Смекни!
smekni.com

Глобальные прблемы человечества (стр. 4 из 5)

Из сказанного следует основные параметры качественно нового образа жизни.

Во-первых, максимальная теплоизоляция жилища, помещений для работы и развлечений, вообще всех зданий.

Во-вторых, немалая экономия тепла может быть достигнута за счет повышения культуры питания, одежды, жилища.

В-третьих, минимизация моторного транспорта, пожирающего огромную долю производимой и потребляемой энергии. Понятно, совсем упразднить его нельзя: не всякий нужный товар произведешь на месте и не в каждом случае удовлетворишься пусть даже самым идеальными средствами связи.

Человек не может сидеть всю жизнь на пороге своего дома, но мир может быть открыт и с помощью других средств: собственные ноги, велосипед, лошадь, планер и другие — мало ли возможностей для “безкаллорийного ” передвижения.

Мы опять возвращаемся к проблеме оптимизации расселения и пешеходной доступности мест работы, покупок и развлечений. “Низкоэнергетическая цивилизация” несовместима с урбанизацией, напрочь исключает крупные и тем более сверх крупные города.

Далее трюизм: разумеется “низкоэнергетическая цивилизация” несовместима не только с гонкой вооружений, но вообще с существовании на Земле бронетранспортеров с солдатами.

Необходим информационный переворот в науке, производстве, культуре, во много раз, снижает необходимость в выработке энергии, добыче сырья, производстве материалов, строительстве, развитии транспорта и т. д.. И если бы вдобавок удалось стабилизировать прирост населения приближением к “нулевому приросту” — есть шанс восстановить рассыпающуюся систему глобальных балансов в качественно новом состоянии.

Так же необходимо все более интенсивнее сокращать загрязнение воздуха, почвы, гидросферу — радиационного, шумового, теплового, химического загрязнений. Цивилизация, основанная на сублимации коммуникативных потребностей, становиться экологически чистой. Смыслом жизни в новой альтернативной цивилизации должна стать подлинная человечность.

4.2 Подлинная человечность.

Даже если мы все сегодня за несколько лет перейдем на энерго- и ресурсосберегающие технологии, форсируем и процессы дезиндустриализации и дезурбанизации — все равно на протяжении XXI века будут ощутимо давать знать о себе инерционные процессы, набравшие силу в XX столетии.

Никакими решениями невозможно приостановить рост населения. Всю проблематику “альтернативной цивилизации” надо рассматривать в органической увязке с реальным прогнозным фоном грядущего века, в котором, при любых нововведениях, будет немало инерционно-традиционного от века уходящего. “Передний край” мирового научно-технического прогресса (так называемые мировые стандарты), к которому будет постепенно “подтягиваться” остальное человечество, хотя и сам он не может не претерпевать существенные изменения.

Один из определяющих параметров — структура занятости — выглядит следующим образом:

2% — 3% общего числа занятых (фермеры) в условиях комплексной автоматизации и частичной компьютеризации сельского хозяйства полностью обеспечивают свою страну продовольствием и другим сельскохозяйственным сырьем.

15% — 20% трудящихся в условиях комплексной автоматизации, а также частично начинающейся компьютеризации промышленности и строительства, полностью обеспечивают свою страну товарами, жильем и всем необходимым.

При сокращении рабочих мест в сельском хозяйстве, промышленности и строительстве большая часть высвобожденных мест идет в обслуживание.

Хотя там и накопилось больше половины занятых, но именно там преобладает ручной и частично механизированный труд. До комплексной автоматизации и компьютеризации, довольно далеко даже в самом современном западном супермаркете и универсаме.

Особого разговора требует сферы здравохранения и образования. Ни лечение, ни воспитание без живого врача и живого учителя(а так же их помощников, лаборантов, сиделок, ассистентов) — невозможно. Хотя бы из чисто психологического мотива.

Еще одна значительная группа работающих занята в государственных, кредитно-финансовых и т. п. учреждениях, в организационном обеспечении производства. Демилитаризация может много изменить, но главное — комплексная автоматизация и компьютеризация конторской работы способна на порядок снизить численность клерков. Более конструктивный путь — сокращение рабочего года и недели. Теоретически, таким образом можно занять троих, четверых, пятерых. Но есть психологический предел. Для полноты жизни человеку — за исключением явно ущербных — обязательно хоть день другой приобщиться к общественно-полезному труду, а не индивидуально-любительскому труду, чувствовать себя частицей творящего человечества. Обратим внимание на сферу семьи и образования. Увеличивать во много раз педагогический корпус неразумно и даже гибельно для дела. (Конечно, по тридцать человек в группе детсадовской и до полусотни в школьном классе — вынужденная убогость.) Педагогика и психология подсказывают оптимальное среднее число воспитуемых и обучаемых, приходящихся на одного воспитателя, учителя. Это — знаменитая формула 7+2. Так что резерв “увеличения штатов” педагогических кадров огромный в несколько раз. Далее — чтобы педагог работал высокоэффективно, с полной отдачей, с индивидуальным подходом к ребенку, ему необходимо несколько (до десяти — пятнадцати, а то и больше) помощников — ассистентов. Важность такой социальной организации педагогической работы огромна, она намного выходит за рамки одного только облегчения непомерного труда педагога. Одна из смертельных болезней нынешней цивилизации — разрыв поколений, заставляющий детей и подростков, сбиваться в дикие стаи, формировать свою “субкультуру”, сливающуюся затем многообразными потоками в единую “контркультуру”, грозящую погрести под собой культуру истинную, не создав ничего взамен, погрести человеческую цивилизацию вообще. В надежде совладать с этим недугом нашими “послами” (а не всем взрослым — у многих нет соответствующих склонностей и способностей), надо “идти в народ”, какую-то часть времени жить вместе с детьми, как жили деды — прадеды.

Массовый “переток”, взрослых в сферу воспитания и образования и должна стать наиболее яркой, заметной чертой “альтернативной цивилизации”, резко отличающейся от существующей.

Аналогичное положение складывается и в сфере здравохранения. Здесь резерв рабочих мест за счет увеличения младшего обслуживающего персонала.

В сфере досуга — аналогичное положение. Дело в том, что досуг как и труд, был в течении тысячелетий принудительно-ритуальным. В этой сфере должны работать также профессионалы, со специальным образованием. Наиболее перспективным здесь являются клубы по интересам.

Еще одна из самых важных проблем — это спасение земной флоры и фауны, которые за последние десятилетия “пошли в разнос”. Даже если в перспективе ближайших десятилетий человечеству удастся более или менее безболезненно перейти к “альтернативной цивилизации” (что очень сомнительно), то все равно мы успеем довести Землю до катастрофического во многих отношениях состояния. Очень многие явления разгромленного нами мира животных и растений бездушной технике не поддаются. Здесь нужны сердечное участие и умелые, заботливые руки.

Выражение “альтернативной цивилизации” вообще и “подлинной человечности” в особенности представляются в виде такого баланса суммарного рабочего времени всего общества, в котором основными станут воспитание и образование, здравохранение и досуг, восстановление и поддержание природной среды своей планеты Земля.

Заключение.

Наша планета серьезно больна, в двери и окна общего дома цивилизации стучатся невиданные беды грядущих катастроф. Если на Земле все будет идти “само собой” , то следующий век станет по всей вероятности, последним для всей цивилизации. Люди поглощенные погоней за сверх прибылью, поисками пропитания, создают различные виды оружия, уничтожают лес, жгут уголь, газ и мазут, травят ядохимикатами воду, пестицидами — плодородную почву, не задумываясь о том, что за все прийдется платить не только будущим, но и живущим сегодня, молодым поколениям.

Причины такого поведения кроются прежде всего в его низких нравственных, духовных качествах, которые серьезно отстают от требования современного уровня технологического развития цивилизации.

Человек поставил себя в центр природы в качестве хозяина, направил усилия на ее изменение, приспособление и подчинение своим потребностям. Особое внимание человек сосредоточил не на самом себе, не на цели своего эволюционного развития, а на изобретении машин и приспособлений, призванных заменить человека, выполняя за него физическую и умственную работу.

В результате человечество сталкивается с группой проблем нерешенность которых может привести к его гибели.

Разработка программы действий постепенного перехода к “альтернативной цивилизации” — это следующий этап. Возможность такой программы действий зависит от всех нас, но в первую очередь — от политиков.

Можно отметить шесть “стартовых” целей человечества: оптимизация развития во “внешних” (биофизических) и внутренних (психоинтеллектуальных) пределах, спасение культуры, стабилизация международных отношений, среды обитания и мирового хозяйства.

Список использованной литературы.

1. Введение в философию /Под ред. И. Т. Фролова, Э. А. Араб-Оглы, Г. С. Астафьва и др. — М.: Политиздат, 1989. — с.599.

2. Вернадский В. И. Научная мысль как планетное явление. — М.: Мысль, 1991. — с.105, 173.

3. Философия. Основные идеи и принципы / Под ред. А. И. Ракитова. — М.: Политиздат, 1990. — с. 348.

4. Назаркин Ю. Н. Конверсия: некоторые международные аспекты // Международная жизнь, — 1992, № 5 — с. 23.