После постройки подводной лодки “Наутилус” (1801 г.) в течение нескольких десятилетий в странах Европы и в США не было достигнуто сколько-нибудь значительных успехов в области подводного плавания.
После смерти Петра I многие годы русский флот находился в относительном упадке. Одной из главных причин этого упадка было засилье иноземцев в правительстве, особенно в царствование Анны Иоанновны. С воцарением на престоле дочери Петра I — Елизаветы иностранцы были смещены с важнейших государственных и военных постов. В этот период русские государственные, политические и военные деятели сделали многое для возрождения и развития отечественных вооруженных сил, в том числе и флота.
В Семилетнюю войну флот блокировал все побережье Пруссии и Померании, обеспечивал продвижение русских войск в Пруссию, доставлял боеприпасы, продовольствие и пополнения. Русский флот полностью господствовал на Балтийском море. За короткий период (до 1760 г.) состав флота пополнился значительным количеством боевых кораблей. Было построено: 36 линейных кораблей, 8 фрегатов и значительное количество более мелких судов.
Больших успехов русский флот достиг во второй половине XVIII столетия в войне с Турцией. В Средиземное море были посланы корабли Балтийского флота, которые в марте 1770 г. начали боевые действия. Захватив Наварин, наши корабли стали преследовать более многочисленный турецкий флот. В двух морских сражениях — Хиосском (24 июня) ' и Чесменском (26 июня)—турецкий флот был полностью истреблен. В результате победоносной войны с Турцией Россия прочно укрепилась на всем побережье Черного моря. Были основаны города Одесса, Севастополь, Херсон и Николаев. Началось строительство Черноморского флота.
В 1788 г. Турция начала новую войну против России. В годы этой войны (1788—1791 гг.) Черноморский флот под командованием адмирала Ушакова в четырех морских сражениях разгромил турецкий флот.
Для комплектования флота офицерами еще в 1725 г. был основан Морской кадетский корпус, в состав которого влилась и Морская Академия.
Позднее, в 1798 г., в Петербурге и Николаеве были открыты училища корабельной архитектуры (вскоре слитые в одно училище). Этот год считается началом организации Морского Инженерного училища для подготовки отечественных кораблестроителей с высшим образованием.
К XVIII веку относится деятельность плеяды талантливых самородков—ученых, инженеров и механиков-самоучек, вышедших из народных низов. Из низов народа вышел и гений русской науки — М. В. Ломоносов, который “навсегда устранил предрассудок о том, что, если и нужно искать науку и искусство на Руси, то лишь в “высших” классах общества”.
В 1763 г., за 20 лет до Уатта, И. И. Ползунов (1728—1766 гг.) подал записку об изобретении двухцилиндровой поршневой машины. Эта пароатмосферная машина была построена и опробована в 1766 г. Лишь пренебрежение Екатерины II к русским изобретениям и преклонение перед иностранной наукой и техникой были причиной того, что эта машина не получила должного распространения и не оказала влияния на кораблестроение.
И. П. Кулибин (1735—1818 гг.) представил оригинальный проект “водохода”, способного двигаться против течения рек, но и это изобретение, так же как и десятки других предложений русских механиков-самоучек, не нашло применения.
В конце XVIII века в России появилось несколько проектов подводных лодок. Среди них достойны упоминания проекты Раво-дановского и Торгованова.
Раводановский, житель Кременчуга, в 1794 г. сконструировал подводное судно и сумел привлечь к своему проекту внимание правительства. В Кременчуг была командирована комиссия Академии Наук для ознакомления с изобретением. Отзыв комиссии послужил основанием адмиралу Кушелеву для доклада царю Павлу I о том, что изобретение Раводановского, “будучи выдумано без всяких правил и опытности, не может быть употреблено ни на какое дело или когда-либо доведено в совершенство и пользу”.
Другой русский изобретатель — Торгованов — в эти же годы разработал свой проект подводной лодки, в которой “можно удобно плавать под водой в море и реке”. Автор изобретения писал, что “токмо не имеет способу доставить оному судну для дыхания путешественников свободного воздуха, почему просит по-корнейше знающих способ дать судну тому таковой воздух, и вместе с ним произвести оное судно в действие”.
Нам не известно, откликнулся ли кто-нибудь на этот призыв изобретателя-самоучки, готового разделить честь изобретения с любым, кто помог бы осуществить проект подводной лодки.
Первые изобретатели подводных лодок в большинстве случаев были самоучками и зачастую совершенно не были связаны с флотом; каждый из них создавал свой проект самостоятельно, без учета опыта предшественников. По этой причине проекты подводных лодок того времени отличались большим разнообразием. Общим для всех этих проектов являлось применение мускульной силы людей для движения лодки под водой.
+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
РАЗВИТИЕ ПАРОВОГО ФЛОТА
Cконца XVIII века в наиболее развитых передовых странах начался период победы и утверждения капитализма, сопровождавшийся буржуазными революциями и национально-освободительными войнами.
Новые открытия в науке и технике, развитие металлургической и машиностроительной промышленности, замена древесного угля каменным, появление паровых машин, механизация транспорта и усовершенствование оружия — создали предпосылки для дальнейшего развития кораблестроения. Начало XIX столетия было ознаменовано появлением в главнейших государствах парового флота.
В России первой половины XIX столетия также имелись все условия для широкого развития промышленности и в том числе — для строительства парового флота, однако этому препятствовал крепостнический строй. Но и в тяжелых условиях крепостничества русские техники работали над созданием паровых судов.
Пароход “Елизавета” был построен в Петербурге в 1815 г. и с 15 ноября того же года совершал рейсы между Петербургом и Кронштадтом. Это был первый морской пароход в России.
Первый русский военный пароход “Скорый” с машиной в 30 л. с. был построен в 1817 г. на Ижорском заводе. Там же в 1823 г. спустили на воду второй пароход — “Проворный”.
На Черном море построили первый пароход “Везувий” а. 1820 г. На Севере, в Архангельске, первый пароход “Легкий” с машиной в 60 л. с. был построен в 1825 г.
Первые пароходы с артиллерийским вооружением были построены в 1825 г. на Балтийском море и в 1826 г. — на Черном море (“Метеор”). В 1827 г. в Астрахани построили первые пароходы для Каспия (“Предприятие” и “Кама” с машинами по 40 л. с.).
В 1831 г. в России создали первую пароходную машину без балансира (машина для 22-пушечного парохода “Геркулес”).
Все эти пароходы были колесными. Первое в России винтовое судно — фрегат “Архимед” — было построено в Петербурге в 1848 г.
В 1855 г. Россия имела: на Балтийском море—30, на Черном море — 12 и на Белом море — 2 парохода. В основном это были небольшие плохо вооруженные суда, не способные к самостоятельным боевым действиям. Отставание России в деле создания парового военного флота наглядно выявилось в годы Крымской войны.
Одновременно с развитием парового судоходства и перевооружением военного флота многие изобретатели продолжали работать над проектами подводных лодок.
+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
ПРОЕКТ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ К. ЧЕРНОВСКОГО
Одним из оригинальных русских проектов подводных лодок начала XIX столетия был проект Черновского — узника Шлиссельбурга.
Мелкопоместный дворянин минской губернии Казимир Чернов-ский 6 мая 1829 г. был арестован и заключен в Петропавловскую крепость. Через пять месяцев его перевели в Шлиссельбургскую крепость, которой ведало Третье отделение собственной Его Величества канцелярии. Обстоятельства заключения Черновского до сих пор остались невыясненными. Однако не подлежит сомнению, что он был “политическим преступником”, которых Николай I карал со всей присущей ему жестокостью.
Находясь в заключении, Казимир Черновский составил чертежи и описание изобретенной им подводной лодки. 19 июня 1829 г. его проект был представлен царю вместе со следующим письмом (приводится в выдержках):
“Первый опыт трудов моих. . . дерзаю представить у подножия трона вашего императорского величества. В 1825 году я изобрел подводное судно и до нынешнего времени старался оное усовершенствовать, и надеюсь, что мое изобретение может иметь отличительный успех.. .
В военном искусстве оно будет полезным потому, что можно будет под водою подплыть под неприятельские корабли и оные истреблять, либо делать вылазку в местах во всех неожиданных неприятелем. . .
Могу построить подводное судно, в котором можно будет поставить несколько пушек. ..”
Черновский подробно излагал свои соображения о пользе подводных лодок и указывал на возможность более подробной разработки проекта: “Если мое описание подводных судов найдется в чем-нибудь недокладное, то всепокорнейше прошу меня в том извинить, потому что мне не позволено иметь никаких инструментов для сделания плана...
Ежели же я буду столь счастлив, что мне позволено будет сделать подводные суда, то что теперь неясным показывается в описании, будет изъяснено самым лучшим образом в деле... сколь чувствую себя способным сделать разных видов подводные судна... в противном случае, если б мне был дав материал и работники, а я бы не сделал подводного судна, то жертвую своей жизнью” '.
Николай I направил предложение Черновского инженеру генералу Базену на экспертизу и одновременно дал указание коменданту крепости о том, чтобы Черновский продолжал разработку проекта. Однако комендант не создал изобретателю условий для работы и даже не разрешил пользоваться циркулем и перочинным ножом, хотя Черновский доказывал, что без этих инструментов он не может работать над своим проектом. Об этом было доложено царю, который приказал: “Снабдить арестанта Черновского инструментами, нужными для черчения”, но далее шла приписка: “всякое могущее произойти с ним приключение отнести на ответственность коменданта”.