Смекни!
smekni.com

Буддизм (стр. 14 из 17)

Для того, чтобы пересесть в скоростную модель машины, мы должны сдать экзамен на водительские права и пройти соответствующее испытание. Этому соответствует получение посвящения, "дарования силы". Затем, ведя машину, нужно соблюдать правила движения, а для этого мы должны понимать, что означает красный свет, что означает зеленый и ехать по правильной стороне дороги. Это можно сравнить с соблюдением обетов, которые мы принимаем во время получения "дарования силы". Это обеты бодхисаттвы, а в 2-х высших классах тантр к ним добавляются тантрийские обеты.

Цзонкхапа, принадлежавший традиции Гелуг, подчеркивает, что для принятия более высоких обетов должны быть основания. Таким надежным основанием являются обеты Пратимокши.

Обеты Пратимокши – это обеты, связанные со стремлением к индивидуальному освобождению, которые принимают не только монахи и монахини, но и миряне. Эти обеты заключаются в отказе от убийства, воровства, лжи, неразумного сексуального поведения (т. е. от причинения другим зла своим сексуальным поведением) и, наконец, отказ от принятия интоксикантов, т. е. алкоголя и аналогичных веществ.

Таким образом, для того, чтобы принять обеты бодхисаттвы и тантрийские обеты, необходимо соблюдать основы нравственной дисциплины. Обо всем этом мы говорили вчера и позавчера, сегодня же мы более подробно поговорим о том, что представляет собой путь тантры, и почему он является более быстрой машиной.

Прежде всего мне хотелось бы коснуться самого слова "тантра". Тантра означает "поток" или "непрерывность", т. е. "вечно длящийся непрерывный поток". В тантре имеются уровни основания, пути и результата.

На уровне основания речь идет о непрерывности сознания.

На уровне пути говорится о созерцании различных форм Будды. Поскольку все эти формы Будды (Тара и др.) не просят есть, не стареют, не ложатся спать, постольку практика Тары, например, может продолжаться непрерывно как нескончаемый, вечный поток. Все эти формы Будды существуют вечно.

Наконец, на результирующем уровне пути речь идет о различных телах Будды и различных аспектах ума Будды, которые тоже существуют вечно.

Итак, в тантре говорится о практике непрерывного потока форм Будды с целью очистить вечный поток сознания и достичь тем самым постоянного потока тела Будды. Слово "тантра" относится также к определенного типа текстам, которые всему этому обучают.

Имеется 4 класса тантр. Во-первых, Крия-тантра, т. е. ритуальная практика, связанная с фигурами Будды. Затем, Чарья-тантра, т. е. поведенческая практика формы Будды. Затем, Йога-тантра, т. е. интегрированная практика форм Будды. И, наконец, Ануттара-йога-тантра, т. е. непревзойденная, или высшая, разновидность интегрированной практики форм Будды. В системе Ньингма существуют также тантры класса Маха-йога, Ану-йога и Ати-йога, которые, по существу, являются подразделениями внутри высшего, 4-го класса тантр, класса Ануттара-йога. Дзогчен - это другое название Ати-йога-тантры – высшего класса Ануттара-йога-тантр. Сегодня мы обсудим разницу между Ану-, Маха-, и Ати-йога-тантрами, которые строятся на различных основаниях, поговорим об отцовских и материнских тантрах, о том, как они различаются в традиции Гелуг.

Итак, 1-й класс – это ритуальная практика с акцентом на внешнем поведении. Выполняя различного рода ритуалы (а ритуалы имеются во всех классах тантры), мы делаем здесь акцент на чистоте, очищении, на поддержании вегетарианства и т. п. внешних вещах. На этом уровне наиболее часто практикуются системы Зеленый Тары, Белой Тары, а также Четырехрукого Авалокитешвары.

Чарья-тантры, т. е. поведенческие тантры, делают равный акцент на внешних и внутренних формах практики.

На уровне Йога-тантры, т.е. "интегрированной" тантры, акцент делается на внутренней практике.

Ануттара-йога-тантра, т. е. высший класс тантр, делает акцент на весьма специфических формах внутренней практики, а именно практики с тонкими энергетическими системами (чакрами и т.д.) и тончайшими уровнями сознания.

Практика 2-го и 3-го классов, в действительности, распространена не очень широко. Как правило, практикуется только 1-й класс и 4-й класс. В высшем классе Ануттара-йога-тантр наиболее известная фигура, практикующаяся в системе Гелуг – Доржежигжед, или, по-санскритски, Ямантака ила Ваджрабхайрава. Он выступает в нескольких видах, наиболее распространенные - это "Одинокий Ямантака" и "13 божеств Ямантаки". В системе "13 божеств" центральная фигура парная. Это именно та система, посвящение в которую даровал в прошлом году Кушок Бакула Ринпоче. Весьма важна также система, называемая Гухьясамаджа, и система Чакрасамвара, иначе называемая Херука.

В традиции Кагью слово "Херука" зачастую используется для обозначения любого мужского божества. В традиции же Гелуг оно относится только к одному божеству, а именно к Чакрасамваре. Эти 3 главные системы божеств в классе Ануттара-йоги являются основными объектами практики как в Верхнем, так и в Нижнем тантрийских колледжах в Лхасе (слова "Верхний" и "Нижний" относятся к их расположению в Лхасской долине, а не к взаимным иерархическим отношениям). Кроме того, существует особая техника объединения всех 3-х систем.

Партнершей Чакрасамвары является Дорженалжорма, по-санскритски Ваджрайогини. Хотя эта система не изучается в тантрийских колледжах Лхасы, в системе Гелуг она довольно широко практикуется и сегодня. Есть, конечно, много других медитативных божеств – йидамов, но эти наиболее важны.

В традиции Кагью основными тантрийскими божествами являются опять-таки Чакрасамвара и Ваджрайогини, а также форма Авалокитешвары, которая на уровне Ануттара-йога-тантры называется Гьялва-гьяцо. В частности, в Карма-кагью (а Карма-кагью – это всего лишь одна из 13-ти школ в традиции Кагью) именно эти божества занимают центральное место. Практикуются, конечно, и другие фигуры. Эти практики, например, Гухьясамаджа, восходят к традициям, идущим от Марпы и др.

В традиции Сакья основное божество - это Хеваджра. Хеваджра практикуется также в Гелуг и Кагью, но именно в Сакья этой практике придается основное значение.

Эти практики, как и многое другое, являются общими для всех традиций. Многое здесь восходит, в частности, к переводческой деятельности Марпы. Например, "6 йог Наропы" практикуется во всех 4-х традициях Тибета, а не только в Кагью. Просто в одних традициях больше развиваются одни практики, в других – другие, но присутствуют они все. Иногда они приходят через разные линии передачи, обретая ряд стилистических различий, но все восходят к одному источнику.

В традиции Ньингма основное медативное божество - это Хаягрива. Хаягрива практикуется также в традиции Гелуг. Другое божество, используемое в Ньингма – Ваджракила. Оно присутствует и в традиции Кагью. Поэтому не следует думать, что есть божества, которые практикуются лишь в какой-то одной традиции тибетского буддизма. Например, Ваджрайогини практикуется во всех 4-х. Не следует также думать, что какие-то божества принадлежат только одному из 4-х классов тантры. Например, существует практика Авалокитешвары на уровне Крийя-тантры (в его четырехрукой и тысячерукой формах), но есть также форма Авалокитешвары на уровне Ануттара-йога-тантры, называемая Гьялво-гьяцо. И с этими божествами мы встречаемся не только в Кагью, но и в традиции Гелуг. Есть практика Тары на уровне Крийя-тантры, но имеются также формы Тары на уровне Ануттара-йога-тантры, например, Читтамани-тара в традиции Гелуг. Более сильные формы Тары имеются и в традициях Сакья и Кагью. Некоторые формы, например, Калачакра, представлены в традициях Гелуг, Кагью, Сакья, но не в Ньингма. Так получилось потому, что эти линии переданы в Тибет позже, чем традиция Ньингма.

Таким образом, существует множество различных традиций, восходящих к различным линиям передачи. Есть, например, практика Чод – "отсечения", являющаяся разновидностью Ануттара-йоги и восходящая к практиковавшей когда-то великой йогини Мачик-лабдон. Она тоже представлена во многих традициях. Кроме того, существует множество различных форм практики, которые организуются вокруг всех этих форм Будды. Это может привести нас в полное недоумение, и необходимо ясно понимать, что имеется в виду под практикой форм Будды.

По-тибетски форма Будды называется "йидам", что буквально значит "тот, с кем следует установить тесную связь". "Йид" означает "ум" или "сердце", а слог "дам" является сокращением от "дамциг" и означает "тесную связь". Очень часто, говоря о йидамах, используют слово "божества". На многих это производит дурное впечатление, поскольку у них складывается представление о буддизме как о некоей политеистической религии. Поэтому лично я стараюсь избегать теорминологии такого типа. Давайте будем называть их "формами Будды". Ведь все они на глубочайшем уровне представляют собой полностью просветленное состояние Будды.

Некоторые из них были реально существовавшими людьми, которые стали буддами, например, Тара. Тара была женщиной, которая развила в себе то, что мы называем бодхичиттой. Затем она приняла обет продолжать путь вплоть до достижения просветления в теле женщины, чтобы поддержать тех женщин, которые стремятся следовать пути, и дать им уверенность, что просветление может быть достигнуто и в женском теле.

Затем есть формы другого типа, которые представляют собой эманации, или проявления Будды, а не отдельных индивидуумов, как в случае Тары. Так, например, Будда проявлял себя в форме Калачакры, или Чакрасамвары, излагая в этом виде соответствующие тантры. Важно осознавать, что Будда может проявлять себя и в форме тех или иных реальных лиц, например, Тары. Поэтому, фокусируясь в своей медитации на образе Тары, мы должны избегать неправильных мыслей о Таре, т. е. думать о ней, как, например, о столе или другом обычном предмете.