Смекни!
smekni.com

Конспект статьи Н. Бердяева "Духи русской революции" (стр. 1 из 3)

Конспект статьи Н. Бердяева “Духи русской революции”

в сборнике “ Из глубины” 1918г.

Введение:

С Россией произошла страшная катастрофа. Слишком изменилось выражение лиц русских людей, за несколько месяцев оно сделалось неузнаваемым. Кажется, что в России произошел небывалый по радикализму переворот, но более углубленное познание должно открыть в России революционной образ старой России, духов, давно уже обнаруженных в творчестве наших великих писателей, бесов, давно уже владеющих русскими людьми.

Долгий исторический путь ведет к революциям, и в них открываются национальные особенности даже тогда, когда они нанесли тяжелый удар национальной мощи и национальному достоинству. Каждый народ имеет свой стиль революционный, как имеет и свой стиль консервативный. Каждый народ делает революцию с тем духовным багажем, который накопил в своем прошлом, он вносит в революцию свои грехи и пороки, но также и свою способность к жертве и к энтузиазму. Русская революция антинациональна по своему характеру, она превратила Россию в бездыханный труп.

Наши старые национальные болезни и грехи привели к революции и определили ее характер. Духи русской революции- русские духи. Призрачность ее - русская призрачность.

Одержимость ее - характерно русская одержимость.

Революции, происходящие на поверхности жизни, ничего существенного никогда не меняют и не открывают, они лишь обнаруживают болезни, таившиеся внутри народного организма. Революция всегда есть в значительной степени маскарад, и если сорвать маски то можно встретить старые, знакомые лица.

Метафизическая диалектика Достоевского и моральная рефлексия Толстого определяют внутренний ход революции.

Каждый народ в любой момент своего существования живет в разные времена и разные века. Но нет народа, в котором соединялись бы столь разные возрасты, которые так совмещал бы ХХ век с Х!У веком, как русский народ. И эта разновозрастность есть источник не здоровья и помеха для цельности нашей национальной жизни.

Великим писателям всегда открывались образы национальной жизни, имеющие значение существенное и непреходящее. Россия раскрывается ее великим писателям, Россия Гоголя и Достоевского, может быть обнаружена и в русской революции и в ней столкнетесь вы с основными оценками, предопределенными Толстым.... По-разному раскрывалась им Россия, художественные методы их противоположны, но у того и у другого было поистине что-то пророческое для России, что-то проникающее в самое существо, самые тайны русского человека. Толстой как художник для нашей цели не интересен....Толстой более космичен, чем антропологичен... В русской революции раскрылся и по-своему восторжествовал другой Толстой - Толстой моральных оценок, обнаружилось толстовство как характерное для русских миросозерцание и мировоззрение. Много есть русских бесов, которые раскрывались русскими писателями или владели ими, бес лжи и подмены, бес равенства, бес бесчестья, бес отрицания, бес непротивления и мн.мн.др.

Гоголь в русской революции.

Гоголь принадлежит к самым загадочным русским писателям и еще мало сделано для его познания. Он загадочнее Достоевского. Гоголь - единственный русский писатель, в котором было чувство магизма,- он художественно передает действие темных, злых магических сил. У гоголя было совершенно исключительное по силе чувство зла. Впервые почувствовал жуткость Гоголя писатель другой школы, других истоков и другого духа - В.В.Розанов, ... он понял, что Гоголь был художником зла. Его творчество есть художественное откровение зла как начала метафизического и внутреннего, а не зла общественного и внешнего, связанного с политической отсталостью и непросвещенностью.

Проблема Гоголя встала лишь перед тем религиозно-философским и художественным течением, которое обозначилось у нас в начале ХХ века. Всю необычайность гоголевских художественных приемов просмотрели. В гоголевском творчестве не видели ничего проблематического, потому что вообще не видели ничего проблематического.

Поистине можно сказать, что критическая школа Белинского, Чернышевского, Добролюбова и их эпигонов просмотрела внутренний смысл великой русской литературы и не в силах была оценить ее художественные откровения. Должен был произойти духовный кризис, должны были быть потрясены все основы традиционного интеллигентского мировоззрения, чтоб по-новому раскрылось творчество великих русских писателей.... Нам представляется чудовищным, как могли увидеть реализм в “Мертвых душах”, произведении невероятном и небывалом.... Мертвые души не имеют обязательной и неразрывной связи с крепостным бытом и ревизор - с дореформенным чиновничеством. И сейчас после всех реформ и революций Россия полна мертвыми душами и ревизорами....Художественные приемы Гоголя, которые менее всего могут быть названы реалистическими и представляют своеобразный эксперимент, расчленяющий и распластывающий органически-целостную действительность, раскрывают очень существенное для России и для русского человека, какие-то духовные болезни, неизлечимые никакими внешними общественными реформами и революциями. То нечеловеческое хамство, которое увидел Гоголь, не есть порождение старого строя, не обусловлено причинами социальными и политическими, наоборот,- оно породило все, что было дурного в старом строе, оно отпечаталось на политических и социальных формах.

У гоголя нет человеческих образов, а есть лишь морды и рожи, лишь чудовища, подобные складным чудовищам кубизма. В творчестве его есть человекоубийство. Он мучительно искал образ человека и не находил его в России. Его великому и неправдоподобному художеству дано было открыть отрицательные стороны русского народа, его темных духов, все то, что в нем было нечеловеческого, искажающего образ и подобие Божье.

Русские люди, желавшие революции и возлагавшие на нее великие надежды, верили, что чудовищные образы гоголевской России исчезнут, когда революционная гроза очистит нас от всякой скверны. В этом было заблуждение революционного сознания, неспособного проникнуть в глубь жизни. В революции раскрылась все та же старая, вечно Гоголевская Россия, нечеловеческая, полузвериная Россия харь и морд.... Россия по-прежнему полна мертвыми душами, по-прежнему происходит торг ими. Хлестаковская смелость на каждом шагу дает себя чувствовать в русской революции. Но ныне Хлестаков вознесся на самую вершину власти...Хлестаковские речи мы слышим каждый день и на каждом шагу. Все дрожат и трясутся. Но зная историю старого и вечного Хлестакова, в глубине души ждут, что войдет жандарм и скажет: “Приехавший по именному повелению из Петербурга чиновник требует вас сейчас же к себе”. Страх контрреволюции, отравивший русскую революцию, предает революционным дерзаниям хлестаковский характер. В силах ныне господствующих и властвующих, так же мало онтологического, подлинно сущего, как в гоголевском Хлестакове.

Личина подменяет личность. Повсюду маски и двойники, гримасы и клочья человека. Изолгание бытия правит революцией. Все призрачно. Призрачны все партии, призрачны все власти, призрачны все герои революции. Нигде нельзя нащупать твердого бытия, нигде нельзя увидеть ясного человеческого лика. Эта призрачность, эта неонтологичность родилась от Лживости. Гоголь раскрыл ее в русской стихии.

Многие декреты революционной власти совершенно гоголевские по своей природе и в огромной массе обывателей они встречают гоголевское к себе отношение. В стихии революции обнаруживается колоссальное мошенничество, бесчестность как болезнь русской души.

Все хари и рожи гоголевской эпопеи появились на почве омертвения русских душ. Не революция сама о себе создала их. Революция - великая проявителница и она проявила лишь то, что таилось в глубине России. Формы старого строя сдерживали проявления многих русских свойств, вводили их в принудительные границы.

Истинная духовная революция в России была бы освобождением от той лживости, которую видел в русских людях Гоголь, и победой над той призрачностью и подменой, которые от лжи рождаются.... Русская революция это трагикомедия. Это - финал гоголевской эпопеи.

ДОСТОЕВСКИЙ.

Если Гоголь в русской революции не сразу виден и сама постановка этой темы может вызвать сомнения, то в Достоевском нельзя не видеть пророка русской революции. Достоевскому дано было до глубины раскрыть диалектику русской революционной мысли и сделать из нее последние выводы. Он обнаружил, что русская революционность есть феномен метафизический и религиозный, а не политический и социальный; обнажил стихию русского нигилизма и русского атеизма, совершенно своеобразного, не похожего на западный.

У Достоевского был гениальный дар раскрытия глубины и обнаружения последних пределов. ... Его творческий художественный акт апокалиптичен, и в этом он - поистине русский национальный гений. ... Достоевский прежде всего великий психолог и метафизик Все творчество .. есть антропологическое откровение, - откровение человеческой глубины, не только душевной, но и духовной глубины.

На Достоевском можно изучать природу русского мышления, его положительные и отрицательные полюсы. Русский апокалиптик и или нигилист, апокалиптик на положительном полюсе и нигилист на отрицательном.

Культура может иметь под собой глубину догматическую и мистическую, но она предполагает, что за серединой жизненного процесса признается какая-то ценность, что значение имеет не только абсолютное, но и относительное. Апокалипсическое и нигилистическое самочувствие свергает всю середину жизненного процесса, все исторические ступени, не хочет знать ни каких ценностей культуры, оно устремляется к концу, к пределу.

Не легко бывает решить, почему русский человек отрицает государство, культуру, родину, нормативную мораль, науку и искусство, почему требует он абсолютного обнищания: из апокалиптичности своей или нигилистичности.