Смекни!
smekni.com

Конспект статьи Н. Бердяева "Духи русской революции" (стр. 3 из 3)

Также враждебен Толстой и культуре. Культура для него основана на неправде и насилии, в ней источник всех зол нашей жизни.

Толстой был лишен чувства зла, потому что лишен был чувства свободы и самобытности человеческой природы, не ощущал личности. Он был погружен в безличную, нечеловеческую природу и в ней искал источников божественной правды. И В этом Толстой оказался источником всей философии русской революции. Р. Р. хотела бы истребить весь культурный слой наш, утопить его в естественной народной тьме. И Толстой явился одним из виновников разгрома русской культуры.

Толстовская моральная рефлексия есть настоящая отрава, яд, разлагающий всякую творческую энергию, подкапывающий жизнь.

Он идеализировал простой народ, в нем видел источник правды и обоготворял физический труд в котором искал спасения от бессмыслицы жизни. Но у него было пренебрежительное отношение ко всякому духовному труду и творчеству. Все острие толстовской критики всегда было направлено против культурного слоя и эти толстовские оценки также победили в русской революции. В святости, к которой стремился Толстой, была страшная безблагодатность, богопокинутость, и потому это - ложная злая святость. Благодатная святость не может совершать таких истреблений, не может быть нигилистической.

Необходимо освободиться от Толстого как от нравственного учителя. Преодоление толстовства есть духовное оздоровление России, ее возвращение от смерти к жизни, к возможности творчества, возможности исполнения миссии в мире.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Русский человек склонен все переживать трансцендентно, а не имманентно. И это легко может быть рабским состоянием духа. Во всяком случае это - показатель недостаточной духовной возмужалости.

Революция есть болезненнно-катострофический переход от благоговейного почитания трансцендентного к нигилистическому бунту против трансцендентного.

Русский нигилизм есть неспособность имманентно и свободно пережить все богатства и ценности Божьего мира, бессилие ощутить себя сынами Божьими и собственниками сего наследия истории всемирной и истории родной.

Русская революционная мораль представляет совершенно своеобразное явление. Она образовалась и кристаллизовалась в левой русской интеллигенции в течении ряда десятилетий и сумела приобрести престиж и обаяние в широких кругах русского общества. В России образовался особенный культ революционной святости. Культ этот имеет своих святых, свое священное предание, свои догматы.

Нравственное вырождение, которым кончилась революция 1905г., нанесло некоторый удар престижу революционной морали, и ореол революционной святости потускнел. Но действительного извлечения на которое так надеялись, не произошло. Болезнь русского нравственного сознания была слишком длительной и серьезной. Излечение может наступить лишь после страшного кризиса, когда весь организм русского народа будет близок к смерти. Мы живем в дни этого почти смертельного кризиса.

Духовного оздоровления России нужно искать во внутреннем изобличении революционной лжесвятости и в освобождении от ее обаяния.

Человек, фанатизированный ложной идеей, способен выносить внешние лишения, нужду и страдания, он может быть аскетом не потому, что силой своего духа преодолевает свою грешную и рабскую природу, а потому, что одержимость одной идеей и одной целью вытесняет для него все богатство и многообразие бытия и делает его естественно бедным. Это есть безбожная претензия достигнуть святости одним человеческим и во имя одного человеческого.

Обманчивая внешность революционной святости послана была русскому народу как соблазн и испытание его духовных сил. И вот испытания этого русские люди не выдержали.

В русской апокалиптичности скрыты и положительные возможности. В русской революции изживаются русские грехи и соблазны, то, что открывалось великим русским писателям.

Русский народ низко пал, но в нем скрыты великие возможности и ему могут раскрыться великие дали. Меньшинство может остаться верно положительной и творческой идее народа, и из него может начаться возрождение. Но путь к возрождению лежит через покаяние, через сознание своих грехов, через очищение духа народного от духов бесовских.