Смекни!
smekni.com

Взгляды Платона на воспитание (стр. 11 из 12)

В том и другом случае граждане должны быть подготовлены к осуществлению определенных общественных функций. В основу воспитания, необходимых для этого качеств, Платон положил афинский идеал воспитания — калокагатию, который заключается в гармоничном развитии в человеке духовного и физического начал. Поэтому наиважнейшими в системе воспитания выделяются мусическое и гимнастическое воспитания.

С помощью первого, мыслитель предлагает нравственные качества, а с помощью второго — физические. В идеале гражданин должен представлять добродетельного, физически развитого, в военном отношении подготовленного человека. В ходе анализа средств и методов гимнастического воспитания можно придти к выводу о том, что Платон, при его изложении и рассмотрении, ориентировался на пример Спарты (возможно в силу внешних факторов — поражения Афин в Пелопоннесской войне).

В виде важной составляющей системы воспитания Платона можно выделить религиозное воспитание. Такая заинтересованность в вопросе обусловлена тем, что в качестве одной из ценностей совершенного полиса, Платон выделяет (берет из действительности) почитание богов.

В целом система ценностей, на которую ориентированно воспитание мыслителя, несет в себе идею единства, так не хватавшей полису в действительности.

Таким образом, взгляды Платона на воспитание не представляют из себя нечто замкнутое и оторванное от действительной жизни. Много из того, что было предложено им, уже имело место в существующей практике. Заслуга мыслителя заключается в том, что он сумел выбрать самое лучшее и использовать в своих теоретических построениях.

ПРИМЕЧАНИЯ К ВВЕДЕНИЮ

1. Иной точки зрения придерживается Фролов Э.Д., который считает, “что греко-персидские войны, доказав свое преимущество перед восточной деспотией резко стимулировали общественный прогресс, который заключил в себе исторические основания кризиса полиса»: “Пелопонесская война не была причиной кризиса, она лишь ускорила его наступление”. (Фролов Э.Д. Огни Диоскуров, Л., 1984, С. 56.)

В целом по проблеме кризиса полиса можно выделить исследование Глускиной Л.М.: Проблемы кризиса полиса // Античная Греция. М., 1983, Т.2. С.5–43.

2. Подробнее о межполисных отношениях и о войнах в конце V– середины IV в. до н. э. См.: Исаева В.И. Принципы межполисных отношений в конце V– середины IV в. до н. э.// Античная Греция. М., 1983, Т.2. С.73 – 121.

3. О монархической идеи см.: Фролов Э.Д. Младшая тирания. // Античная Греция. М., 1983. Т. 2. С.121 – 157.

4. Об идеи панэллинизма см.: Фролов Э.Д. Панэллинизм в политике IV в. до н. э.// Античная Греция. М., 1983. Т. 2. С.157 – 208.

5. Платон. Государство. Перевод с греческого Карпова В.Н. // Сочинения. СПб., 1863. Ч.3.

6. Платон. Государство. Перевод Егунова А.И. // Собрание сочинений в трех томах (четырех книгах). М., 1972. Т.3.

7. Платон. Государство. Перевод Егунова А.И. // Собрание сочинений в четырех томах. М., 1994. Т.3.

8. Диаген Лаэртский.// Учебники платоновской философии. М., 1995.

9. Платоновские разговоры о законах. Перевод Оболенского В. М., 1827.

10. Платон. Законы. Перевод осуществлен под редакцией Жебелева С.А., Карсавина Л.П., Радлова Э.Л // Полное собрание творений Платона в 15 томах. Петроград, 1923. Т. XIII – XIV.

11. Платон. Законы. Перевод Егунова А.И. // Собрание сочинений в трех томах (четырех книгах). М., 1972. Т.3. Ч.2.

Платон. Законы. Перевод Егунова А.И. // Собрание сочинений в четырех томах. М., 1994. Т.4.

12. Бузескул В.П. Школьное дело у древних греков по новым данным // Вестник Европы. СПб., 1911. Апрель. Он же. Современные темы в античной Греции // Вестник Европы. СПб., 1911. Август, сентябрь.

13. Кареев Н.И. Государство — город античного мира. СПб., 1903. Гл. XIV. С. 205 – 231.

14. Новосадский Н.И. Педагогические идеалы Платона // Варшавские университетские известия 1904. №1.

15. Лурье С.Я. История Древней Греции. М., 1990 (переиздано 1940г.), С.528 – 530.

16. Сергеев В.С. История древней Греции. М., 1948. С.325 – 330., История древнего мира М., 1952. С.361 – 362.

17. Волгин В.П. Очерки истории социалистических идей. М., 1975. С.9 – 64.

181.Евдокимов Р.Б. Должностные лица в идеальном государстве платоновских «Законов» // Платон и его эпоха. М., 1979. С.191 – 212.

182.Там же. С.210.

19. Гуторов В.А. Античная социальная утопия. Л., 1989. С.156.

20. Фролов Э.Д. Факел Прометея (очерки античной общественной мысли). Л., 1991. С. 420 – 426.

21. Виндельбанд В. История древней философии. М., 1911. С.180 – 231.

22. Этот факт отмечает Абрамов А.И.: Платон в России // Русская философия. Словарь. М., 1995. С.378.

23. Грот Н.Я. Очерк философии Платона. М., 1896.

24. Трубецкой С.Н. Курс истории древней философии. М.. 1915. Ч.2. С.17 – 26.

25. Тахо–Годи А.А. Миф у Платона как действительное и воображаемое // Платон и его эпоха. М., 1979. С.58 – 83.

261.Асмус В.Ф. История античной философии. М., 1965. Он же. Античная философия М., 1976.

262.Асмус В.Ф. Историко-философские этюды античной философии. М., 1984. С. 3 – 45.

27. Зоргенфрей Г.Г. Социальная педагогика Платона // Журнал министерства народного просвещения. 1906. Ч. VI №12. С. 188 – 202.

28. Шостьин А.П. Нравственно воспитательное значение музыки по воззрениям Платона и Аристотеля. Сергиев Посад, 1898.

29. Рубинштейн М.М. Очерк педагогической психологии в связи с общей педагогикой. М.. 1913.

30. История педагогики. М., 1987.

311.Медынский Е.Н. Воспитание в древнем мире // Очерки по истории педагогики. М., 1952.

312.Там же. С. 14

32. Журковский Г.Е. Очерки истории античной педагогики. М.. 1963.

33. Татаркевич В. Античная эстетика. М.. 1977.

34. Боннар А. Греческая цивилизация // Сочинения в трех томах. М., 1991. Т.3.

35. История греческой литературы // под общей редакцией Соболевского С.И., Грабарь–Пассек М.Е., Петровского Ф.А. М.. 1955. Т.2. С. 180 – 199.

36. Радциг С.И. История древнегреческой литературы. М.. 1982. С. 392 – 398.

37. Алпатов М.В. Художественные проблемы искусства древней Греции. М., 1987. С. 187 – 188.

38. Новгородцев П.И. Об общественном идеале. М., 1991 (переиздание).

391.Нерсесянц В.С. Политические учения древней Греции. М., 1979.

История политических и правовых учений // под общей редакцией Нерсесянца В.С. М., 1996.

392.Нерсесянц В.С. Платон. М., 1984.

40. Большая Советская энциклопедия // 2-е издание. М., 1955. Т.33. С.222.; Большая Советская энциклопедия // 3-е издание. М., 1975. Т.20. С.15.; Настольный энциклопедический словарь // издание товарищества А. Гранат и Ко. М., 1884. Т.6. С. 3921.; Педагогическая энциклопедия. М.. 1966. Т.3. С.414.; Педагогический словарь. М., 1960. С. 134.; Словарь эстетика. М., 1989. С. 258 – 259.; Советская энциклопедия. М., 1968. Т.11. С.203.; Философский энциклопедический словарь. М.. 1989. С. 480.; Энциклопедия // издание Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. СПб., 1898. Т.46. С. 846.


ПРИМЕЧАНИЯ К ГЛАВЕ I

1. В исследовании были использованы работы по проблеме полиса в целом и по кризису полиса, в частности. Античная демократия в свидетельствах современников. М., 1996. Глускина Л.М. Проблемы кризиса полиса.// Античная Греция. М., 1983. Т.2. Древняя Греция.// Под ред. Струве В.В. М., 1956. Кошеленко Г.А. Греческий полис и проблемы развития экономики. // Античная Греция. М., 1983. Т.1. Его же. Греческий полис на эллинистическом востоке. М., 1973. Фролов Э.Д. Младшая тирания. // Античная Греция. М., 1983. Т.2. Его же. Панэллинизм в политике IV в. до н.э. // Указ. соч. Его же. Огни Диоскуров. Л., 1984.

2. Фролов Э.Д. Младшая тирания. // Античная Греция. М., 1983. Т.2. С.121.

3. Исследование специально не останавливается на политических особенностях идеального государства Платона. См.: Нерсесянц В.С. Политические учения Древней Греции. М., 1979. Его же. Платон. М., 1984.

4. По мнению Фролова Э.Д. “перестройка на идеальных началах казалась Платону не возможной без совершенства отдельных граждан”. См.: Факел Прометея. Л., 1991. С. 410.

5. Мишулин А.В. считает, что в «Государстве» и «Законах» отражена злободневная для того периода времени проблема — “передвижение земельной собственности”. См.: Утопический план аграрной магнезии (по «Законам» Платона). // ВДИ. 1938.№3(4). С.92–117.

6. Фролов Э.Д. Факел Прометея. Л., 1991.

7. Карпюк С.Г. OCLOS от Эсхила до Аристотеля: история слова в контексте истории афинской демократии. // ВДИ. 1995. №4. С.35–51.

8. Маринович Л.П. Греческое наемничество IV в. до н.э. и кризис полиса. М., 1975. Исследовательница продемонстрировала свой подход к кризису полиса, предложив не считать кризис полиса “заранее данной … причиной развития наемничества”. С.5.

9. Фролов Э.Д. считает, что Платон приходит к такому решению из-за неспособности современных политиков “вывести государственный мир греков из того хаоса, куда он погрузился”. См.: Факел Прометея. Л., 1991. С. 406.

10. Гуторов В.А. приводит различные точки зрения исследователей на трехсословную структуру идеального полиса Платона. См.: Античная социальная утопия. Л., 1989. С. 157–159.

11. Глускина Л.М. Проблемы кризиса полиса.// Античная Греция. М., 1983. Т.2. С. 121–123.

12. Асмус В.Ф. об этом положении Платона отозвался следующим образом: “С редким ригоризмом Платон понял характерную для античного полиса связь единичного с целым, зависимость личности от более широкого целого, обусловленность индивида государством”. См.: Платон. М., 1969. С. 179.

13. Кареев Н.И. Государство — город античного мира. СПб., 1903. Гл. XIV. С. 205–231.

14. Фролов Э.Д. Факел Прометея. Л., 1991. С. 408.

15. Волгин В.П. Очерки истории социалистических идей. М., 1975. С. 29–32.

16. Асмус В.Ф. склонен к другому переводу этого слова — “сдерживающая мера”. См.: Платон. М., 1969. С. 156.

17. Асмус В.Ф. Платон. М., 1969. С. 154.

18. В частности, см.: Гуторов В.А. Античная социальная утопия. Л., 1989. С. 156, Фролов Э.Д. Факел Прометея. Л., 1991. С. 408.

19. Карпюк С.Г. Указ. соч.

20. В целом, о мифотворчестве Платона см.: Тахо – Годи А.А. Миф у Платона как действительной и воображаемое. // Платон и его эпоха. М., 1979. Интересно также объяснение платоновского мифа у Фролова Э.Д.: “миф — историческое, легендарное предание представляет благодаря своей неопределенности широкие возможности для поиска и нахождения идеальных порядков, а также дает возможность преодолевать все барьеры, которые ставит действительность по отношению к идеальному государству и обществу”. См.: Факел Прометея. Л., 1991. С. 414.