Диалектика противоположна и софистике - ложно построенному умозаключению. В софистике прослеживаются приводы двусмысленных доводов, экстраполяция одних сторон на другие вещи.
Ещё одна альтернатива диалектики схоластика - с др. греч. ”схоластос” - школа, место учения.
Требования диалектики:
Объективность подхода.
Всеобщность анализа (всесторонность).
Соблюдение принципов всеобщей связи и развития.
Конкретность (историчность) анализа.
Принципы диалектической логики:
Конкретность анализа.
Предмет надо брать в развитии и изменении.
Человеческая практика должна уходить в определение истины.
Истина конкретна, а не абстрактна.
Объективная - диалектика материальной действительности, она существует независимо от человеческого сознания и лишь отражается им.
Субъективная - отражённая в мышлении и познании объективная диалектика, она вторична по отношению к объективной.
Известны и другие формы диалектики:
Стихийная бездоказательная диалектика древних греков (Гераклит).
Диалектика материалистов эпохи Возрождения (Бруно, Кузанский).
Идеалистическая диалектика немецкой классической философии (Кант, Гегель).
Диалектика русских революционных демократов (Белинский, Герцен, Чернышевский).
Материалистическая диалектика - и теория познания, и логика, т. к. одни и те же диалектические законы действуют как во внешнем мире, так и в мышлении человека, но это совпадение относительно.
Диалектика объективируется в мире с помощью своих законов и категорий.
Закон - общая, необходимая, внутренняя, существенная, повторяющаяся связь явлений и вещей. Сущность и явления взаимосвязаны. Сущность детерминирует явление. Понятие закона - одна из ступеней познания человеком единства и связей, зависимостей и ценностей мирового процесса. Какими связями проявляется закон:
Закон выражает существующие связи и отношения между предметами и их свойствами, вытекающими из их сущности.
Закон выражает не только существующие, но и необходимые связи (это означает неизбежность его проявления при определённых условиях).
Закон выражает такие отношения, которые имеют общий характер (закон является формой всеобщности в природе, т. е. закон отражает то общее, что присуще группе предметов).
Закон - устойчивые повторяющиеся связи и отношения предметов.
Понятие закона отличается от понятия закономерности. Закон означает выраженную определённую связь, а закономерность многие связи (совокупность законов, действующих в одной области мира). Различают законы развития, функционирования, строения. Живым организмам присущи законы развития. Законы функционирования - физиология. Законы строения - анатомия. Различают динамические и статистические законы. Динамические - выражают такую форму причинной связи, при которой по начальным данным можно определить последнее состояние объекта. Статистические - выражают необходимость случайных связей (среднее состояние множества величин). Законы по сфере их действия: частные, общие и всеобщие. Частные - выражают связи и отношения между конкретными явлениями и свойствами. Общие - проявляются в более широких, но ограниченных сферах, например, в природе - естественные законы. Всеобщие - законы диалектики.
Законы по длительности действия: вечные (диалектики), долговечные, недолговечные (законы развития общественных формаций). Законы диалектики отражают всеобщие связи, присущие всем областям мира:
Закон перехода количественного изменения в качественное и обратно - отвечает на вопрос, как происходит процесс развития, он как бы раскрывает технологию развития.
Закон единства и борьбы противоположностей - раскрывает источник развития явлений.
Закон отрицания-отрицания - отвечает на вопрос, в каком направлении совершается развитие (показывает вектор развития).
Диалектические законы имеют объективный характер - 1) Отражает явления и процессы, происходящие независимо от человека и не относящиеся к нему. 2) Законы действуют до того, как их познают. 3) Эти законы человек не может отменить или изменить, они развиваются самостоятельно.
Различные трактовки в понимании законов:
Объективные идеалисты считают, что законы мира творятся сверхъестественной силой.
Субъективные идеалисты считают, что законы творятся разумом и вносятся в природу.
Диалектика проявляется не только с помощью законов, но и с помощью категорий (самостоятельно).
Качество - то, что характеризует данный предмет как таковой, единство его существенных черт и сторон, что отличает его от других предметов.
Качественные особенности предметов не лежат на поверхности, они раскрываются в свойствах. Свойство - способ проявления качества предмета по отношению к другим предметам, с которыми он взаимодействует, т. е. свойство - форма проявления качества, но свойство характеризует не всю вещь, а лишь отдельные стороны, кроме того, бывают существенные и несущественные свойства, от которых изменяется сущность предмета. Существенными считаются такие свойства, от потери или приобретения которых предмет имеет своё качество. Вещи различаются не только в качественном, но и в количественном отношении.
Количество - такая определённость предмета, которая характеризует его величину, числовой состав, темпы движения и т. п. Количество и качество существуют объективно и неотделимо друг от друга и от предметов тоже, а диалектическая их взаимосвязь показала новую категорию - меру.
Мера - качественное количество, органическое единство качества и количества какого-либо предмета. Сущность закона состоит в том, что в начале незначительные количественные изменения, постепенно накапливаясь на определённом этапе, нарушают меру предмета, т. е. процесса, что приводит к изменениям качества; изменение качества предмета вызывает изменение количества и т. д. Закон имеет всеобщий характер. Мировоззренческое значение - 1) Он объясняет усложнение качественного многообразия в процессе развития, 2) указывает на источник диалектической связи количества и качества, 3) отмечает единство прерывности и непрерывности развития, движения, 4) отвечает на вопрос, как происходит развитие, как изучить объект с разных сторон, учесть диалектику.
Считается главным законом диалектики, т. к.:
Единство и борьба противоположностей определяет качественную характеристику предметов и явлений.
Он выступает конечной причиной их возникновения и развития.
Выявляет источник развития.
Закон называется так, всецело включая в себя теоретические противоречия, которые борются. Сначала противоречивые стороны существуют вместе, а затем борются. Борьба одного начала с другим - источник следующего этапа развития.
Происхождение и сущность сознания.
Проблема познания сознания.
Естественно-биологические предпосылки возникновения сознания.
Социально-исторические источники сознания.
Сущность сознания.
Сознание и кибернетика.
Проблема малодоказательна и вариантов возникновения много: религиозные, естественнонаучные, по Фрейду, философские. Половина учёных мира исповедуют естественнонаучную теорию, другая - теологическую.
Теологическая: сознание - божественная искра, которая внедряется в момент рождения. ”Это то, что мы не знаем и никогда не узнаем”. Философы предложили происхождение слова сознание, т. е. совместное знание. Люди привыкли информацию получать с помощью ощущений. Сознание - идеально, его нельзя воспринимать чувствительно. Существует два способа изучения сознания: 1) Опосредованно, т. е. через предметную деятельность и поведение человека. 2) Т. к. человек происходит из природы, то, изучая эту природу, можно узнать предпосылки возникновения сознания.
Сознание изучают все те науки, которые изучают природу. Естествознание - не столько наука о природе, сколько о человеке и его деятельности. Оно раскрывает всю историю возникновения сознания. Физиология головного мозга раскрывает механизмы, лежащие в основе мышления. Психология раскрывает сознание посредством поведения человека в окружающей среде. Кибернетика позволяет исследовать сознание через моделирование психических процессов. Логика исследует законы развития мышления. Философия:
Раскрывает методологию науки о сознании.
Объединяя данные всех наук о сознании, она раскрывает сущность сознания, его отличие от психической жизни животных.
Философия является наукой о сознании и потому, что специально занимается теоретико-познавательными, т. е. гносеологическими проблемами.
История проблемы сознания. Религия ставит вопрос о сознании в виде представлений о душе. Душа - первая гипотеза о происхождении сознания, т. к. в религии ставится вопрос об отношениях души и тела. О Боге говорить без человека не имеет смысла. Философы античности сравнивали сознание с воском, на котором оставляла следы природная действительность. Ими идея понималась как важнейший вид объекта, который оставлял след на поле разума. Античные философы говорили о душе как об источнике движения вещей. Христианство свело сознание со своими переживаниями, с общением человека и Бога через молитвы. Душа была самостоятельной при исповеди, и совершался самоанализ души, т. е. это было знание о собственном состоянии духовного опыта ибо мысль о Боге придавала особую святость человеку, его ”я” которую ощущал верующий. Верующий знал, с кем имеет дело, и таким образом появлялось содержание сознания, т. е. оно становилось духовным переживанием, духовным явлением. Гегель - дух представлял объективно существующим и над индивидуальным. Дарвин объяснял сознание через эволюцию природы, т. е. происхождение человека из мира животных. Декарт: я мыслю=>существует Бог - гарант того, что человек мыслит. Кант: сознание человека связывал с его априорными знаниями (доопытными). Фрейд говорил о сознательном и подсознательном (бессознательном). Сознательное засоряет бессознательное - совокупность психических явлений, лежащих вне человеческого разума и не поддающихся контролю. Фрейд считал, что психика человека имеет три сферы: оно, я и сверхъя. Оно - слой бессознательных влечений и наслаждений. Я - сфера сознательного или посредник между сознательным и внешним миром. Сверхъя - внутренние установки совести, обусловленные моралью общества. Фрейд не учитывает общественную сторону в развитии сознания.