11. В. Ф. Мартынов “Мировая художественная культура” Минск “ТетраСистемс”,1997. 320 с.
11. И. В. Мирецкая, Е. В. Мирецкая, И. П. Шакирова «Культура эпохи Просвещенья». – М. Просвещение, 1996. – 224с.
12. «История русского и советского искусства». Под ред. Сарабьянова. – Ь. 1979г. с –383
13. Ю. Х. Копелевич «Основание Петербургской Академии Наук». – Л. с. – 203
14. С. Алексеев «Сто рассказов из русской истории». – М. С.-Л.200.
15. Л. В. Антонова «Когда и как построен Эрмитаж».– Л.; с. – 81
16. Л. Я. Лозинская «Во главе двух Акадкмий». – «Наука», - М. С. – 140
17. П. Н. Милюков «Очерки по истории русской культуры», т.3 – «Культура». 1995, - 480 с.
18. Д. Д. Балагой «История русской литературы XVIII века. «Учпедгиз» 1946. – 414
19. Е. Анисимов « Женщины на российском престоле». «Норинт», 1998. – 416с.
20. Анри Труайя «Екатерина Великая» «Республика», 1997. – 384с.
21. Э. Я Логвинская «Интерьер в русской живописи» . М. –«Искусство». 1978, 119 с.
22. «В поисках своего пути: Россия между Европой и Азией» Сост. Н. Г. Федоровский. – М. ; Наука, 1994, 332с.
23. Кондаков И. В. «Введение в историю русской культуры» М. !997.
24. Лотман Ю. М. «Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII – середины XIX века). СПб , 1994.
[1] В.С. Ключевский "Западное влияние в России после Петра". "Неопубликованные произведения".М.,1983. С. 300 - 305, 308
[2]Соловьев С. М. Публичные чтения о Петре Великом // Избранные труды. Записки. М., 1983. С. 52.
[3]Успенский Б. А. Из истории русского литературного языка XVIII-начала XIX в. М., 1985. С. 4, 11.
[4] Дашкова Екатерина Романовна (1744 – 1810), княгиня, урожденная Воронцова, деятельница русской культуры. Участник переворота 1762 г., приведшего на престол Екатерину II. Записки написаны в 1804 – 1805 гг. на французском языке. Впервые изданы на английском языке в 1840г. Первое издание в русском переводе осуществлено А. И. Герценом в Лондоне в 1859 году.
[5] Е. Дашкова. Записки 1743 – 1810. Л., с. 126 – 127.
[6] Карамзин Николай Михайлович (1766 – 1826) писатель, историк.
[7] Карамзин Н. М. Письма русского путешественника. Л., 1984. С. 252 – 254.
[8] См.: Краснобаев Б. И. Основные черты и тенденции развития русской культуры в XVIII в. // Очерки русской культуры XVIII в. М., 1985. Ч. 1. С. 20.
[9] История русского искусства. Под ред. И.А. Бартенеева, Р.И. Власова.,М. "Изобразительное искусство".1987г.
[10] В замечаниях Дидро на «Наказ» пишет: «Русская императрица, несомненно, является деспотом. Если предположить, что сами размеры России требуют деспота, то Россия обречена быть управляемой дурно. …Поэтому во всякой стране верховная власть должна быть ограниченной, и притом ограниченной наипрочнейше. Труднее, нежели создать законы, и даже хорошие законы, обезопасить эти законы от всяких со стороны властителей.»
[11] Солдатские дети — это дети рекрутов, родившиеся во время их службы в армии. Введенная при Петре I рекрутская система комплектования армии предполагала пожизненную службу солдат. Отданный в рекруты, его жена и дети уже не принадлежали к прежнему сословию
[12] Русское искусство второй половины XVIII-первой половины XIXвека. Материалы и исследования. Под ред Т.В.Алексеевой. "Наука",М. 1979г.
[13] Николаев Е. Судьба классического интерьера. - «Декоративное искусство,1968,к.2
[14] Лебедев А.В. Ф.С.Рокотов. (Этюды для монографии). М., изд. ГТГ, 1941, с. 34-36.
[15]Э.Я. Логвинская Интерьер в русской живописи. М."Искусство"1978. с.5 Масонство в России.