Живопись последних десятилетий XVIII века отличается значительным разнообразием и полнотой. В первую очередь это обусловлено основанием Академии художеств. Русская школа овладевает теперь теми жанрами живописи, которые прежде были представлены лишь работами старых и современных западноевропейских мастеров. Наиболее крупные достижения русской живописи последних десятилетий XVIII века связаны с искусством портрета. Творчество Ф.С.Рокотова (1735-1808) составляет одну из самых обаятельных и труднообъяснимых страниц нашей культуры. Уже в довольно зрелом возрасте он был принят в Академию художеств. Его ранние произведения – портреты Г.Г.Орлова (1762-1763 гг.), Е.Б.Юсуповой (1756-1761 гг.) свидетельствуют о его причастности к культуре рококо. Признаки этого стиля есть и в коронационном портрете Екатерины - II (1763 г.), ставшей образцом для изображения весьма взыскательной императрицы. Еще много портретов вышло из-под кисти художника – поэт В.И. Майкова(1769-1770 гг.), почти все семейство Воронцова – он сам (конец 1760-х), его жена М.А. Воронцова и дети (1770-е). В период восьмидесятых годов восемнадцатого века в портретах Ф.С.Рокотова преобладает оттенок горделивого сознания собственной значимости, к этому периоду относят: портрет молодой генеральши В.Е. Новосильцевой (1780 г.), знатной дамы Е.Н. Орловой. Современником Рокотова был Д.Г. Левицкий (1735-1822 гг.). Около 20 лет Левицкий возглавлял портретный класс Академии художеств и не только участвовал в воспитании целой школы русских портретистов, но задавал тон и уровень высокой репутации портретного искусства в России. Сфера его живописи шире, чем рокотовская. Ему одинаково хорошо удавались и камерные портреты и парадное изображение в рост. Неудивительно, что круг его заказчиков весьма обширен. Это и богач Демидов, чью картину он нарисовал в 1773 г., и светская красавица Урсула Мнишек (1782 г.), и итальянская актриса Анна Давиа-Бернуци (1782 г.). Важное место в творчестве Левицкого занимает работа над портретом Екатерины -II ,получившим отражение в «Видении Мурзы» Г.Р.Державина. Возвышенная, мифологизированная интерпретация не могла не нравиться императрице, которая более чем внимательно относилась к своим изображениям. В.Л.Боровиковский (1757-1825 гг.) как бы замыкает плеяду крупнейших русских портретистов XVIII века. Боровиковский, как и Левицкий, родом с Украины. Уже в первые петербургские годы он сблизился с кружком, возглавляемый Н.А.Львовым, и неоднократно портретировал близких к этому обществу лиц. Довольно быстро при поддержке друзей, знакомых и пользовавшегося успехом при дворе австрийского живописца И.Б. Лампи, Боровиковский становится популярным среди широкого круга петербургского дворянства. Художник портретирует целые семейные «кланы» - Лопухиных, Толстых, Арсеньевых, Гагариных, Безбородко, распространявших его известность по родственным каналам. К этому периоду его жизни относятся портреты Екатерины - II, ее многочисленных внуков, министра финансов А.И. Васильева и его жены. Преобладающее место в творчестве Боровиковского занимают камерные портреты. Полотна художника очень нарядны благодаря грациозной постановке моделей, изящным жестам и умелому обращению к костюму. Герои Боровиковского обычно бездеятельны, большинство моделей пребывает в упоении собственной чувствительностью. Это выражают и портрет М.И.Лопухиной (1797 г.), и портрет Скобеевой (середина 1790-х г.), и изображение дочери Екатерины-II и А.Г.Потемкина – Е.Г.Темкиной (1798 г.). Большое внимание художник уделяет малоформатным и прекрасно удавшимся ему миниатюрным портретам. Так же Боровиковский – автор ряда двойных и семейных групповых портретов, которые появляются уже после 1800-х гг. Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что на протяжении всего XVIII века русское искусство живописи прошло большой путь становления по законам нового времени. Потребности эпохи получили отражение в преимущественном развитии светской живописи – портрета, пейзажа, исторического и бытового жанров.
Искусство интерьера, интерьерная живопись.
Не было, пожалуй, в Петербурге, Москве, да и в провинции во времена классицизма ни одного не только богатого и знатного, но даже зажиточного дома, который не имел бы живописного украшения в своих комнатах. Кому не по карману было украсить кистью опытного живописца потолок аллегорическим плафоном или затейливым узором, а стены - пейзажами или мифологическими фигурами, довольствовался скромными цветочными гирляндами, венками, лирами или несложным геометрическим орнаментом, написанным " по трафарету" бойким малярным мастером. Существовал определенный репертуар излюбленных сюжетов и орнаментальных мотивов, была выработана программа и манера росписи парадных и жилых комнат, особняков и павильонов, появились направления и мастерские, чутко откликавшиеся на изменчивую моду. Не преувеличивая, можно назвать классицизм эпохой расцвета декоративной "комнатной" живописи в России, который был вызван, кроме общего подъема русского искусства, специфическими для этой области причинами: усиленным строительством в городах и усадьбах, новым пониманием интерьера и его декорации и деятельностью для широкого круга заказчиков талантливых художников. По " образцовым" фасадам первоклассных зодчих шла интенсивная застройка доходными домами и особняками рядовых улиц. Одним из главных видов доходного дома стал дом с барскими квартирами, анфилада которых в бельэтаже была всегда декорирована живописью. «Искусство интерьера - это не только "человеческие" пропорции жилых комнат, подчеркнутая роскошь парадных, продуманность расстановки мебели, применение предметов прикладного искусства. Интерьер был объединен общим стилем культуры...»[13] "Кабинет Шувалова", выполненный около 1757 года Ф.С. Рокотовым и дошедший до нас в копии его ученика А. Зяблова (1779,ГИМ). Это необычное для середины XVIII века произведение изображает небольшой кабинет с коллекцией картин на стенах. Один из исследователей творчества Рокотова, А.В. Лебедев, говоря о том, что в "картине, бесспорно, чувствуется влияние живописцев Запада - в частности нидерландцев", известных в России еще с петровского времени, отмечает, однако, различие в подходе к задаче интерьера северных старых мастеров и Рокотова: «Картина Рокотова, приближаясь по типу к фламандским образцам, резко отличается от них простотой: там, где фламандец населил бы галерею действующими лицами, изобразил бы "событие", вроде посещения галереи важным лицом, групповой портрет, или, по крайней мере, натурщиков, Рокотов не написал ни одного человека; он дал только портрет комнаты и ничего больше»[14] Сделанное Лебедевым наблюдение содержит существенный момент, который будет характерен для большинства интерьерных изображений конца XVIII и начала XIX веков. Его можно определить как свойственную русской интерьерной живописи простоту и отсутствие тяги к событийности. Но при этом искусство старых северных мастеров влияло и не могло не влиять на русских художников в течение всего XVIII века, и исследователи говорили об этом. «Проблема этих влияний должна была бы стать предметом специальной разработки... В России имелись многочисленные коллекции старых западных мастеров, как в Москве, так и в Петербурге. В них преобладали фламандцы и голландцы, особенно в Москве... Знакомство с северным искусством, несомненно, отразилось на жанре, как на его реалистической концепции, так и на форме. Это влияние могло сказаться и в интерьерности, и в материальности, и в преобладании небольшого формата»[15]
Российская литература, театр, музыка и опера.
В эпоху классицизма в России сложилась новая художественная литература с характерным для нее сюжетом на основе вымысла, развитой системой жанров (ода, элегия, басня, трагедия, комедия, повесть, роман). «Новая словесность», по словам Пушкина, была «плодом новообразованного общества». Существенно важными элементами этой литературы стали новая система стихосложения и литературный язык. Впервые принципы силлабо-тонического стихосложения сформулировал В. К. Тредиаковский (1703—1768) в опубликованной им в 1735 г. статье «Новый и краткий способ к сложению российских стихов». Эта система, заменившая силлабический стих, основана на чередовании ударных и безударных слогов в строке. Она лежит в основе русской поэзии до настоящего времени. В области русского стихосложения, художественной прозы работал М. В. Ломоносов («Письмо о правилах российского стихотворства», 1739; «Риторика», 1745).
Основоположником новой русской драматургии был А. П. Сумароков (1717—1777), поэт, автор первых русских трагедий и комедий, директор Российского театра в Петербурге. Общественно-политические взгляды Сумарокова имели дворянскую направленность, но его произведения способствовали воспитанию человеческого достоинства, гуманизма, высокой морали и чести. Будучи сторонником крепостного права, он резко критиковал его крайности.
Литература русского классицизма создала образ нового человека — патриота и гражданина. Она способствовала утверждению вне-сословной ценности человека и решительно боролась с жестокостями крепостничества.
Середина XVIII в.— важный рубеж в театральной культуре, успехи которой были связаны с развитием отечественной драматургии. Во второй половине XVIII в. театральные труппы существовали в столицах, некоторых провинциальных городах; в дворянских поместьях имелись крепостные театры.
В 1756 г. в Петербурге был учрежден первый в России государственный театр «для представления трагедий и комедий». Основу его составила труппа ярославских актеров во главе с Ф. Г. Волковым (1729—1763), замечательным русским актером из ярославских купцов. В Петербурге в это время действовал школьный театр при Сухопутном Шляхетском корпусе, а в 1779 г. Возник частный театр на Царицыном лугу (Марсово поле), которым руководил известный русский актер И. А. Дмитревский (1734—1821). На сцене этого театра впервые были поставлены пьесы Д. И. Фонвизина, а в комедии «Недоросль» Дмитревский сыграл роль Стародума. Но театр просуществовал недолго: в 1783 г. он был закрыт по указу Екатерины II.