Диалог"Государство"- один из знаменитых.Таким его сделалии содержание,и мастерствоизложения, иблизость - правда,иногда толькокажущаяся -иных его идейидеям, которыеволнуют нашусовременность.
"Государство"- многогранноепостроениефилософскоймысли.
Вобразцовомгосударстве:жены должныбыть общими,дети тоже. Царь- наиболееотличившийсяв философиии военном деле.
Никтоне должен ничегоприобретать.За охрану стражи,продвигающиесяв военном делебудут получатьот остальныхграждан вознаграждениев виде запасапродовольствияна год, а обязательность- заботится огосударстве.
критско-лакедемонскоеустройство(тимократия);
олигархия;
демократия;
тирания;
Человек, соответствующийправлениюлучших - аристократичный.
Люди, соперничающиемежду собойи честолюбивые- лакедемоненскийстрой.
Олигархическийстрой.
Демократическийстрой.
Тираническийстрой.
Государственныйстрой основываетсяна честолюбии.
Есливозникаетраздор, этозначит, чтокаждые два родаувлекали в своюсторону: железныйи медный влеклик наживе, приобретениюземли и дома,а также золотаи серебра, азолотой и серебряныйрод, не бедные,но наоборот,по своей природебогатые, велидуши к добродетелии древнемуустранению.Применяя силуи соперничая,они пришли кчему-то среднему:согласилисьустановитьгосударственныйстрой на землюи дома, распределивих между собой,а тех, кого онидо той порыохраняли какдрузей и кормильцев,решили обратитьв рабов, сделавиз них сельскихрабочих и слуг,сами же занялисьвоенным деломи сторожевойслужбой. Этотгосударственнойстрой - нечтосреднее междуаристократиейи олигархией.
Особенности:
Впочитанииправителейв том, что защитникистраны будутвоздерживатьсяот земледельческихработ, ремесели других видовнаживы, в устройствосовместныхтрапез, в телесныхуправленияхи воинскихсостязаниях- во всем подобном- этот стройбудет подражатьпредшествующему.
Нагосударственнойдолжности - немудрые люди,а те, кто яростныдухом и те, чтопопроще - рожденыдля войны.
Этогосударствобудет вечновоевать. Людибудут жадныдо денег, нобудут тратитьсяне считаясьс расходамина женщин. Онибережливы, таккак деньги вчести. Своесостояниескрывают, ихвоспиталонасилие, а неубеждение.
Человекжесткий, менееобразован, хотяценит образованностьи охотно самслушает других,но не владеетсловом.
Срабами такойчеловек жесток,хотя и не презирает,так как достаточновоспитан, вобращении сосвободнымилюдьми учтив,а с властямичрезвычайнопослушен.
Основаниемвласти считает- военный подвиг.
Вмолодости такойчеловек презираетденьги, но чемстарше становится,тем больше ихлюбит. Кто средиграждан делаетсвое дело, техназначаютпростакамии их не принимаютв расчет, а ктоберется не засвое дело, техуважают и хвалят.Под влияниемотцов развиваетсяразумное начало,а под влияниемостальных людей- вожделеющееи яростное.Отсюда следуетстановитьсячеловекомчестолюбивыми стремитьсявыдвинуться.
Этострой основываетсяна имущем цензе,у власти стоятбогатые, а беднякине участвуютв правлении.Скоплениезолота в кладовыхи у частных лицгубит тимократию,они выискиваютна что егоупотребить,для чего перетолковываютзаконы, малос ними считаясь,так поступаюти сами богачии их жены. Затемони уподобляютсебе и все население.Почитают богатство,значит меньшеценится добродетель.
Вместостремлениявыдвигатьсяи удостаиватьсяпочестей, развиваетсянаклонностьк наживе истяжательству,получают одобрениебогачи, их назначаютна государственныедолжности.Бедняк не впочете.
Установлениеимущим цензастановитсязаконом и нормойстроя, к властине допускают,у кого нетустановленногоимущественногоценза. Стройдержится применениемвооруженнойсилы или запугивания.Такого родагосударстваразделяютсяна 2 группы:
первая- бедняки
вторая- богачи.
Главныйпорок - норма,на которой оноснован станутзлоумышлятьдруг противдруга. Но несмогут вестивойну (из-заденег). Когдабогатый человекрасходует своисредства, тоэто не приноситпользы государству.Здесь чуть лине все бедны,кроме правителей.
Рассмотримпереход оттимократическогосклада к олигархическому.Родившийсяу него сын спервастараетсяподражать отцу,а потом видит,что отец терпиткрушение. Увидевэто, он в глубинедуши свергаетс престолачестолюбиеи яростный дух.Присмирев из-забедности, онударяется встяжательство,в крайнююбережливостьи копит деньгисвоим трудом.
Уэтого человеканичего потомне будет вызыватьвосторга, кромебогатства ипочестей. Честолюбиебудет направленона стяжательство.Продукт превращениялюбви к почестямв любовь к деньгам.Человек бережлив,деятелен,удовлетворяетсои лишь насущныежелания, недопуская другихтрат. Ходитзамухрышкой,из всего извлекаяприбыль и делаянакопление.Из-за недостаткавоспитанияу него появляютсянаклонноститрутня, отчастинищенские,отчасти преступные.Не желает тратитьденьги радипобеды и удовлетворенияблагородногочестолюбия.
Причина:в ненасытнойпогоне запредполагаемымблагом, состоящимякобы в том,что надо бытькак можно богаче.
Приолигархииправители незахотят ограничиватьзаконом распущенностьмолодых людейи запрещатьим расточатьи губить своесостояние,напротив, будутскупать ихимущество.
Гражданамтакого государстваневозможнопочитать богатствои вместе с темобладатьрассудительностью.
Волигархическихгосударствахне обращаютвнимание нараспущенность.Люди сидят бездела и те, ктовладеет имуществом,замышляютпереворот.
Дельцымежду тем, поглощенысвоими делами,не замечаюттаких людей,они приглядываютсяк остальным,и своими денежнымиссудами наносятраны тем, ктоподатлив, взимаяпроценты, превышаяпервоначальныйдолг, разводятв государстветрутней и нищих,молодежь лениваи бездеятельна.
Так,и государствозаболеваети воюет самос собой по малейшемуповоду, причемнекоторые егограждане опираютсяна помощь стороныкакого-либоолигархическогогосударства,а другой напомощь демократического.
Осуществляетсятогда, когдабедняки, одержавпобеду, некоторыхиз своих противниковуничтожают,иных изгоняют,а остальныхуравниваютв гражданскихправах и в замещениигосударственныхдолжностей,что при демократическомстрое происходитпо жребию.
Людисвободные: вгосударствепоявится полнаясвобода и возможностьделать, чтохочешь. Каждыйстроит себежизнь по своемувкусу. Людибудут оченьразличны.
Приэтом строеудобно избиратьгосударственноеустройство.
Вдемократическомгосударственет надобностиприниматьучастие вгосударственномуправлении,даже если тыжелаешь иливоевать когдадругие воюют,или соблюдатьусловия мира,когда этогоне жаждешь.
Демократическийстрой не озабочен,тем от какихкто занятийпереходит кгосударственнойдеятельности.Человеку оказываетсяпочет, лишь быон обнаружилсвое расположениек толпе. Существуетсвоеобразноеравенство -уравнивающееравных и неравных.
Человекусилием волиподавляет всебе те вожделения,что ведут красточительству,а не к наживе.Вожделениянеобходимые- это те, от которыхмы не в состоянииизбавиться,можно было быпо справедливостиназвать их так,а так же удовлетворениекоторых приноситнам пользу.
Какиз олигархическогочеловека получаетсядемократический?
Когдаюноша вырастетбез должноговоспитанияв обстановкебережливостивдруг отведаетмеда покрупней- это и будетначалом перехода.
Онубежден, чтоумеренностьи порядок врасходованиисредств - этодеревенскоеневежествои черта низменная,они удаляютиз своих пределов,опираясь намножествобесполезныхприхотей.
Очистивдушу юноши, ужезахваченнуюими и посвященнуюв великие таинства,они затем низведуттуда с блескомв сопровождениихора, наглостьи распутствоназовут свободойвеликолепием,бесстыдство- мужеством.
Потомтрата денег,усилит досугастанет ничутьне больше, чемна лишенныенеобходимости.
Такойчеловек живет,угождая первомуналетевшемуна него желанию.В его жизни нетпорядка. Человекразнообразен,многолик, какего государство.
Когдаво главе государства,где демократическийстрой и жаждасвободы, доведетсявстать дурнымвиночерпиям,государствоэто сверх должногоопьяняетсясвободой внеразбавляемомвиде, а своихдолжностныхлиц карает.
Переселенецуравниваетсяс уроженцем.Молодые начинаютподражатьвзрослым, состязатьсяс ними в рассужденияхи делах. Душаграждан делаетсякрайне чувствительной,все принудительноевызывает у нихвозмущение,как нечтонедопустимое.А потом, ониперестанутсчитаться дажес законами,чтобы уже вообщени у кого и нив чем не былонад ними власти.Из крайнейсвободы возникаетвеличайшееи жесточайшеерабство. Болезнь,появлениепраздных ирасточительныхлюдей.
Тричасти демократическогогосударства:
трутни- возникают вследствиисвоеволия, ихотстраняютот занимаемыхдолжностейпри олигархии,а при демократииставят во главе;
издельцов самымибогатыми большейчастью становятсясамые упорядоченныепо своей природе- богачи;
народ- те, что трудятсясвоими руками.Они всегомногочисленнее,при демократическомстрое всеговлиятельнее,особенно когдасобираютсявместе. Всегдаполучают своюдолю.
Имеяв руках чрезвычайнопослушнуютолпу, развевоздержишьсяот крови своихсоплеменников.Человек станетпривлекатьих к суду понесправедливымобвинениями осквернитсебя, отнимаяу человекажизнь. Своиминечестивымиустами и языкомон будет смаковатьубийство родичей.Карая изгнаниеми приговариваяк страшнойказни, он междутем будет сулитьотмену задолженностии передел земли.После всегоэтого развене сужденотакому человекунеизбежно одноиз двух: либопогибнуть отруки своихврагов, либоже стать тираноми превращатьсяиз человекав волка.
Онтот, кто подымаетвосстаниепротив обладающихсобственностью.Чуть толькотиран достигнетвласти, он велитнароду назначитьим телохранителей,чтобы народныйзаступник былневредим.
В первые днитиран приветливоулыбается всем,кто бы ему невстретился,а о себе утверждает,что он вовсене тиран, ондает многообещаний частнымлицам и обществу,он освобождаетлюдей от долгови раздает землюнароду и своейсвите. Такпритворяетсяон милостивымко всем и кротким.Когда же онпримиритсякое с кем изсвоих врагов,то будет постояннововлекать граждан в какие-товойны, что бынарод испытывалнужду в предводители,чтобы из-заналогов людиобедняли иперебивалисьсо дня на деньменьше, злоумышляяпротив него.А если он заподозриткого-нибудьв вольных мысляхи в отрицанииего правления,то таких людейон уничтожитпод предлогом,будто они предалисьнеприятелю.Ради этоготирану необходимопостояннобудоражитьвсех посредствомвойны.
Чтобы сохранитьза собой властьтирану придетсяих всех уничтожить,так что в концеконцов ни останетсяникого ни издрузей, ни изврагов, кто бына что-то годился.Значит тиранунадо зоркоследить за тем,кто мужественный,великодушен,кто разумен,кто богат.Благополучиетирана основанона том, что онпоневоле враждебенвсем этим людями строит противних козни, покане очистит отних государство.
Он связан снеобходимостьюлибо обитатьвместе с толпойнегодяев, которыеего ненавидят,либо проститьсяс жизнью.
Потом он отберету граждан рабов,освободит ихи сделает ихсвоими копейщиками,которые будутсамыми верными,которые будутим восхищаться.Порядочныебудут ненавидетьи избегать его.Чем выше взбираютсяони к вершинамгосударственнойвласти, тембольше слабеетих почет, словноему не хватаетдыхания идтидальше.
Тиран тратитна войско большесредства. Онотцеубийцаи плохой кормилец,для престарелых,по-видимомуобщепризнан,что таковосвойство тираническойвласти.
Народиз подчинениясвободным людямпопадает вуслужение кдеспотичнойвласти и своюнеумереннуюсвободу меняетна самое тяжкоеи горькое рабство- рабство у рабов.
Нижегородскийгосударственныйуниверситет
им.Н.И. Лобачевского
КОНСПЕКТ
пофилософии
натему: "Государство"Платона
Том3, гл. 8
Д/о
СтуденткиIкурса гр. 13.13
РоманенкоО.В.
НижнийНовгород
1998