движения расположены так, что каждая последующая включает в себя предыдущую.
Классификация подвела науку к пониманию развития мира, позволила понять развитие науки и классифицировать её, она объяснила систему познания мира, указала на логику развития науки, дала основание к построению научной картины мира, составила научное мировоззрение.
2 СЕМЕСТР
Диалектика и её альтернативы.
Философское понимание диалектики как науки.
Объективная и субъективная диалектика.
Понятие закона.
Классификация законов.
Сущность закона перехода количественных изменений в качественные и его методологическое значение.
Закон единства и борьбы противоположностей как общий закон бытия и познания.
Закон отрицания отрицания.
Общая характеристика категорий диалектики.
Фролов с.95-171
Диалектика выполняет методологическую роль для всех наук.
С вводом диалектики в философию материализм стал диалектическим, а диалектика материалистической. Диалектика и природа естествознания существуют в нерасторжимом единстве. Материалистическая диалектика поставила по-новому проблему познания.
Диалектика - учение о развитии в его наиболее полном, глубоком и свободном от односторонности виде, об относительности человеческого знания, дающего нам отражение вечно развивающейся материи.
Материалистическая диалектика выступает как наука о всеобщей связи и развитии и как всеобщий метод познания и преобразования мира (мета метод). Предметом диалектики являются различные виды связей и всеобщие законы развития природы, общества и мышления.
В окружающем мире всё взаимодействует. Эта связь всего со всем - главный предмет диалектики. В результате взаимодействия материя проявляет свою сущность (так же и человек формируется в обществе).
В мире существует всеобщее взаимодействие, которое следует из общественной практики людей. Человек различает не только вещи, но и их длительность, форму и объём (пространственные характеристики связи), замечает изменения, развитие и движение связей, т. е. связь - способ существования материи.
Связь - взаимодействие, взаимообусловленность, неуничтожимость материи, переход вещей. Если связь - взаимодействия, то её можно рассматривать на основе пяти форм движения материи: механические, химические, биологические, физические, социальные; по формам бытия: пространственные связи, временные; по степени общности: общие и частные; по времени: постоянные и временные. Каждая наука исследует конкретную форму связей. Материалистическая диалектика исследует природу универсальных связей, присущих всему объективному миру и сознанию людей.
Внутренние связи и внешние, существенные и несущественные, прямые и косвенные, случайные и закономерные.
Мы рассматриваем диалектику как науку о связях. Но вещи в природе ещё находятся в развитии. Развитие вытекает из всеобщей связи явлений.
Развитие - не простое изменение, а высший этап движения материи и сознания. Понятие развития шире понятия прогресса, который лишь момент развития, осуществляемый на конкретном этапе. Развитие противоречиво, оно ведёт к старому на новой основе, отклоняется.
В развитии в основном преобладают прогрессивные тенденции. Существует две концепции развития: метафизическая и диалектическая.
Различия:
Метафизическая - развитие - рост или уменьшение, т. е. как простое повторение, а диалектическая - развитие как единство противоположностей, раздвоение единого.
При первой концепции остаётся в тени источник развития - во внешних силах, двигательная сила, во второй - самодвижение.
Пример метафизической теории - теория преформизма, а именно: живой организм складывается в зародыше, а потом идёт рост.
Вторая концепция - отвечает требованиям науки и научной методики познания; развитие - закономерный процесс перехода от простого к сложному, от низшего к высшему.
Метафизика рассматривает предметы и явления как застывшие, лишённые внутренних противоречий, с точки зрения количественного роста. Диалектическая концепция даёт ключ к пониманию самодвижения.
Метафизика:
Неспособна вскрыть источник развития.
Отвергает развитие как появление нового, абсолютизирует количественное развитие.
Существует связь с идеализмом.
Основа механистического материализма.
Диалектика:
Рассматривает развитие как взаимопревращение различных форм движения материи.
Понимает развитие как единство прерывностей и непрерывностей количественных и качественных изменений.
Закрепляет это понимание в специальном законе взаимного перехода количественных и качественных изменений.
Рассматривает развитие как единство тенденций поступательности и преемственности, что отражается в законе отрицания отрицания.
Видит причину развития в противоречиях, выраженных в законе единства и борьбы противоположностей.
Отступление от принципов диалектики ведёт к догматизму, т. е. отстаиванию устаревших положений, авантюре или пассивному выжиданию, ложному формализму. Нарушение требований диалектики ведёт и к эклектике - непоследовательность, беспринципное смешивание разнородных взглядов, абсолютизация разрозненных фактов, неумение отличать главное от второстепенного, стремление притупить противоположности, сгладить противоречия.