И лишь когда мы достигнем стабильности в этой микроскопической визуализации мы сможем реально управлять своими тонкими энергиями и получить доступ к их движению в нашем теле. Пока этого нет, мы просто обманываем самих себя, воображая, что чем-то занимаемся, в то время как на самом деле ничего не движется. Таким образом, ступень порождения абсолютно необходима. И проходят ее именно тем путем, который я описал, т. е. мы порождаем себя как форму Будды и проходим периоды затворничества, чтобы развить и закрепить достигнутое.
Такой тип практики мы встречаем в традициях Гелуг, Сакья и Кагью. Когда в этих традициях говорится об "отцовских" и "материнских" тантрах, нужно понимать, что отцовские тантры – это те тантры, где делается акцент на практике иллюзорного тела, например, Доржежигжед или Гухьясамаджа. В материнских же тантрах акцент делается на практике "Ясного света". Сюда относятся такие системы, как Чакрасамвара или Дорже Налджорма. Конечно, и те, и другие практики всесторонне полны, просто акцент делается на одном или на другом.
В системе Ньингма, как вы помните, высший класс тантр подразделен на 3 ступени: Маха-йогу, Ану-йогу и Ати-йогу, из которых последняя называется также Дзогчен. Эти три ступени совершенно различны. Маха-йога акцентрирует внимание на стадии порождения. Ану-йога-на практике с каналами энергии, на "ветрах". На уровне Ати-йоги (Дзогчена), вместо того, чтобы работать с тонкими энергиями и иллюзорным телом, как это было раньше, мы работаем с уровнем самого тонкого сознания, которое на последних этапах действительно преобразуем в ум Будды. И тогда этот тончайший ум оказывается отражением тела Будды, Это называется практикой "радужного тела".
Каждая из трех ступеней включает в себя все практики, речь идет только об акценте, который делается в том или ином случае. Было бы неправильно утверждать, что, на уровне Дзогчена, например, не визуализируют себя в форме божеств и не делают остальных практик, это не так. Ати-йогу часто называют Маха-Ати-йогой, т. е. практикой Ати-йоги, которая делается с добавлением Маха-йоги.
Тончайшее сознание, именуемое здесь Ригпа, или "чистое осознавание", не проявится в форме какой-то фигуры, если для этого не созданы предпосылки. А предпосылки, или причины, создаются на стадии порождения, когда мы занимаемся визуализациями соответствующих фигур.
Занимающиеся практиками Дзогчена "проходят все сразу", как я уже говорил. При этом они не стараются растворить ветры энергий специально в определенный момент. Вместо этого стремятся распознать тончайшее сознание и простое сосредоточение на том тончайшем уровне, который является подоплекой всякого осознавания, приведет нас с помощью данного метода школы Ньингма к тому, что все грубые ветры и энергии растворятся автоматически.
Этого не произойдет, если ранее мы не занимались практиками и визуализациями в рамках Ану-йоги, которая как бы "смазывает" всю систему, подготавливая ее к практике Ати-йоги. Поэтому не нужно считать, что, если мы занимаемся Ати-йогой, или Дзогченом, в традиции Ньингма, то можем перескочить через все предыдущие стадии и практики.
Указанная практика включает в себя вещи, чрезвычайно схожие с практиками всех других систем.
Таково общее изложение практик и принципов тибетского буддизма.
Итак, имеются общие предварительные практики, Ламрим, установка мотивации, постижение пустоты, Бодхичитта, сосредоточение, "необычные" предварительные практики, такие как поклоны, Ваджрасаттва и т. д., посвящения, соблюдение обетов. Работа с различными формами Будды, иногда с системами Крия-тантры, например, Белой Тарой для увеличения продолжительности жизни, иногда с высшим классом Анутта-ра-йога-тантры, которая включает стадию порождения, т. е. все те сложные визуализации, которые мы совершаем в воображении. Это действует в качестве причины, предпосылки для дальнейшей практики на стадии завершения, когда мы действительно начинаем работать с тонкими энергетическими системами, что необходимо для достижения тончайшего сознания, чтобы с его помощью наиболее эффективно постичь пустотность и чтобы из тончайшего "ветра" энергии, который является основой этого сознания, или просто работая с его отражениями, создать причины возникновения тела Будды, обретя которое, мы сможем быть максимально полезными другим. Таков путь, а цель, к которой мы движемся, следуем ли мы стилю Гелуг, Сакья, Кагью или Ньингма – цель у всех одна.
Занимаясь любыми буддийскими практиками, необходимо иметь правильную мотивацию. Она устанавливается в рамках учения, которое называется Ламрим, что значит "постепенный путь" или "этапы пути". В тибетском языке мы сталкиваемся с двумя терминами. Один буквально означает "те, кто проходят все сразу", другой – "те, которые следуют постепенно путем" (ламрим-па). Иногда вокруг этого возникает множество заблуждений.
"Те, кто проходят все сразу" сразу начинают делать наиболее продвинутые практики, причем, как правило, чрезвычайно простым образом, и способны при этом быстро придти к большим достижениям. Иностранцы, по большей части, всегда считают себя продвинутыми, считают, что им не обязательно начинать с самого начала. Увидев модель "тех, кто проходит все сразу", они тут же хватаются за такую модель, говоря: "О, это для меня!" Однако, как указывал один из моих учителей, и как об этом говорит Его Святейшество Далай-лама, такой подход иностранцев, обычно является всего лишь отражением их лени. Люди, имеющие такие установки, обычно стараются уклониться от всякой тяжелой работы. Они ленивы и ищут какого-то легкого и простого пути, который не требовал бы большого труда. Возражая, они могут сказать, что вот, например, тантра – это очень быстрый путь. Да, это быстрый путь, но кто сказал, что это легкий путь? Он не легкий. И единственным основанием для следования этому пути может быть то, что мы настолько сильно озабочены судьбой других, что не в состоянии ждать, следуя медленным путем, того момента, когда, наконец, обретем способность наиболее действенно помогать другим. Только по причине такой чрезвычайно сильной заботы о других, называемой бодхичитта, и вступают на более быстрый путь, каким является тантра.
Но, опять-таки, это вовсе не легкий путь, и внутри самой тантры мы снова сталкиваемся с делением на "тех, кто проходит все сразу" и "тех, кто следует постепенным путем".
Если мы заглянем в комментарии, то станет совершенно ясно, кто именно "проходит все сразу". На высших уровнях тантры, о которых речь пойдет в следующие дни, мы будем стремиться достичь видения реальности, прийти к нему через преодоление своих заблуждений. То есть так же, как мы делали, следуя обычному пути сутр Махаяны или обычному пути Тхеравады. Однако здесь наша устремленность настолько сильна, что мы стараемся использовать свое сознание наиболее эффективно, использовать тончайшие уровни сознания, тонкие, как лазерный луч, более тонкие, чем на уровне концептуальности. Возникает вопрос: а как мы можем пробиться к этому тончайшему уровню сознания? Есть путь последовательной работы с различного вида тонкими энергиями, чакрами и т. д. Но, кроме того, существуют методы для "тех, кто проходит все сразу", например, сосредоточение на неконцептуальном сознании и другие техники.
При поэтапной работе с системами энергетики достигается следующее: более грубые формы энергии входят в "центральный канал", чего в действительности добиться очень трудно. Мы можем представить себе, как это происходит, но осуществить это на деле очень трудно. Затем мы растворяем их в центральном канале, либо в чакре сердца, или во всех шести чакрах сразу, как это делается в системе Калачакра. Но в любом случае мы растворяем их для того, чтобы пробиться к более тонкому уровню сознания. Те же, "кто проходит все сразу", просто сосредотачиваются на неконцептуальном сознании, и тогда ветры тонких энергий растворяются в центральном канале одновременно и как бы автоматически без долгого и трудного подготовительного процесса. Все это объясняется в комментариях.
Там говорится, во-первых, что все без исключения буддийские учения признают закон причины и следствия. Это один из самых фундаментальных принципов буддийского учения, который гласит, что все происходит как причина и следствие. Следовательно, ветры не войдут в центральный канал и не растворятся в нем, если на то не будет какой-то причины. Поэтому очевидно, что те, "кто проходит все сразу", создали для этого причину, либо в своих прежних жизнях, либо на более ранних этапах жизни, проделав постепенный путь.
Так что теперь, сосредотачиваясь на неконцептуальном состоянии сознания, они как бы нажимают на спусковой крючок выработанных ранее инстинктов. Таково объяснение пути "тех, кто проходит все сразу".
Таким образом, каждый должен пройти когда-то все этапы постепенного пути. Нельзя его просто перепрыгнуть. Традиции тибетского буддизма различаются прежде всего тем, с какой точки зрения ведется в них объяснение. Например, в Гелуг и Сакья все объясняется с точки зрения постепенного пути. А в некоторых текстах школы Кагью (только в некоторых, не со всех), и в некоторых текстах Ньингма путь представляется с точки зрения "тех, кто проходит все сразу". Конечно, есть два разных типа людей. Однако те, кто "проходит все сразу" представляют собой чрезвычайно незначительное меньшинство. Большинство людей, пытающихся следовать этому пути, не создали причин для успеха, и хотя они сидят, практикуют, ничего особенного не происходит. Должны быть предпосылки, инстинкты, пробужденные предыдущими типами практики. Поэтому в Кагью и Ньингма тоже считается, что основная часть пути должна быть пройдена всеми постепенно. Кроме того, все без исключения традиции говорят, что любой практикующий должен, по крайней мере, иметь ясное понимание пустотности и бодхичитту. Это совершенно необходимо. Бодхичитта – это побуждение, которое заставляет нас посвятить свое сердце пути достижения состояния Будды с тем, чтобы стать максимально полезным всем. Все без исключения традиции говорят, что необходимо делать предварительные практики (100000 простираний, повторение мантры Ваджрасаттвы, подношение мандалы и т. д.), поскольку даже если у кого-то есть инстинкты к пробуждению искомого состояния, эти инстинкты нужно сначала пробудить. А если у кого-то таких инстинктов нет, то эти практики помогут заложить их. Таким образом, разница только в стилях, по существу все делают одно и то же.