Смекни!
smekni.com

Проблемма адаптации чужого в русской культуре XVIII века (стр. 5 из 11)

Но все новшества касались в основном дворянства, зажиточного купечества. Крестьянство, мелкий город­ской люд, податные сословия они почти не затрагива­ли. Ношение европейского платья (камзолы, чулки, башмаки, галстуки, шляпы), бритье бороды были обя­зательными для дворян и купцов. Несоблюдение этих новых обычаев влекло большой денежный штраф. Крестьяне, которым разрешалось носить бороду, дол­жны были платить специальный «бородовой налог». Обычно он взимался при въезде в город. Право не брить бороду, носить платье старого покроя было со­хранено за духовенством.

По сравнению с предшествующим временем темп жизни очень изменился и казался даже стреми­тельным. «Под грохот пушек и стук топора» (А. С. Пушкин) вошла Россия в число великих держав.

§2.6 Масонство в России.

Новым явлением в общественно-культурной жизни России второй половины XVIII — начала XIX в. стало масонство, сложное и противоречивое религиозно-эти­ческое движение, возникшее еще в Англии в начале XVIII в. В России масонство получило распростране­ние в последние десятилетия этого столетия главным образом в форме розенкрейцерства (розенкрейцеры — члены тайных обществ в XVII—XVIII вв. в Германии, Нидерландах и других странах). Нравственная филосо­фия масонства с ее идеей совершенствования личности через просвещение, «деятельное человеколюбие» при­влекали в ряды масонов часть передовой дворянской интеллигенции, многих деятелей русской культуры, для которых просвещение сохраняло значение важного фактора общественного развития.

Новым явлением в общественно-культурной жизни России второй половины XVIII — начала XIX в. стало масонство, сложное и противоречивое религиозно-эти­ческое движение, возникшее еще в Англии в начале XVIII в. В России масонство получило распростране­ние в последние десятилетия этого столетия главным образом в форме розенкрейцерства (розенкрейцеры — члены тайных обществ в XVII—XVIII вв. в Германии, Нидерландах и других странах). Нравственная филосо­фия масонства с ее идеей совершенствования личности через просвещение, «деятельное человеколюбие» при­влекали в ряды масонов часть передовой дворянской интеллигенции, многих деятелей русской культуры, для которых просвещение сохраняло значение важного фактора общественного развития.История масонского ордена начинается со средневековых гильдий каменщиков (от англ. mason- "каменщик"). В конце XVI -начале XVIIIв. членами братства вольных каменщиков в Англии становятся люди совершенно чуждые ремеслу. Они наследуют от средневековых гильдий веру в Бога, обставленную особыми совместными торжествами, сохраняют внутреннее деление ордена на ступени, перенимают тайные ритуалы, символы, пароли. Призыва масонов к братству и равенству привлекают в их ряды представителей нового, буржуазного общества. Со временем масонство распространилось по всему миру. Великие ложи создаются в Германии, Франции, Италии, Испании, Америке... Появление братств вольных каменщиков в России связывают с именем Петра I, который намеревался таким образом укрепить связи с Англией и способствовать распространению просвещения. Первое время в братствах явно преобладали иностранцы, но затем первенство перешло к россиянам. В первой половине - середине XVIII в. членами ордена были историк Болтин, князья Голицыны, князь Трубецкой и другие люди знатного происхождения, имевшие вес в обществе. К 1770 году в Петербурге, Архангельске, Риге и Москве насчитывалось 17 масонских лож. Русское масонство ставило перед собой задачу "познания тайны бытия" через христианскую терпимость и "обязательность работы соборной", которая включала в себя самосовершенствование, духовное творчество, просвещение, строительство человеческого счастья. Русских масонов не особенно интересовала политика, они чтили государственность, законность. Неудивительно, что в гимнах и речах братьев воздавалась хвала царственным особам. Великие мастера всячески прославляли династию Романовых. Входили масонские ложи виднейшие представители русского просвещенного общества (Новиков, Баженов…) Существует версия, что при постройке ансамбля в Царицыно, Баженов использовал масонские символы (н-р циркуль, хлеб – соль, символ почитаемой масонством чаши Грааля…), поэтому постройки не понравились императрице. Масоны положительно оценивали политику монархов, иногда критиковали, но нередко и одобряли существование крепостного права в России. Известно, что в некоторых российских ложах за обсуждение государственных, законодательных, религиозных вопросов налагался денежный штраф. В царствование Екатерины II российское масонство переживало "золотой век". Во многом его расцвету способствовала деятельность московской ложи. В 1787 году, в России грянул страшный голод. И московские масоны организовали столь эффективную помощь голодающим, какой страна до сих пор не знала. Екатерина II благосклонно относилась к филантропическим предприятиям братств. Но грянула Французская революция, которая, как полагали в России, была целиком на совести масонов. И Екатерина испугалась. В 1792 году ложи были запрещены. Император Павел I симпатизировал многим масонским идеям, но колебался, не решаясь отменить екатерининский запрет.

2.6. Искусство XVIII века.

В XVIII веке на российской почве вместилось min четыре века европейской культуры: Ренессансный 15 век, Постренессансный 16 век, барочный 17 век и классицистический 18 век. Эпоха царствования Петра явилась периодом русского ренессанса, который сыграл такую - же роль в социокультурном развитии России, как тот же период для Западной Европы. В России весь социокультурный интерес жизни переместился в город, на перипетии государственной службы, на события внешней политики. 16 век в Европе – век религиозной реформации и начало капитализма, не только как способа производства, но и как формы социальной само ориентации сообщества – в русской истории можно соотнести с петровской эпохой, хотя радикальных церковных реформ не было. Петр четко уловил и внедрил в сознание правящего класса, тот настрой исторического оптимизма и практицизма, который в Европе подарил 16 век. Для барочной эпохи в Европе (17 – нач. 18 столетия) характерны антиномии, трагический гуманизм, разочарование в уповании на внутренне присущую миру гармонию, в веру во всесилие разума человека и его сакральную миссию на земле. В России европейскому барокко 17 века, соответствовала вторая треть 18 века. Которая была насыщенна деятельностью небескорыстных авантюристов и деятелей: Бирон, Орловы, Миних. Это метания между пуританской петровской традицией и карнавальностью елизаветинской. Это эпоха меркантильных героев. Совершенно иной классицизм 18 века – это реабилитация разума и знаний. Классицизм в культуре – это торжество содержания над формой, в отличие от барокко, именно в нем видится сущестный признак новой эпохи, приверженности античности. В России классицизм – царствование Екатерины II. Просвещенная часть российского общества, была столь же театральна, как и предыдущее поколение, но не столь имитационная (т.е. «костюмная игра в Европу» закончилась), а скорее романтически аффектирована. Люди уже не столь подражали заманчивым иноземным образцам, видя в них форму социальной престижности, сколько органично усвоив европейскую традицию, создавали свои смыслы и содержания собственной национальной культуры. Историческая миссия 18 века – это преодоление татаро-монгольского нашествия, это период, когда «иго» было окончательно свергнуто в культурно-цивилизационном отношении. Начало столетия было отмечено рядом явлений в искусстве, связанных с барокко. В России барокко не стало художественным направлением и было харак­терно для переходного времени, в частности для лите­ратуры петровской эпохи. В архитектуре барокко определяло стилевое единство в 40—50-е годы XVIII века. Эта архитектура с присущей ей контрастностью форм, внешностью декора, грандиозностью зданий заложила основы нового градостроительства.

Господствующим направлением в художественной культуре второй половины XVIII в. был классицизм. Русский классицизм сформировался несколько позднее западноевропейского, в частности французского клас­сицизма. Неодновременным был процесс становления классицистического искусства. Ранее всего (30—50-е годы) он начался в русской литературе, затем в изобразительном искусстве (примерно с 60-х годов XVIII в.). В своем развитии русский классицизм под­чинялся общим закономерностям, ему были присущи и нормативность, и жанровая регламентация, и ярко выраженный интерес к античности. Переводы ан­тичных авторов, особенно Анакреона и Горация, поль­зовались в России большой популярностью. Образцом совершенства воспринималась архитектура древнего мира, античные элементы (колонны, портики, фрон­тоны и т. д.) становились непременными деталями ар­хитектурного оформления зданий. Античные сюжеты были широко распространены в поэзии, драматургии, живописи.