Время не было создано, как заявляют некоторые современные атеистические теории, в результате "большого взрыва" в начале проявления вселенной. Скорее, Бог, действующий в качестве фактора времени, создал вселенную. Таким образом, время независимо существует вне материального проявления, и время продолжает существовать после уничтожения вселенной. (Ведические циклы времени обсуждаются в другой статье)
Так как время это аспект Бога, оно не пассивно - не просто "проходит". Скорее, оно активная действующая сила, принуждающая все двигаться к уничтожению (санскритский корень слова "кала" - "кал" означает "принуждать"). Время является тем, что наиболее могущественно в этом мире. Оно подталкивает все к прошлому, и никто не может остановить время или избежать его влияния. Поэтому Ведические Писания говорят, что время - это всепроникающий аспект Бога, видимый каждому
7.2.Является ли время относительным? Некоторые люди говорят, что время относительно, однако это неверно и является просто непониманием. Поскольку время - это аспект Бога, оно абсолютно и имеет универсальное значение. Лишь наше восприятие и измерение времени относительны по отношению к нашим телам
К примеру, человеческое тело испытывает влияние времени иначе, чем тело майской мухи. Аналогично, Ведические Писания описывают живых существ в этой вселенной (полубогов) с продолжительностью жизни намного большей, чем наша. Хотя их относительное восприятие времени полностью отличается, тем не менее их ощущение времени схоже нашему. Время также принуждает их проходить через детство, юность, старость и в конце смерть. Даже Господь Брахма, высшее живое существо в этой вселенной, чья продолжительность жизни составляет 311 триллионов солнечных лет, также стареет и умирает
Это Ведическое понимание времени решает философскую и научную проблему, которая занимала умы европейских мыслителей в течение столетий: "Существует только одно абсолютное время во вселенной, как предполагал Исаак Ньютон, или существует множество различных, относительных форм времени, как заявляет современная теория относительности?" Ведический ответ состоит в том, что обе идеи одновременно верны. С абсолютной точки зрения (Бога), во вселенной существует лишь одно всеобщее время. Но различные живые существа воспринимают это абсолютное время относительно, согласно вида материального тела, которое они имеют, как скорость, с которой они перемещаются в пространстве и их географическое положение
7.3. Материальное и духовное время Ежедневно мы наблюдаем время в трех последовательных фазах: прошлое, настоящее и будущее, и время всегда имеет начало и конец. Мы называем это мерцающее непостоянное время историческим, или человеческим временем (как противоположность космическому времени, которое вращается в гигантских циклах). В Ведических терминах мы можем также назвать его материальным временем (как противоположность духовному времени в духовном мире). Коварность материального времени в том, что оно остается невидимым для нас. Мы не можем непосредственно воспринять его, также как не можем непосредственно воспринимать присутствие Бога внутри вселенной или присутствие души в теле. Но все же, как и Бога и душу, так и время мы можем понять по его симптомам - постоянное изменение прошлого, настоящего и будущего, которое подчиняет все и вся
В "Бхагавад-гите" (11.32) Кришна говорит, "Я есть время, великий разрушитель миров, и Я прихожу, чтобы уничтожить всех людей". Таким образом, мы можем понять время и Бога как великого разрушителя, принуждающего нас к сожалениям о потерянных нами в прошлом вещах и к страстным стремлениям или беспокойствам о том, что принесет будущее. В этом материальном мире прошлое и будущее выглядит лучше, чем настоящее, потому что беспокойство от неминуемой потери забирает у настоящего удовлетворение
Однако мы не вынуждены понимать время и Бога лишь таким образом. Религия предлагает нам намного более приятный способ для осознания Бога и времени. Ведические Писания объясняют, что в духовном мире, обители Бога, время всегда присутствует в настоящем. Качества прошлого и будущего и их неприятные эффекты (разрушение, крушение надежд, тоска и предвкушение) отсутствуют в духовном мире
Духовное вpемя опpеделяет последовательность непpеpывных духовных наслаждений, пеpеживаемых во взаимоотношениях с Личностью Бога. Эти пpиносящие счастье взаимоотношения вовлекают живых существ в духовном мире в полное погpужение в объект их любви. Хотя все существующее там является абсолютным вечным настоящим, события пpоходят в последовательности исполненного блаженства разнообразия
Поэтому ведическая pелигия учит нас пpавильно использовать вpемя в матеpиальном миpе в любовном служении Господу. Делая это, мы обpетем квалификацию, чтобы получить Его благословения. И в конце жизни нашего матеpиального тела мы, посpедством силы благословений Господа будем способны уйти обpатно домой в духовный миp, к котоpому мы пpинадлежим и котоpый вечно пpебывает вне матеpиального вpемени и пpостpанства.Материальная энергия В соответствии с ведическими текстами, такими как Упанишады, Пураны и Бхагавад-гита, материя есть энергия (пракрити). Материя в своей основе является вечной энергией, однако она производит временные формы. Материальные обьекты являются кратковременными проявлениями вечной энергии, которая проявляется в виде различных измерений, создавая тем самым иерархию измерений от более высокомерных областей к нашему трехмерному миру
Санскритский термин пракрити означает "то, что движется вперед". Он также означает "женщина". Подобным образом, английское слово matter происходит от латинского слова materia, в котором ясно обозначен его смысл - "мать". Эта этимология предполагает, что материя не является независимым веществом. Как женщина не может произвести ребенка без помощи мужчины, так и материя не в состоянии создать что-либо без помощи высшей формы сознания. Материя не обладает силой создать что-либо, и потому она не може т независимо создать жизнь. Материя оплодотворяется Верховным Господом, известным в Бхагавад-гите, как "отец, дающий семя"
Видение материи как вечной энергии, которая производит временные формы, ведет к более глубокому пониманию реальности. Наибольшая временная форма - это вселенная. Пураны обьясняют, что вселенная появляется из дыхания Бога (Вишну) и существует на протяжении одного выдоха и вдоха. С каждым дыханием бесчисленные вселенные проявляются из Вишну, подобно рассеивающимся семенам. Затем Вишну помещает Себя в столько форм, сколько проявляется вселенных, и входит в каждую из них
Ведические Писания говорят, что Бог вечен, Его энергии вечны, реальность вечна, и все сущее также вечно. Однако эта вечность отражается в сфере материи, как вечная трансформация. Материальные формы временны, однако их постоянная трансформация вечна. Эта трансформация существует как ритмическое проявление и исчезновение вселенных. А привлечение к этим временным формам и принятие их за реальность называется майа (иллюзия)
Это ведет к другому важному этапу понимания. Материальное творение временно. Оно имеет начало и конец. Это начало и конец являются основой двойственности. Временность означает двойственность. Все в материальном мире зависит от своей противоположности. Поэтому материальный мир называют также относительным миром. Начало подразумевает конец, а конец подразумевает начало; вот почему вечность отражается в материи как бесконечный ритм создания и уничтожения. Рождение означает, что прийдет смерть. Смерть означает, что прийдет рождение. Двойственность неисчислима: позитивное-негативное, молодой-старый, мужчина-женщина,жара-холод, божественный-демоничный и до бесконечности
Все предметы соединяются в отношениях со своей двойственной противоположной формой: причина-следствие, прошлое-будущее, день-ночь, жара-холод, индивидуальность-общество и т.п. Это присуще всем уровням, сверху донизу самой вселенной, которая образовывает союз с другими вселенными. Этот союз называется "материальный мир"
Однако логика не останавливается здесь. Кришна говорит в Бхагавад-гите, и мы также можем это видеть, что материальный мир является местом двойственности. Двойственность существует, поскольку материальный мир временен. Поэтому единство или различие не могут быть представлены в материальном мире, так как основная его природа это двойственность, а двойственность противоречит вечной реальности Бога. Бог - это вечная реальность, а материальный мир - это вечно проявленная иллюзия. Хотя материальный мир является энергией Кришны, это Его отделенная энергия. Она имеет функции, которые отличны от функций нематериальной энергии. Начиная со вселенной и заканчивая чьим-либо телом, материя появляется во временных, иллюзорных формах,однако ее реальность, как одной из вечных энергий Бога, скрывается самим аспектом этой иллюзии
Зачем существует материальная энергия и почему есть вечный ритм временных творений? Совершенство Бога настолько совершенно, что оно включает также несовершенство. Бог не был бы законченным целым без аспекта несовершенства. Поэтому происходит материальный мир. И в то же время материальный мир не является несовершенным. Это совершенное творение, в котором позволено быть несовершенству в существовании отделенных живых существ, которые отождествляют себя с отделенной энергией
Свободная воля - вот ключ к пониманию двойственности и индивидуальности. Индивидуальность - это вечный принцип духовной реальности, а двойственность - вечный принцип иллюзии, материальной реальности. Это приводит нас к наиболее важному из всех Ведических откровений: духовная реальность не является бесформенной или безличной. Каждая временная форма материального мира вечно существует в духовном мире в своей чистой, изначальной форме. Духовный мир является обителью Бога как трансцендентной реальности (Кришны), и Бог как непостоянная реальность (Вишну) становится создателем материального мира