Смекни!
smekni.com

Философия. Лекции (стр. 9 из 10)

В основе сознания лежат два свойства мозга: отражение и память. Древнегреческий анатом Алкмеон впервые выдвинул идею о мозге как о главном органе психики. Идею рефлекса развили в учении об условных и безусловных рефлексах (Декарт). Мозг способен получать, хранить и перерабатывать различную информацию и на её основе составлять план действий. Мозг - высокоорганизованная материя, способная к ощущению=>можно предположить, что вся материя и её низшие структуры обладают таким свойством, т. е. свойством отражения. Эта теория доказала, что отражение - всеобщее свойство материи. Различные виды материи обладают различными свойствами отражения, т. е. познание истории развития отражения - познание происхождения сознания. В природе и в обществе отражение идёт по восходящей линии. Раздражимость, чувствительность, ощущение и восприятие, представление, понятие, рассуждение и умозаключение. Кроме того, есть узловые ступени развития отражения:

Переход от неживой к органической, т. е. живой материи.

От биологической к психической деятельности организма.

От психической к сознательной.

ЦНС функционирует в виде рефлексов, т. е. идея безусловного и условного рефлексов - ступень в развитии механизма памяти, т. е. рефлекс, позволяет организму ориентироваться в повторяющейся обстановке. На основе этого возникла возможность опережающего отражения. Возникновение условных рефлексов привело к психической форме отражения. Особенности:

Переход к сложному избирательному поведению.

Изменение памяти - она приобретает образный и эмоциональный характер.

Возникает чувствительное переживание, возможные реакции.

Мозг после рождения и до двух лет увеличивается в шесть раз (2900-650 грамм). Затем сильно развивается память. Мозг превратился в сложный биологический орган или компьютер. Американский учёный Тригер доказал, что глаз тоже участвует в переработке информации.

Вопрос о причине возникновения сознания рассматривался Дарвиным.

Энгельс - труд и членораздельная речь способствовали возникновению сознания. Социальное надстраивалось над биологическим. Всемирная история - порождение человека человеческим трудом. Первобытный человек не отличался сознательным мышлением (инстинктивный - по деятельности человек, а по психике животное). Труд - условие возникновения сознания. Труд и орудийная деятельность порождала в человеке целепорождающее начало. Труд порождал потребность общения, - первобытное стада превратилось в первобытнообщинное общество, т. е. общество - обобществившееся в труде человечество. Появился социальный механизм, который надстраивался над биологическим механизмом. Отражение связывало людей, затем появилось отношение, ум, начало, управление и память, которая развивалась в виде механизма традиций, моральные нормы поведения, письменность и т. д.

Проблема познаваемости мира.

Понятие субъективного и объективного познания.

Соотношение чувственного и рационального в познании.

Роль практики в процессе познания.

Философское учение об истине.

Проблема познаваемости мира - суть основного вопроса философии.

Философские школы, которые отрицают познаваемость мира, относятся к агностицизму:

Античный агностицизм - Протогор и другие. Суть - каждое знание есть лишь мнение=>ничего нет истинного. Истина не тождественна объекту, был отрыв мира от вещей, а мысли от ощущений.

Английский философ Юм - все знания из опыта, а в опыте мы имеем дело с ощущениями, но не можем выйти за их пределы=>мы познаём свои собственные ощущения. Ощущения связывают объект с субъектом.

Немецкий философ Кант - противоречива. Кант в теории познания шёл не от объекта к субъекту, а наоборот. В ограниченности человеческого познания он видел нравственный смысл, иначе не было бы риска при выполнении нравственного долга. Вещь непознаваема, т. к. явления не дают нам положительных знаний, они хаотичны, как Броуновское движение. Кантовский субъект как представитель человечества оперировал априориями (?). Ум человека читает в природе то, что сам же ей приписывает. Сущность вещи не познаваема, Кант разрывает сущность и явление. Законы не объективны, а есть только связь с человеческим сознанием.

Теория иероглифов Гельмгольца - исходил из Мюллеровского закона специфической энергии чувств: источником ощущений является чувственный нерв, а не материя. Любому нерву свойственен специфический вид ощущений=> различные объекты вызывают одни и те же ощущения=>ощущение - не образ и не копия предмета, а символ, знак. Символизм (по учебнику).

Ошибки агностицизма:

Познание не имеет границ, а возможности любого поколения ограничены, и познание остаётся не завершённым.

В познание включается относительность истины, т. е. знание содержит и незнание.

Новое знание возникает путём отрицания старого (возникает сомнение по отношению к старому знанию).

Агностики не понимают роли практики в познании, ощущений и не осмысливают диалектику сущности и явления.

Вывод:

Существуют вещи независимо от наших ощущений, вне нас.

Никакой принципиальной разницы между явлением и вещью в себе нет.

В теории познания следует рассуждать диалектически, т. е. не предполагать знание как неизменное и готовое, а как оно становится полным и истинным.

Что, кто и для чего познаётся?

Здесь работают эти категории: субъектно-объектные отношения.

..............

В материализме берётся за основу действий человек, который связан с объектом, а потом происходит осмысление предметной деятельности человека. Во взаимной связи человека и природы берёт чисто отражательную сторону. Материализм берёт за критерий истины практику и исследует её, а в идеализме это начало не исследуется. Т. е. познание - созерцательное отражение. У Фейербаха - человек как бы эхо природы. У материалистов человек - действующее существо=>субъектом познания является действующий человек и всё человечество. Объектом познания является та часть природы, на которую направлена человеческая деятельность. Объект познания может выступать как результат человеческого труда, это не весь мир Вселенной, а только малая его часть, но сфера деятельности человека расширяется, т. е. расширяется объект познания.

Познание выступает как деятельное начало, особый вид деятельности.

В проблеме однозначного толкования не было. В истории философии отмечаются такие учения как:

Сенсуализм - абсолютизировал роль чувственного начала в познании (Локк).

Рационализм - абсолютизировал в познании только разум, логическое познание.

Диалектика чувственного познания формулируется немецкими философами (Кантом, Гегелем), а завершается в марксизме. Чувственное познание - процесс образования психологических образов с помощью чувств:

Ощущение - чувственный образ отдельного свойства вещей или начальная ступень познания.

Восприятие - чувственный образ вещи в совокупности всех его сторон.

Представление - чувственный образ, запечатлённый в памяти, переход к абстрактному мышлению.

Выделяют пять органов чувств, которые отражают не все сигналы окружающей среды, а лишь только те, которые необходимы человеку.

Рациональное познание - психологические образы, создаваемые с помощью абстрагирования, обобщения и идеализации в виде понятий, суждений и умозаключений. Здесь появляется способность мысли отвлекаться и сосредотачиваться на главном. Характерные особенности:

Основано на чувственном отражении (это развёртывание чувственного образа в истину).

Логическое познание, оно устанавливает связь между словами.

Здесь отражение осуществляется без бытия вещей, т. е. мысленно.

В рациональном познании раскрывается творческая природа мысли и создаётся духовная сфера общества.

Оно осуществляется в трёх формах: понятии, суждении и умозаключении.

Понятие - опорный пункт мышления, ступень в познании или абстрактный образ вещей.

Суждение - система понятий и мыслить=>высказывать суждения.

Умозаключение - выведение одних суждений на основе других.

Рациональное познание делится на эмпирическое и теоретическое.

(по учебнику).

Познание следует начинать с практики.

Познание и практику разделила классовая дифференциация общества. Практика - чувственно-материальная деятельность:

Производственная - направлена на преобразование природы.

Социально-общественная - на обработку людей людьми.

Научно-экспериментальная - на творческую духовную деятельность.

Практика выступает основой познания.

Она предшествует познанию.

Создаёт материально-технические средства для общества.

Ставит задачи перед наукой и определяет её направление.

Даёт материал для обобщения.

Выступает для определённой цели (практика подчиняет сознание целям).

Выступает критерием истины.

6.04 99

Раздел3: Формирование обществознания.

Общество, его история как предмет философского анализа.

Методологические принципы изучения общества.

Материалистическое понимание общества.

Августиновская концепция развития общества.

Гегелевская концепция развития истории.

Философия по отношению к обществу выполняет методологическую роль (в решении глобальных проблем, исходных принципов развития истории).