№112
Страдание, по Шопенгауэру, неотвратимо присуще жизни. То, что называют счастьем, имеет всегда отрицательный, а не положительный характер и сводится лишь к освобождению от страданий, за которыми должно последовать новое страдание или томительная скука. Этот мир есть не что иное, как арена замученных и запуганных существ, которые живут лишь благодаря тому, что одно существо истребляет другое, где поэтому каждый зверь представляет собой живую собственность тысяч других, а его самосохранение - цепь мучительных смертей. Из признания доминирующей роли страдания следует сострадание в качестве важнейшего этического принципа. Противоборствующем состояние духа препятствующим страданию явл состояние полного отсутствия желания , симптомом кот выступает переход к полному аскетизму.
№113
"Экзистенциального мышления" В отличие от научного мышления, абстрактного и безличного, исходит из теоретических принципов, экзистенциальное мышление связано с внутренней духовной жизнью личности, с ее интимными переживаниями. Именно такое мышление только и может быть подлинно конкретным, имеющим настоящий человеческий смысл. Объективное мышление безразлично по отношению к мыслящему субъекту и его экзистенции; субъективный мыслитель - как экзистенциальный - заинтересован в своем мышлении, он существует в нем. В силу этого он не может относиться к реальности как к чему-то объективному как таковому, не затронутому человеческой субъективностью.
№114
В "философии жизни" можно выделить три основных школы: академическую "Философию жизни" (В. Дильтей, Г. Зиммель), Творческую эволюцию А. Бергсона и его последователей, "Философию воли" Ф. Ницше и его последователей.
№115
Философия жизни- она выступила за реабилитацию жизни против её ущемления и объединения политическим, эк и др . утилитарными подходами. Понятие жизнь призвано заменить понятие бытие.
№116
В. Дильтей (1833-19110 и Г. Зиммель (1854-1918) определяют жизнь как факты воли, побуждений, чувств и переживаний. С этой точки зрения, действительность есть то, что содержится в опыте самой жизни, это чистое переживание, "жизненный опыт", вне которого действительности не существует. "Жизненный опыт" выступает объектом познания, он иррационален и несводим к разуму. Жизнь - это поток, изменение, творчество. Знание как отражение закономерного, всеобщего невозможно. Жизнь может быть постигнута только через индивидуальное. Методом "наук о духе" является непосредственно переживание исторических событий. Согласно Дильтею, историк должен не просто воспроизвести истинную картину событий, но и "пережить" ее заново, истолковать и воспроизвести в ее жизненности.
№117
На основе концепции "жизни" он стремился построить картину мира, которая бы по-новому объяснила эволюцию природы и развитие человека, обосновала бы их единство. Центральным понятием философского учения Бергсона является!, "жизненный порыв"... По Бергсону, жизнь - это непрерывное творческое становление. Материя" есть косное начало бытия, она хоть и оказывает сопротивление, но все же подчиняется жизни, благодаря этому эволюция мира природы становится творческой эволюцией. В результате мир предстает как единый, непрерывно и необратимо развивающийся спонтанный и непредсказуемый. Рождая все новые и новые формы, он находится в состоянии непрерывного становления.
№118
Наиболее сильное влияние "философия жизни" оказала на этику. Создателем этической интерпретации "философии жизни" является немецкий философ Ф. Ницше (1844-1900). Он развивал концепцию "воли к власти" на основе "воли к жизни". Жизнь, согласно Ницше, стремится к максимуму чувства власти. "Воля к власти" - это наиболее значимый критерий любого типа поведения любого общественного явления. Она есть основа права сильного. Это право превыше всех моральных, религиозных и иных нормативных установлений. Именно таким правом должен руководствоваться подлинный человек по всех сферах своей жизнедеятельности. Из "воли к власти" как права сильного Ницше выводит все основания морали. По его утверждению, мораль, определяющими понятиями которой являются понятия добра и зла, возникает как следствие чувства превосходства одних людей над другими: аристократов (лучших} над рабами (худшими). На протяжении всей истории рабы в виде духовной мести пытались навязать свою мораль господам. Начало этому процессу положили евреи в Ветхом Завете, а наивысшее развитие этот процесс получил в христианстве.
№119
С гносеологической точки зрения, эволюция представляет собой процесс, в ходе которого первоначальная интуиция разделяется на инстинкт и интеллект. В первом случае она лишается самосознания, во "втором - способности проникать в сущность реальности. У человека интуиция почти целиком принесена в жертву интеллекту. Однако утрата человечеством первоначальной интуиции не была полной.
№120
Люди не есть одно одинаковое общество , из людей которые равны ; неравенство исходит из концепции сверхчеловека . О марали для недочеловечках говорить не приходится . Сверхчеловек обладает правом достигать своих целей не согласуясь с моралью . Он ходит по недочеловечкам , использует их , Сверхлюди в отношениях друг с другом высоко моральны, благородны.
№121
феноменология, позитивизм': критический рационализм, прагматизм, постпозитивизм, неокантианство, экзистенциализм, персонализм. Еще, одним существенным направле нием современной западной философии является структурализм
№122
Феноменология -.это философское направление, стремящееся освободить философское сознание от натуралистических установок, достигнуть собственной области философского знания - рефлексии сознания о своих актах и о данном в них содержании, выявить изначальные основы познания человеческого существования и культуры.
№123
Позитивизм - это философское направление, основанное на нципе, что все подлинное, позитивное знание может быть получено результат отдельных специальных наук и их синтетического объединения, и что философия как особая наука, претендующая на самостоятельное исследование реальности, не имеет права на существование.
№125
Первая историческая форма позитивизма сложилась в 30-40 годы XIX века. Его основателем был французский философ О. Конт (1798-1857 гг.). Уделом науки, по Конту, является не объяснение, а описание вещей. Наука в принципе не способна ответить на вопрос: "Почему?", она должна ограничиться констатацией фактов и отвечать на вопрос: "Как?". Лишь в этом случае наука может стать позитивной. Это должно касаться как частных наук, так и философии. Задача положительной философии состоит в систематизации конкретно-научного знания на основе рациональной классификации наук.
№127
Вторая историческая форма позитивизма - эмпириокритицизм - возникла на рубеже XIX-XX веков. Его ведущими представителями выступили австрийский физик Э. Мах (1838-1916 гг.) и швейцарский философ Р. Авенариус (1843-1896 гг.). В отличие от "первого позитивизма", который в лице Конта рассматривал философию как науку синтезирующую, "второй позитивизм" сводил ее к теории познания и стремился построить теоретическую модель процесса познания. Эмпириокритицизм означал "критику опыта" и предполагал "очищение" опыта от всех положений, которые имеют метафизическую природу. Опыт, по Маху, состоит из ощущений, которые у него фактически являются
№129
Прагматизм - это течение в современной философии, представители которого считают практическую полезность знания источником опасности и подчеркивают, что философия есть способ решения человеческих проблем. Основными представителями этого направления являются американские философы Ч. Пирс (1839-1914), Ч. Джемс (1862-1910), Дж.Дьюн (1859-1952).
№130
Основные идеи прагматизма впервые высказал Пирс, отрицавший врожденные идеи и интуитивное познание. По его утверждению, исходным пунктом познания выступает видимость. Понятие об объекте можно достигнуть лишь путем рассмотрения всех практических следствий, вытекающих из действий с этим объектом. Наше знание об объекте всегда является незавершенным и опровержимым, гипотетичным. Это относится не только к обыденному знанию и знанию естественно-научному, ном к математическим, и логическим суждениям, всеобщность которых может быть опровергнута контрпримерами. Истина, в понимании Пирса, - это ясное, отчетливое, непротиворечивое на
№131
Критический рационализм - это направление в современной философии, занимающееся выработкой некой "чистой " модели рациональности, верной для всех и во все времена. Он является одним из ведущих течений в постпозитивизме и наиболее ярко представляет эту стадию в разработке проблем методологии научного познания. Его основателем считается английский философ К. Поппер (1902-1988 гг.).
№132
К, Поппер исходил из предпосылки, что законы науки не выражаются аналитическими суждениями и в то же время не сводимы к наблюдениям. Науке нужен принцип фальсификации, т.е. опровержения (неистинности, фальсификация-- это принципиальная опровержимость любого утверждения, относящегося к науке. К. Поппер утверждал, что истинным можно считать такое высказывание, которое не опровергнуто опытом. Если найдены условия, при - которых хотя бы некоторые базисные "атомарные" высказывания какой-то теории или гипотезы ложны, то данная теория или гипотеза опровержима. Если же опытное опровержение гипотезы отсутствует, то она может считаться истинной или по крайней мере оправданной. Для К. Поппера принцип фальсификации - это не способ эмпирической проверки, а определенная установка науки на критический анализ содержания научного знания, на постоянную необходимость критического пересмотра всех его достижений. Наука - это постоянный динамичный процесс, в котором непрерывно происходят какие-то изменения.