Смекни!
smekni.com

Конспект статьи Н. Бердяева "Духи русской революции" (стр. 2 из 3)

Русское искание правды жизни всегда принимает апокалиптичный или нигилистичный характер. Это - глубоко национальная черта. Это создает почву для смешений и подмен, для лжерелигий. В самом русском атеизме есть что-то от духа апокалипсического, совсем не похожий на атеизм западный.

В русском нигилизме есть лжерелигиозные черты, есть какая-то обратная религия. Достоевский угадал какой характер примет русская революция, он понял, что революция совсем не то у нас означает, что на Западе, и потому она будет страшнее и предельнее западных революций. Русская революция феномен религиозного порядка, она решает вопрос о Боге.

Русский революционный социализм никогда не мыслился, как переходное состояние, как временная и относительная форма устроения общества, он мыслился всегда, как окончательное состояние, как царство Божье на земле, как решение вопроса о судьбах человечества. Это - не экономический и не политический вопрос, а прежде всего вопрос духа, вопрос религиозный.

Русские мальчики провозгласили, что не Бога и нет бессмертия. Осталось блаженство на земле, как цель. На этой почве и вырос русский нигилизм. Даже Вс.Соловьев не понял опасности русского нигилизма, когда шутливо формулировал credo русских мальчиков таким образом: “ Человек произошел от обезьяны, следовательно, будем любить друг друга”.

Философом русского нигилизма и атеизма является Иван Карамазов. Он провозглашает бунт против Бога и против Божьего мира из очень высоких мотивов, - он не может примириться со слезинкой невинного замученного ребенка. ... Но пафос Ивана не любовь а бунт. У него есть ложная чувствительность, но нет любви.

Иван Карамазов - мыслитель, метафизик и психолог, и он дает углубленное философское обоснование смутным переживаниям неисчислимого количества русских мальчиков, русских нигилистов и атеистов, социалистов и анархистов. В основе вопроса Ивана лежит какая-то ложная русская чувствительность и сентиментальности, ложное сострадание к человеку, доведенное до ненависти к Богу и божественному смыслу мировой жизни.

Русские сплошь и рядом бывают нигилистами-бунтарями из ложного морализма.

Достоевский раскрыл, что природа русского человека является благоприятной почвой для антихристовых соблазнов. Русские революционеры апокалиптики и нигилисты по своей природе, пошли за соблазнами антихриста, который хочет осчастливить людей и должны были привести соблазненный ими народ к той революции, которая нанесла страшную рану России и превратила русскую жизнь в ад. Русские революционеры хотели всемирного переворота, в котором сгорит весь старый мир с его злом и тьмой и с его святынями и ценностями и на пепелище подымется новая, благодатная для всего народа и для всех народов жизнь. на меньшем чем всемирное счастье, русский революционер помириться не хочет. Сознание его апокалиптично, он хочет конца, хочет завершения истории и начала процесса сверхисторического, в котором осуществится царство равенства, свободы и блаженства на земле. Ничего переходного и относительного, никаких ступеней развития сознания этого не допускает. Русский революционный максимализм и есть своеобразная, извращенная апокалиптика.

Революционный социализм не есть экономическое и политическое учение, не есть система социальных реформ, - он претендует быть религией, он есть вера, противоположная вере христианской.

Религия социализма вслед за Великим Инквизитором принимает все три искушения, отвергнутые Христом в пустыне во имя свободы человеческого духа. Религия социализма.... есть религия рабов необходимости, детей праха...... Он религиозно познал, что социалистический коллективизм есть лжесоборность, лжецерковь, которая несет в собой смерть человеческой личности, образу и подобию Божьему в человеке, конец свободе человеческого духа.

Далее идет разбор романа Достоевского “Бесы” подтверждающего и пророчествующего не человеческий, а бесовской характер русской революции. О переполненности русской революции Шатовыми. О стремлении истребить Россию во имя русского мессианства. Разбор образа Петра Верховенского как оболочке опустошенной одержимой бесами.

В русской революционной мысли всегда был “стыд собственного мнения”. Этот стыд почитается у нас за коллективное сознание, сознание более высокое,чем личное.

В России все должно быть коллективом, массовым безличным. Русский революционный мессианизм есть шигалевщина. Шигалевщина движет и правит русской революцией.

У рабов должны быть правители. Достоевский обнаруживает всю призрачность демократии революции. Никакой демократии не существует, правит тираническое меньшинство. Но тирания эта, неслыханная в истории мира, будет основана на всеобщем принудительном уравнении. Шигалевщина и есть исступленная страсть к равенству, доведенному до конца до предела до небытия.

Народопоклонство Достоевского потерпело крах в русской революции. Его положительные пророчества не сбылись. Но торжествуют его прозрения русских соблазнов.

ТОЛСТОЙ

В Толстом нет ничего пророческого, он ничего не предчувствовал и не предсказывал. Но в русской революции торжествуют не художественные прозрения Толстого, а моральные его оценки. Л.Н. как моралист и религиозный учитель очень характерен для России и русских.

Толстой уловил и выразил особенности морального склада большей части русской интеллигенции, быть может, даже русского человека вообще.

Русская революция являет собой своеобразное торжество толстовства. На ней отпечатлелся и русский морализм и русская аморальность.

Болезнь русского нравственного сознания я вижу прежде всего в отрицании личной нравственной ответственности и личной нравственной дисциплины.... Русский человек не чувствует неразрывной связи между правами и обязанностями, у него затемнено и сознание прав, и сознание обязанностей, он утопает в безответственном коллективизме, в претензии за всех. Русский человек берет под нравственное подозрение ценности культуры.

Толстой - индивидуалист и очень крайний индивидуалист. Он совершенно антиобщественен, для него не существует проблемы общественности. Толстовский индивидуализм решительно враждебен личности, как это всегда бывает с индивидуализмом. Толстой не видит лица человеческого, не знает лица, он весь погружен в природный коллективизм, который представляется ему жизнью божественной. Нравственное сознание Толстого требует, чтобы не было больше человека как самобытного, качественного бытия, а была только всеобщая, безкачественная божественность, уравнение всех и всего в безличной божественности.

Толстой делается нигилистом из моралистического рвения. Эгалитарная и нигилистическая страсть Толстого влечет его к истреблению всех духовных реальностей, всего подлинно онтологического.

Я не знаю во всемирной истории другого гения. которому была бы так чужда всякая духовная жизнь. Он весь погружен в жизнь телесно-душевную, животную. И вся религия Толстого есть требование такой всеобщей кроткой животности, освобожденной от страдания и удовлетворенной. Я не знаю в христианском мире никого, кому была бы так чужда и противна самая идея искупления, так непонятна тайна Голгофы, как Толстому. Во имя счастливой животной жизни всех отверг он личность и отверг всякую сверхличную ценность.

Толстой мешал нарождению и развитию в России нравственно ответственной личности, мешал подбору личных качеств, и потому он был злым гением России, соблазнителем ее. В нем совершилась роковая встреча русского морализма с русским нигилизмом и дано было религиозно нравственное оправдание русского нигилизма, которое соблазнило многих. У нас не относятся еще достаточно серьезно к соблазнительной лжи толстовской морали. Противоядием против нее должны были быть пророческие прозрения Достоевского. Толстовская мораль восторжествовала в русской революции, но не теми идиллическими и любвеобильными путями, которые преподносились самому Толстому. Толстой сам, вероятно, ужаснулся бы этому воплощению своих моральных оценок. Но он многого, слишком много из того, что сейчас происходит, хотел. Он вызывал тех духов, которые владеют революцией, и сам был ими одержим.

Толстой был максималистом. Толстовский максимализм осуществлялся в русской революции - она движется истребляющей моралью максимализма она дышит ненавистью ко всему историческому..

Толстой отрицал историю и исторические задачи, он отрекался от великого исторического прошлого и не хотел великого исторического будущего, В этом русская революция верна ему, она совершает отречение от исторических заветов прошлого и исторических задач будущего, она хотела бы, чтобы русский народ не жил исторической жизнью. Исторический мир - иерархичен, он весь состоит из ступеней, он сложен и многообразен, в нем - различия и дистанции, в нем - разнокачественность и дифференцированность. Все это так же ненавистно русской революции, как и Толстому. Она хотела бы сделать исторический мир серым, однородным, упрощенным, лишенным всех качеств и всех красок. И этому учил Толстой как высшей правде. Исторический мир разлагается на атомы, и атомы принудительно соединяются в безличном коллективе.

Толстой сумел привить русской интеллигенции ненависть ко всему исторически-индивидуальному и исторически- разностному. Толстовская мораль расслабила русский народ, лишила его мужества в суровой исторической борьбе, но оставила не преображенной животную природу человека с ее самыми элементарными инстинктами. Она убила в русской породе инстинкт силы и славы, но оставила инстинкт эгоизма, зависти и злобы. Эта мораль бессильна преобразить человеческую природу, но может ослабить человеческую природу, обесцветить ее, подорвать творческие инстинкты.

Толстой отверг государство, как основанное на жертвах и страданиях, и видел в нем источник зла, которое для него сводилось к насилию. Оказался выразителем антигосударственных, анархических инстинктов русского народа. Он дал этим инстинктам морально-религиозную санкцию. И он один из виновников разрушения русского государства.