Феноменология события — вторая аналогия опыта Канта — в ответе на вопрос «что значит происходить?», тематизируя связь феноменов, осуществляемую субъектом сознания, но полагаемую им как природа, Кант открывает существо времени: «последующее время с необходимостью определяется предыдущим временем». Во временении времени самим временем, имеющимся всегда в «опытной» установке сознания — время конституируется априорным воображением, но при этом время есть величина экстенсивная: «то же самое относится и ко всякой, даже малейшей части времени. я мыслю в нем лишь последовательный переход от одного мгновения к другому»[41], — трансцендентальная способность воображения в эмпирическом синтезе схватывания «приобретает» временный характер: эмпирическое воображение временит себя — каждое восприятие, имеющееся как неопределенное в эстетическом горизонте времени приобретает свое «место во времени» из временения времени самим собой. Кант пишет: «для всякого опыта и возможности его необходим рассудок, и первое действие рассудка состоит здесь не в том, что он делает отчетливо представление о предметах, а в том, что он вообще делает возможным представление о предмете. Это происходит потому, что он переносит временной характер на явления и их существование, приписывая каждому из них как следствие место во времени a priori определенное в отношении к предшествующим явлениям, без чего они не согласовались бы с самим временем, которое a priori определяет место для всех своих частей». Временение синтеза схватывания через фигурный синтез воображения и есть объективация феноменального сущего, и отдельного феномена и феноменально происходящего.
Время имеет собственный горизонт и удерживает субъект сознание в нем. Горизонт времени есть всегдашняя потенциальность последующего в предыдущем: «…поэтому так как есть нечто последующее, я необходимо должен относить его к чему-то другому вообще, что предшествует и за чем оно следует по какому-то правилу, т. е. необходимым образом»[42]. Непрестанно в жизни сознания акт полагания временного «теперь» априорным воображением, временение временного «теперь» временем и есть прямым образом бытийное стояние феноменального сущего.
Время есть посыл бытия, но и то, в чем бытие сбывает себя как сущее.
Аристотель. Соч. в 4-х тт. /т. 2, М. , 1978.
Виндельбанд В. История философии. , Киев, 1997.
Кант И. Критика чистого разума, М. , 1994.
Кассирер Э. Жизнь и учение Канта, СПб, 1997.
Рикер П. Кант и Гуссерль
Хайдеггер М. Кант и проблемы метафизики, М. 1997.
Хайдеггер М. Положения об основании, СПб, 1999.
[1] Основной вопрос мог быть выраженным следующим образом: «как возможно сущее в статусе того, что есть?», то ест иметь темой прояснения основания бытия сущего. Но возможная неоднозначность прочтении проблемы основного вопроса удерживает от данной постановки его, прямым образом. В любом случае, основной вопрос в своём основании имеет как разумеющееся проблему прояснения оснований феноменального бытия, оставляя при этом наличествующим в вопросе пункт о бытии самом по себе, бытие абсолютным образом, то есть вещь-в-себе. Рикёр: «Знания о бытии не существует, это невозможность рассматривается некоторым образом как активное и даже позитивное. В той точке, в которой знание о бытии характеризуется как невозможное, Denken продолжает полагать бытие как то, что ограничивает стремление принять феномены за подлинную реальность» - Рикёр П. Кант и Гуссерль – с. 8.
[2] Виндельбанд В. История философии, с. 452.
[3] Кассирер Эрнст Жизнь и учение Канта, с. 115.
[4] Здесь речь не столько о синтезе понятия вещи с той познавательной способностью, в которой оно возникает и находится, сколько о конституировании самого сущего и объективации его.
[5] Кант И. Критика чистого разума, с. 48.
[6] Там же, с. 48.
[7] Там же, с. 48.
[8] Там же, с. 55.
[9] Там же, с. 49
[10] Но отношение не как категория рассудка: время есть как отношение еще до всякого рассудочного «истолкования».
[11] Положение об отношении как созерцаемого в чистой интуиции времени есть не случайным образом; сам Кант определяет созерцаемое в чистом созерцании как «единство многообразного», но всякое единство имеет себя только в отношении.
[12] КЧР, с. 153.
[13] КЧР, с. 70.
[14] Рикёр П. Кант и Гуссерль, с. 5.
[15] КЧР, с. 57.
[16] Хайдеггер: «Для Канта бытие означает предметность предмета. И хотя для Канта предметом является именно природа, а греческое имя φυ΄δις для бытия переводится как natura и природа, и хотя, следовательно, под φυ΄δις в одном случае и под предметностью в другом, по всей видимости, подразумевается бытие природы, мы все же не сразу находим то, что посылает себя в качестве того же самого и в раннем и в нововременном посыле судьбы бытия, и в φυ΄δις, и в предметности. Это отнюдь не то, что называется «природой». И всё же можно привести те бытийно-исторические черты, по которым мы узнаем то, каким образом такие далеко отстоящие друг от друга ключевые слова как φυ΄δις и предметность, говорят о том же самом». — Хайдеггер М. Положение об основании, с. 156.
[17] КЧР, с. 80.
[18] Там же, с. 85.
[19] Там же, с. 99.
[20] Там же, с. 102.
[21] Там же, с. 213.
[22] Там же, с. 149.
[23] Хайдеггер М. Кант и проблемы метафизики, § 34.
[24] Полагание рассудком бытия в модусе действительности, бытия феноменов, было «увидено» Кантом от естественной склонности полагания рассудка вообще: «вневременные» — вне временного «теперь» как в себе самом времени — полагания рассудка, — акт формально логического суждения.
[25] КЧР, с. 55.
[26] Там же, с. 110.
[27] Там же, с. 110.
[28] Там же, с. 102.
[29] Там же, с. 117.
[30] Там же, с. 118.
[31] Там же, с. 55.
[32] Там же, с. 138.
[33] Аристотель Категории, с.с. 61-62.
[34] КЧР, с. 89.
[35] Аристотель, Категории, с. 60.
[36] КЧР., с. 148.
[37] Там же, с. 150.
[38] Там же, с. 156.
[39] Там же, с. 159.
[40] Хайдеггер М. Кант и проблемы метафизики, с. 109.
[41] КЧР, с. 137.
[42] Там же, с. 156.
[43] См. категории модальности и схемы категорий модальностей.
[44] КЧР, с. 362.