Смекни!
smekni.com

Дарвиновская метафора (стр. 5 из 5)

У Рорти есть замечательный очерк на эту тему в последней главе его книги “Следствия прагматизма”. Он считает задачей настоящего времени отвести философию как от гуманитарных, так и от естественных наук. Я хорошо помню, что в 1969 году, когда подал статью под названием “Личности, организмы и… первичные признаки”, где показал как физиология и биология всегда нарушает правила интерпретации, или ее официальной парадигмы в современной науке. Например, в “Рассуждениях о методе” Декарт, помимо указаний об отношении ко всему знанию вообще, утверждал, что мы должны воспринимать учение Гарвея, “сдвинувшего изучение этой проблемы с мертвой точки”, о сердце как о насосе, а главными отношениями в человеческом теле — механическими. Гарвей же вообще ничего такого не писал, он был убежденным аристотелистом, а Декарт пытался сделать из него философа-механициста.

Ключевыми понятиями в работах фон Геллера, отца современной физиологии, были “раздражимость”, “сократимость”, “чувствительность” — весьма похожи на таковые Дарвина, приведенные выше. Можно описать в подобных терминах всю историю биологии и особенно физиологии. Как звучит в рамках редукционизма полностью признанная современной физиологией концепция “врожденной ритмичности” (в приложении к волокнам-ритмводителям сердца)?

Моя статья на эту тему, поданная в Британское общество философии науки, была встречена каменным молчанием, будто я сказал что-то неприличное. Я был настолько обескуражен, что долго не пытался опубликовать ее (Young, 1989). Но теперь, спустя несколько десятилетий, все иначе. Все дети парадигмы интерпретации современной науки — позитивисты, физикалисты, реалисты, демаркационалисты с трудом удерживают свои позиции.

Философия науки больше не относятся к утверждению Ньютона о выводимости всех явлений мира из материи и движения, а также к описанию природы Галилеем математическим языком как к парадигмам. Напротив, мы размышляем о науке в терминах общественных отношений, процессов производства, и, все больше и больше, как о форме культуры. Философия, уже далеко не служанка науки и не особый вид естествознания, является, по Рорти, одним из названий разделов, на которые разбита с административными и библиографическими целями человеческая культура.

Теперь мы не должны стесняться Дарвиновской метафоры — естественного отбора — поскольку она вполне допустима, в частности, признавая элемент предназначенности и конечной причины, из-за аналогии с человеческими стремлениями, внедренными в наше понятие природы. Мы можем больше не принимать печальный комментарий Уайтхэда к результатам научной революции. Принимая запрет на использование метафорических выражений, можно прийти к следующим выводам: “объекты воспринимаются со свойствами, в реальности им не принадлежащими, фактически являющимися чистыми производными сознания. Таким образом природа берет у нас своеобразный кредит доверия, роза в счет своего запаха, соловей — песни, солнце — лучей. Поэты абсолютно не правы: их стихи должны быть адресованы им же, превращая их в самовосхваление превосходства человеческого разума” (Whitehead, 1985, p. 69).Ни одно из вышеперечисленных свойств с точки зрения официальной модели интерпретации механистичной, редукционистской науки, не принадлежит природе. “Природа — это что-то скучное, беззвучное, бесцветное и не имеющее запаха; всего лишь бесконечное и бессмысленное движение материи” (Ibid.).

Два вывода. Открывая наше мышление о природе всему богатству человеческого разума, мы должны сделать более прозрачной границу между нашим пониманием природных процессов в терминах здравого смысла и ролью бессознательных процессов в наших взаимоотношениях с миром, воссоединении внешнего и внутреннего. Есть немало сторонников этой идеи среди философов и психоаналитиков, например, Д.В. Уинникотт, Уайлфред Байон, Гарольд Сирлз, Дональд Мельтцер, Карл Филио. Эти концепции должны быть объединены, для чего мной уже предприняты некоторые усилия (см. библиографию), но полного взаимопонимания еще не наступило.

В заключение я хотел бы пересмотреть некоторые более широкие проблемы, затронутые спорами о Дарвине и биологических теориях как они рассматриваются в современных моделях интерпретации, принадлежащих истории и философии науки. Несмотря на сильный застой, была одержана победа в трех принципиальных спорах. Во-первых, установлена связь меж Дарвином и Мальтусом, утвердившая важную роль идеологии в основе научного теоретизирования. Во-вторых, метафорическая природа фундаментальных понятий так называемых базисных наук — сродства, гравитации, естественного отбора — убирает барьер между научным рассуждением и другими способами выражения. В-третьих, непреходящая и фундаментальная роль антропоморфической и телеологической интерпретации в базисных науках доказывает невозможность полного отхода от элементов телеологии в интерпретации. Назад к Возрождению путем интегрирования науки с более широким мировоззрением, богатыми средствами выражения и объединения факта и его значения, вперед к нравственной науке.

Эта статья также опубликована в Science as Culture (no. 16): p. 375-403, 1993.

Литература

G. Beer (1983) Darwin's Plots: Evolutionary Narrative in Darwin, George Eliot and Nineteenth-Century Fiction. Routledge.

W. R . Bion (1977) Seven Servants : Four Works by W. R. Bion. New York: Aronson.

I. M. Copi (1953) Introduction to Logic. New York: Macmillan.

C. R. Darwin (1967) On the Origin of Species(1859) A Facsimilie of the First Edition. New York: Atheneum; Sixth Edition, with Additions and Corrections. London: Murray, 1895.

C. R. Darwin (1868) The Variation of Animals and Plants under Domestication, 2 vols. Murray.

C. R. Darwin (1871) The Descent of Man and Selection in Relation to Sex. Murray.

C. R. Darwin (1958) The Autobiography of Charles Darwin 1809-1882 with original omissions restored. Collins.

C. R. Darwin (1975) Charles Darwin's Natural Selection. Cambridge University Press.

C. R. Darwin and A. R. Wallace (1958) Evolution by Natural Selection. Cambridge University Press.

F. Darwin, Ed. (1887) The Life and Letters of Charles Darwin, 3rd ed., 3 vols. Murray.

F. Darwinand A. C. Seward, Eds. (1903) More Letters of Charles Darwin. 2 vols. Murray.

L. T. Evans (1984) 'Darwin's Use of the Analogy between Artificial and Natural Selection', J. Hist. Biol. 17:113-40.

H. Feigl and M. Brodbeck, Eds.Readings in the Philosophy of Science. New York: Appleton-Century-Crofts.

K. Figlio (in press) 'The Environment: Topographies of the Internal and External Worlds'.

T. S. Kuhn (1970) The Structure of Scientific Revolutions, 2nd ed. University of Chicago Press.

D. Meltzer (1986) Studies in Extended Metapsychology. Clunie Press.

J. Miles (1965) Pathetic Fallacy in the Nineteenth Century. New York: Octagon.

St. G. J. Mivart (1871) On the Genesis of Species. Macmillan.

OED (1971)The Compact Edition of the Oxford English Dictionary, 2 vols., Oxford University Press.

A. Pap (1963)An Introduction to the Philosophy of Science. Eyre & Spottiswoode.

M. Peckham, Ed. (1959) The Origin of Species by Charles Darwin: A Variorum Text. Philadelphia: University of Pennsylvania Press.

S. C. Pepper (1973) 'Metaphor in Philosophy', in P. P. Wiener, Ed. Dictionary of the History of Ideas. New York: Charles Scribner's Sons. vol. 3, pp. 196-201.

H. Reichenbach (1951) The Rise of Scientific Philosophy. University of California.

R. Rorty (1980) Philosophy and the Mirror of Nature. Oxford: Blackwell.

R. Rorty (1982) Consequences of Pragmatism (Essays: 1972-80). Minneapolis: University of Minnesota Press.

R. Rorty (1986) The Northcliffe Lectures on 'Metaphor': 'The Contingency of Language'; 'The Contingency of Community'; 'The Contingency of Selfhood', London Review of Books 8 no. 7 (17 April):3-6; no. 8 (9 May): 11-15; no. 13 (24 July):10-14.

R. Rorty (1989) Contingency, Irony, and Solidarity. Cambridge University Press.

H. Searles (1960) The Nonhuman Environment: In Normal Development and in Schizophrenia. Madison, CT: International Universities Press.

H. Searles (1979) Countertransference and Related Subjects: Selected Papers. Madison, CT: International Universities Press.

R. Smith (1970) 'Physiological Psychology and the Philosophy of Nature in Mid-Nineteenth-Century Britain'. Doctoral Diss., University of Cambridge.

R. Smith (1972) 'Alfred Russel Wallace: Philosophy of Nature and Man', Brit. J. Hist. Sci. 6:177-99.

R. Smith (1973) 'The Background of Physiological Psychology in Natural Philosophy', Hist. of Sci. 11:75-123.

H. Vaihinger (1935) The Philosophy of 'As If'. Routledge & Kegan Paul.

A. R. Wallace (1891) Natural Selection and Tropical Nature: Essays on Descriptive and Theoretical Biology. Macmillan.

W. Whewell (1840) The Philosophy of the Inductive Sciences, Founded upon Their History, 2 vols. Parker.

P. P. Wiener (1953) Readings in the Philosophy of Science. New York: Charles Scribner's Sons.

A. N. Whitehead (1985) Science and the Modern World (1925). Free Association Books.

D. W. Winnicott (1975) Through Paediatrics to Psycho-Analysis. Hogarth.

R. M. Young (1977) 'Science is Social Relations', Rad. Sci. J. 5:65-129.

R. M. Young (1979) 'Why Are Figures so Significant? The Role and the Critique of Quantification', in J. Irvine et al., Eds., Demystifting Social Statistics. Pluto, pp. 63-75.

R. M. Young (1981) 'The Naturalization of Value Systems in the Human Sciences', in Problems in the Biological and Human Sciences. Milton Keynes: Open University Press, pp. 63-110.

R. M. Young (1982) 'How Societies Constitute Their Knowledge: Prolegomena to a Labour Process Perspective'. typescript.

R. M. Young (1985) 'Darwinism is Social', in D. Kohn, Ed., The Darwinian Heritage. Princeton, NJ: Princeton University Press, pp. 609-38.

R. M. Young (1985a) Darwin's Metaphor: Nature's Place in Victorian Culture. Cambridge University Press.

R. M. Young (1985b) 'Is Nature a Labour Process?', in. L. Levidow & R. M. Young, Eds., Science, Technology and the Labour Process, 2 vols. Free Association Books, vol. 2, pp. 206-32.

R. M. Young (1986) 'Life Among the Mediations: Labour, Groups, Breasts'. typescript.

R. M. Young (1987) 'Darwin and the Genre of Biography', in G. Levine, Ed., One Culture: Essays in Science and Literature. Madison, WI: University of Wisconsin Press, pp. 203-24.

R. M. Young (1988) 'Biography: The Basic Discipline for a Human Science', Free Assns. 11:108-30.

R. M. Young (1989) 'Persons, Organisms and... Primary Qualities', in J. R. Moore, Ed., History, Humanity and Evolution: Essays. for John C. Greene. Cambridge University Press, pp.375-401

R. M. Young (1989a) 'Postmodernism and the Subject: Pessimism of the Will', Free Assns. 16:81-96.

R. M. Young (1989b) 'Transitional Phenomena: Production and Consumption', in B. Richards, Ed., Crises of the Self: Further Essays on Psychoanalysis and Politics. Free Association Books, pp. 57-74.

R. M. Young (1990) 'Evocative Knowledge: Countertransference and Human Communication'. typescript.

R. M. Young (1990a) 'The Mind-Body Problem', in R. C. Olby et al.,eds., Companion to the History of Modern Science, pp. 702-11.

R. M. Young 1992 'Science, Ideology and Donna Haraway', Sci. as Culture 3:7-46,1992

R. M. Young (in press a) Mental Space. Free Association Books.