Глава XIII: Величайшая опасность - государство.
Если человек сам находит высший авторитет, то - он избранный.
Если нет - он человек массы и нуждается в руководстве.
Поэтому, когда масса претендует на самочинную деятельность, она тем самым восстает против собственной судьбы, против своего назначения (т.к. масса вообще - это те, кто не выступает активно; в этом ее предназначение; она появилась на свет, чтобы быть активной). И поэтому, если масса против своего предназначения, я говорю о восстании масс.
Восстание - это техника, техника общественного порядка и администрации.
Крайне поучительно проследить отношение человека массы к государству. Он видит государство, изумляется ему; но не отдает себе отчета в том, что это - человеческое творение, что оно создано известными людьми и держится на ценных свойствах и качествах, которыми люди еще вчера обладали, но завтра могут не обладать.
С другой стороны, человек массы видит в государстве анонимную силу, и так как он чувствует себя тоже анонимом, считает государство как бы "своим". Если в общественной жизни страны возникает проблема, человек массы будет склонен потребовать, чтобы государство немедленно вмешалось и разрешило проблему непосредственно. Вот величайшая опасность, угрожающая сейчас цивилизации: подчинение всей жизни государству, вмешательству его во все области, поглощение всей инициативы государственной властью, а значит, уничтожение истинной самодеятельности общества!
Масса говорит себе: " Государство - это Я". Но это заблуждение. Масса стремится пустить в ход государственную машину, чтобы подавить творческое меньшинство, т.к. оно ей мешает во всех областях жизни.
Муссолини: "Все для государства, ничего кроме государства, ничего против государства!". Следовательно, фашизм - типичное движение массы. Опасение: государства, управляемые людьми массы, не останавливается перед тем, чтобы подавить независимость личности и групп, и окончательно этим разбить наши надежды на прогресс. Конкретный пример такого механизма - рост полиции во всех государствах.
XIV Кто правит миром?
Развитие европейской цивилизации привело к "восстанию масс"
+ повышение общего жизненного уровня
- падает нравственность современного человека
Править - значит не "взять власть", а "спокойно пользовать властью". Государство держится на общественном мнении; править против общественного мнения нельзя. Власть - это правление духовной силы. Без власти духа, без мнения, без кого-то, кто правит - человеческое общество хаотично.
Жизнь - это борьба с миром вещей, чтобы удержаться среди них.
Человек массы, чувствует себя заурядным, он провозглашает права заурядности и отказывается признавать все высшее.
Европа создала систему норм, ценность которых доказана. Теперь народ массы отменяет эту систему норм, т.е. основу европейской цивилизации;но при этом он не способен создать новую. Когда из мира исчезает правитель, следствие: восставшим подданным нечего делать, у них нет жизненной программы.
Сегодня европейские заповеди потеряли силу; Европа - это Франция, Англия, Германия. Без заповедей, которые обязывают к определенному образу жизни, ощущение становится пустым. Именно это и случилось с лучшей частью нашей молодежи. Она свободна от уз и запретов - и ощущает пустоту. Бесцельность отрицает жизнь; она хуже смерти. Ибо жить - значит делать что-то определенное, выполнять задание.
Править - значит задавать работу, ставить на свои места, и тем предупреждать извращения, к которым приводит праздная, пустая жизнь.
Нью-Йорк и Москва - исторический камуфляж, т.е. внешность не выявляет сущность. В России юность бьет через край. У нее еще нет своих идей. Нужны столетия. Америка моложе России. Она еще не страдала, поэтому у нее нет добродетелей, властителя.
Европа ослабила вожжи, которыми управляла миром. Жизнь гибнет, когда она предоставлена самой себе. Только сознание своей власти и дисциплины ответственности могут держать в должном напряжении духовные силы запада.
Творческая жизнь требует чистоты высокой, постоянных стимулов, подстегивающих сознание своих достоинств.
ОБ УПАДКЕ ЕВРОПЫ.
Затруднения не в экономических проблемах, а в том, формы общественной жизни, в которой должна развиваться экономика, не соответствуют ее размаху. Ощущение упадка и бессилия. Европеец разочаровался в традиционных целях общественной жизни. В большинстве стран граждане больше не питают уважения к собственному государству. Европеец ощущает, что он как бы уменьшился по сравнению с прошлым.
Действительное положение Европы:
ее блестящее прошлое привело к новой жизненной стадии, где все размеры возросли; но унаследованная от прошлого страна ей теперь мала.
Национальное чувство было ее характерным достижением. Теперь ей необходимо преодолеть саму себя. Это великая драма!
Возникает вопрос: "Сможет ли Европа стряхнуть с себя пережитки прошлого, или она навсегда останется их пленницей?"
Современные европейцы ориентируются на будущее.
Вывод:
· наш мир переживает сейчас тяжкий моральный кризис, симптом которого - небывалое восстание масс, причина - моральное разложение Европы.
· все, что происходит сейчас в общественной и частной жизни - несерьезно и непостоянно.
· новый стиль жизни на словах проповедует искренность, на душе лжет.
· миру необходимы новые основы жизни.
XV Мы подходим у самой проблеме.
Проблема в том, что Европа осталась без морали.
Человек массы отбросил устаревшие заповеди, для того, чтобы жить, не подчиняясь заповедям. Диктатуры заигрывают с людьми массы и льстят им, попирая все, что выше среднего уровня.
Мы живем в эпоху всеобщего шантажа (2 формы):
шантаж угрозы или насилия
шантаж насмешки и глумления
Цель шантажа: человек толпы может чувствовать себя свободным от всякого подчинения высшему.
Мораль - подчинение чему-то, сознание служения и долга.
Европа слепо приняла культуру поверхностно блестящую, но не имеющую корней.
ФИЛОСОФИЯ ОРТЕГИ:
· Основываться на центральном понятии ЖИЗНЬ.
· Жизнь есть непосредственное переживание.
· Жизнь - это время, понятое как история.
· Витальный разум - разум исторический; его функция - учение Ортеги - рациовитализм.
Истолкование драмы, в которой живет человек, в которую он "заброшен", и такое истолкование есть:
· достраивание ситуации;
· поиск выхода из нее
Функция разума - не созерцание сущего; а конструирование того, чего еще нет; он всегда имеет дело с возможным, а не с действительным. В этом, по Ортеге, суть перехода от человека мыслящего к человеку изобретающему. От неохантианской школы Ортега получил принцип конструирования. Ортега не признает трансцендентное, вечное; того, что не течет и не меняется вместе с историей. Он убежден, что Бог умер, и люди теперь должны устраиваться без Бога. Разум, для Ортеги, выступает в роли творца мировоззрений.
ВЫВОД ОРТЕГИ:
Природа для наших современников перестала быть истинным бытием, а наука - знанием о бытии, наука дает нам лишь практически-полезное, она стала производной силой (т.е. средством для реализации определенных человеческих целей), а природа предстает как сырой материал для такой реализации.
Кризис - когда человек вдруг оказывается без мира; он не знает, что делать, т.к. он больше не знает, что думать о мире.