Смекни!
smekni.com

Восточная философия: Даосизм, как национальная религия Китая (стр. 3 из 5)

4. Общинный религиозный даосизм. Обслуживал локальные общины, не затронутые конфуцианской пропагандой. Проявлялся в экзотерических ритуалах, очищении местности от вредоносных влияний, погребальных обрядах.

5. Монастырский даосизм (буддизированный) представлял собой реакцию на проникновение буддизма в китайское общество.

Сюнь Дишань считал, что для китайской культуры знание конфуцианства дает меньше, чем даосизм. Жизнь и идеалы китайцев пронизаны даосскими идеями.

Религиозный даосизм не отделим от культуры традиционного Китая и ее особенностей. Даосизм постепенно расространился в Японию, Корею, Вьетнам, Камбоджу. Но во Вьетнаме присутствовали только элементы даосизма в недаосских культах, там не было даосского духовентства. В Камбодже были даосские монастыри, но в них не было даосских божеств. В Японии были приняты учения о бессмертии, алхимия, гимнастика. Но в эту страну не прибыл ни один даосский священник, не было построено ни одного храма.

Универсальные потенции даосизма оставались нереализованнымию Причины этого заключались в организационной аморфности и рыхлости даосизма. Кроме этого даосы воздерживались от проповедей.

Даосизм - одна из национальных религий Китая. Если конфуцианство скорее этико-политическое учение, то даосизм - собственно национальная религия.

Даосская идея совершенного правления развивалась параллельно с конфуцианством. Вера в мандат неба ("тянь ши") для добродетельного монарха была органической частью религиозного даосизма ("тянь ши" - мудрец, выполняющий функции монарха в период междуцарствия, "го ши" - советник, наделенный мандатом неба, легитимный правитель). Даосизм и конфуцианство не всегда были противоположны.

Часто даосизм впитывал в себя многочисленные конфуцианские идеи, многие социально-политические взгляды являлись даосско-конфуцианским синтезом. "Небесные наставники" пользовались правом определять бога-покровителя ("чэн хуан") для любого китайского города. Многие конфуцианцы писали тексты даосских литургий для блага императорской семьи.

Д. Легг, Л. Виллер писали, что даосизм VI-IV вв. до н. э. начался с философии "Лао-цзы", развивался у "Чжуан-цзы" и пришел в упадок у "Ле-цзы". Ко времени Поздней Хань (I-II вв. н. э.) он окончательно выродился, превратившись в смесь суеверия, алхимии, магии и колдовства.

Вставал вопрос: что является религией, что философией? Легг признавал чистоту только "Дао-дэ-цзина" (без суеверий, религии). Но с другой стороны, странен факт вырождения философии в религию с теологией весьма не высокого уровня, тогда как обычно религия при развитии содержит теоретический фундамент в виде жесткой догматики и спекуляций, часто граничащих с религиозной философией. Религия и философия - разные, но часто взаимодействующие формы. Игнорирования роли мифологии и религии в древнедаосской философии были не научного характера.

А. Масперо - первый ученый, отказавшийся от противопоставления раннего и позднего даосизма. Указывал на то, что религиозная практика, традиционно считавшаяся позднедаосской, реально предшествовала философии "Лао-цзы" и "Чжуан-цзы". С другой стороны все памятники философского даосизма пронизаны указаниями на существование даосской религиозной практики и методов обретения Дао.

Для Масперо даосизм - религия личностная, в отличие от общинных форм религии, ничего не говорящих о спасении (например, конфуцианство). Истоки даосизма лежат в незапамятной древности, а школы "Лао-цзы" и "Чжуан-цзы" - являются не исходным даосизмом, а лишь теченииями или направлениями в общем потоке становящейся даосской традиции, школой с философской тенденцией.

Интересное обоснование общности раннедаосских и позднедаосских концепций дал В. Нидэм. Он показал, что поиски бессмертия не противоречат таким фундаментальным даосским понятиям, как "ву-вэй" ("недеяние") и "цзы жань" ("самоестественность"). Если "ву вэй" - непротиводействие природе, то ведь и поиски бессмертия можно рассматривать как использование самой природы для достижения совершенства.

Многие позднедаосские понятия восходят к глубокой древности. Например, почитавшееся в VI в. божество "Тянь Хуан" ("Небесный августейший") восходит к Чжоу Ли, где оно выступает, как воздающее награды и наказания воплощение небесной воли ("тянь чжи").

Попытки противопоставить ранний и поздний даосизм логически несовместимы, ибо религия вообще не может быть адекватно представлена в качестве логически упорядоченной системы последовательных положений. И в раннем, и в позднем даосизме интерес к проблеме спасения был одинаково интенсивен (Н. Ж. Жирардо). Он создал схему становления даосизма от его зарождения до появления организованных направлений при Поздней Хань:

1. Период древних протодаосских религиозных верований шаманского типа, формирование религиозной практики и стихийное складывание мировоззренческих моделелей (IV-III вв. до н. э.)

2. Период рационализации мировоззрения. Подведение философской базы и письменная фиксация ее в текстах. Появление школ "Лао-цзы", "Чжуан-цзы", натурфилософии, "инь-янь", систем обретения бессмертия и медитативного созерцания.

3. Сближение различных школ и направлений, включение новых течений. Формирование целостного даосского мировоззрения.

4. Первые организованные даосские направления и школы: ортодоксальные и еретические.

В дальнейшем под даосизмом будет пониматься национальная китайская религия, обладающая собственной спецификой и отличная как от других организованных религий, получивших распространение в Китае, так и от народных верований и культов, с которыми она, однако, тесно связана, возникшая в середине I тыс. до н. э. на основе религиозных верований шаманского типа и окончательно сформировавшаяся в первые века нашей эры.

6. Даосизм и алхимия

Алхимия - в социальной значимости для китайского народа может быть отнесена к неортодоксальным наукам, так как не входила в число официально одобренных и ценных с точки зрения господствующего конфуцианства наук.

Алхимия - наука о бессмертии. Делится на внутреннюю (поиск эликсира бессмертия) и внешнюю (эликсир находится в самом теле, рассматривающемся, как микрокосм).

Н. Сивин писал, что: внешняя алхимия более близка к физике, чем к химии, так как алхимики стремились моделировать космический процесс, а не исследовать химические реакции. Считал алхимию не просто наукой, а традиционной формой науки. Ряд руководств по алхимии ближе к современному лабораторному руководству, чем некоторые другие в древней литературе. Алхимия направлена на достижение практической пользы. Китайская алхимия - область традиционной китайской науки, предметом которой является достижение бессмертия. Она оперирует веществами, добытыми путем моделирования космического процесса в сжатые временные интервалы.

Внутренняя алхимия по сути является йогическим психическим тренингом, направленным на трансформацию психосоматических характеристик адепта, создание бессмертного тела и соответствующего емупросветленного сознания.

В процессе алхимического действа алхимик имеет дело прежде всего с космологическими существами, скрытыми под грубою корою вещества. Не обыденные свинец и ртуть были субстанциями, а силы "инь-янь", первозданный хаос, 5 первоэлементов.

К специфическим представлениям относится и признание тезиса о возможности искусственно ускорять процесс трансмутации, совершаемому согласно алхимии в природе через нагревание. Отсюда особенное внимание к огню и его роли в ходе сжатия временных циклов.

Во внутренней алхимии учение о периоде согревания огнем ("хо хоу") превратилось в теорию применения дыхательных упражнений (аналогия с кузнечными мехами).

7. "Инь", "янь" в алхимии

Весь алхимический процесс описывается через определенноые операции с триграммами кань, символизирующими апостериорные пневмы "инь" и "янь". Создание бессмертного зародыша ("сянь тай") описывалось через обмен частей этих триграмм. Такой инструментарий возник во внешней алхимии, развился во внутренюю. Нумерология в алхимии выступала методологией в чистом виде. 3, 5, 1 - творящая триада (сань цай), пять первостихий, 3 - символическое число стихии дерева, 2 - число стихии огня. Их сумма равна пяти. 5 - число стихии почвы (земля; единение инь и янь; центр). 1 - число стихии воды, 4 - стихия металлов. Их сумма опять равна пяти (число почвы). Эти три пятерки формируют три семьи. В процессе внутренней алхимии эти три семьи соединяются, образуя триединую пневму бессмертного зародыша (истинная пневма).

Отношение 3:5 - ключ к тайным методам обретения бессмертия, оно определяет ритм дыхания при упражнении "тай хэ" ("великая гармония"). Таким образом, методология алхимии обусловливает и ее язык описания, основой которого является нумерологический язык. Второй пласт этого языка - собственно алхимическая терминология, связанная уже не с описанием процессов, не с методологией, а с названием конкретных веществ, используемых в алхимии (киноварь - кроваво-красный младенец, слюда - облачная матерь, хлорид ртути - крепкий снег). Возможна и трансформация иероглифов. Свинец пишется иероглифом, означающим также господина, герцога.

Алхимик - теоретик, стремящийся создать действенную модель космоса через созерцание которого он приобщается к Дао. То есть для него опыт значим прежде всего духовно, в отличие от алхимика-практика, создающего эликсир. Такой эликсир подействует на любого человека, даже на не совершавшего обряд.