.
Введение.
Философия как особая форма общественного сознания.
Мифология и религия - важнейшие предпосылки к возникновению философского сознания.
Предмет философии и его изменения.
Современные функции философии в обществе.
Философия и мировоззрение.
О соотношении материального и идеального в философии как основной вопрос философии.
Платон: Философия - это тот предмет, который помогает понять разумно устроенный мир.
Философия изучает наиболее общие законы природы. Категории философии по Платону: мудрость и разумность.
Мудрость - не мёртвое знание, а действие, основанное на знании и ведущее к благу. Платон разграничил мудрость и разумность.
Разумность - действие со знанием дела.
Философия имеет свою точность, меру, доказательность. Она объективна.
Аристотель: философия - мышление о мышлении (абстрактное и научное).
Гегель: философия - целая эпоха, но схваченная в мысли.
Философия имеет основной вопрос - отношение к бытию.
Занятия по философии впервые начались у варваров: у персов были маги, у вавилонян - халдеи, у индийцев - минософисты: презирали смерть, говорили о вечной жизни.
Халдеи занимались астрологией и предсказаниями.
Маги занимались жертвоприношениями и молитвами, им предписывается сочинение о справедливости и вере.
Элементы структуры философии:
Мифология.
Магия.
Колдовство, ведовство.
Религия, а также зачатки наук в виде медицины, астрономии, физики, механики и пр.
Географические сведения.
Обряды и культы.
Начало письменности.
Первые представления о происхождении мира, человека и его истории.
5)-7) - зачатки философии.
Выводы для первобытного сознания: преобладание эмоций над рациональным, алогичность мышления, антропоморфные объяснения мира (по аналогии с человеком), склонность оживотворять и одушевлять окружающий мир и всё мироздание, олицетворение явлений природы и объяснение их сверхъестественными силами, отсутствие противопоставления сознания и материи, человека и природы, мифологизм и религиозный характер сознания человека и первобытного общества.
Мифы - своеобразные формы выражения духовной сущности народов на ранних этапах их истории: это выражение общечеловеческой мудрости по Платону.
Основные черты мифов:
Представления о связи природных сил и человеческих коллективов.
В мифах происходит олицетворение природных сил и способов человеческой деятельности.
Мифологическое мышление оперирует только образами, а не понятиями.
Мифы воспринимаются людьми как предания, не подлежащие сомнению.
Человек, его жизненный путь предписывается божественной судьбой, роком.
Религия - связь человека и Бога, особая форма общественного сознания, которая строит своё мировоззрение на вере в существование сверхъестественных сил. Религия отражает чувства людей. Она развивает духовно-этический идеал общества, формирует идейно-нравственные ценности общества.
Философия возникает из религиозных источников, но на интеллектуальной основе.
Декарт: ”Общества отличаются тем, как в них философствуют”.
Составляющие философии:
Развивающиеся отношения сознания и материи.
Всеобщие отношения между материей, сознанием, пространством и временем.
Всеобщие отношения в духовной сфере.
Общие законы природы, общества и человеческого мышления.
Объективные законы общества и их отражение в сознании людей.
Учение о духовной активности человека.
Она берёт на себя проблемы эпохи.
Воспитывает чувства гражданственности человека.
Формирует систему принципов, которым следует человек.
Функции философии:
Мировоззренческая (философское мировоззрение вырабатывает обобщённую систему взглядов на мир и место в нём человека).
Философское мировоззрение - система жизненных установок, отношение человека к другим людям; система идеалов, нравственных ценностей; духовный каркас личности общества.(”Разум засоряет чистоту инстинктов!!!”))
Гносеологическая.(Раскрывает законы развития познавательной деятельности, исследует формы движения мышления к истине, исследует пути и средства проверки полученных знаний.)
Интегративная. (Синтетическая функция в науке и обществе, здесь осуществляется постановка новых проблем на стыке разных сфер человеческой культуры.)
Критическая. (Аналитическая исследовательская функция, она связана с анализом путей познания и действия людей.)
Ценностно-регулятивная. (Ансеологическая функция, состоящая в соотнесении целей и путей познания и действия и социально-этической оценки.)
Методологическая. (Она вырабатывает общий метод познания, требования к мыслящему субъекту, ориентации этого субъекта на преобразования действительности; два метода - диалектика и метафизика.)
(пропустить; будет разобран на семинаре)
Основной вопрос философии - его история.
Фрэнсис Бекон - вопрос об усилении власти человека над природой.
Руссо - вопрос о социальном неравенстве и путях его преодоления.
Вельвеций - вопрос о сущности человеческого счастья.
Античная философия. Исторические типы философии.
Особенности развития науки и философии Древней Греции.
Миецкая философия.
Античная диалектика Гераклита.
Философская школа элеатов.
Демокрит и античная атавистика.
Философия Сократа.
Античная - греческая, а потом и римская.
Существование - 6 век до н. э. –6 век н. э.
Периоды:
Зарождение и формирование (6 век до н. э. ).
Зрелость и расцвет (5-4 век до н. э.)
Закат греческой и римской философии (3-1 век до н. э.)
Гибель римской империи (1-5 век н. э.)
Литература сохранилась плохо. Лучше 3-4 период (Платоновская академия)
Большое значение возникновению античной философии сыграла Иония - западная часть полуострова Малая Азия (12 полисов-городов).
Иония была представлена миецкой философской школой и философом-одиночкой Гераклитом (Тёмным).
Миецкая философия была протофилософией, состоящей из мифов, мифологии и т. д.
Однако они искали элементарные частицы. Философы: Фалес, Максимед.
Чанышев ”Курс лекций по элементарной философии”.
Родина - эфес, принадлежал к царскому роду, но умер в горах в хижине.
Главное его произведение - о природе (о Вселенной, о государстве, о Боге - три части). От его произведений дошло 130 фрагментов, но понять его сложно, т. к. речь наполнена метафорами, сравнениями и мифологизмами. Основное место у него занимает логос.
Родоначальник стихийной древнегреческой диалектики и стихийного материализма. Направление, возглавляемое Гераклитом, сыграло важную роль в развитии материализма и диалектики.
По Гераклиту: Огонь - основа всего мира. У Гераклита огонь более подвижен, и он его сравнивает даже с золотом.
В целом философия Гераклита способствовала превращению мифологического мировоззрения в философское. Его огонь вечен и божественен. Космос по Гераклиту не вечен, он сгорает.
” Этот мировой пожар не только физическое, но и нравственное явление: он всех рассудит”.
В этом заключается огне логос Гераклита. Душа человека - метаморфоза огня. Огненный компонент души - её логос, т. е. разумное слово.
Душа обладает самовозрастающим логосом, будучи огненной.
Гераклит: всё абсолютно изменчиво (главный принцип). Весь мир - река. Поэтому Гераклит - родоначальник стихийной диалектики.
Пифагорейцы, наоборот, говорят, что всё вечно повторяется.
Гераклит не отрицал устойчивость вещей, но она возможна, т. к. вещь сама себя воспроизводит. Вещь воспроизводится в результате борьбы противоположностей в ней. Эта борьба - главный закон мироздания.
Счастье - умение размышлять, говорить правду.
Самые достойные предпочитают славу смертным вещам. Народ должен бороться за закон, как за свои стены.
Философская школа элеатов - новый шаг в развитии древнегреческой философии, особенно в учении о субстанции.
У ионийцев субстанция ещё физична, у пифагорейцев - математична, у элеатов - философична.
У элеатов субстанция - бытие всего.
Важна постановка вопроса о соотношении мышления и бытия. Поэтому именно здесь, в Элее, протофилософия станет философией. Организовал эту школу Ксенофан. Он впервые высказал мысль, что боги - творение человека. Ксенофан скрыл антропоморфные корни религии. Бог Ксенофана не подобен людям ни телом, ни мыслью. Бог Ксенофана - чистый ум - он не физичен, у него нет телесной силы, его сила в мудрости. Философ с точки зрения Ксенофана более полезен для общества, чем олимпийский чемпион. Бог Ксенофана - космический философ, он неподвижен. Такой богофилософ всем правит одной лишь силой своей мысли, он един. Ксенофан оказывается пантеистом. Философия Ксенофана ещё остаётся на уровне протофилософской ступени. Его мировоззрение идеалистично и метафизично. Ксенофан обесценивает чувственную ступень познания. С его точки зрения ощущения ложны. У него истина - случайность. Ксенофан с помощью догадки пытается решать проблемы. Истина - продукт человеческих исканий.
Парменид - жил в Элее, разрабатывал законы. Главное сочинение - философская поэма о природе. Он учил о неизменности бытия. В центре внимания вопрос об отношении бытия и небытия и вопрос об определении бытия и мышления.
Обе проблемы могут быть решены разумом, но на пути решения их могут быть ловушки (ошибки).
” Бытие и небытие не тождественны. Бытие существует, а небытие не существует”.
Он вводит подлинное доказательство своему тезису:
Небытие не существует потому, что его невозможно ни познать, ни выразить словами, потому что его нет - невыразимо словами и немыслимо. Парменид признаёт существующим то, что мыслимо и выразимо, что составляет предмет мысли.
второе доказательство: Небытие не существует потому, что оно немыслимо. А немыслимо оно потому, что сама мысль о небытии делает небытие бытиём в качестве предмета мысли, а этого допустить нельзя. Если мысль о небытии существует, то существует и то, что мыслится мысль о небытии. А это уже бытие.