(3) Она имела двойника мужского пола, или супруга, - "Повелителя животных", но он менее значителен. Гораздо позднее Артемида отождествляется с Великой Матерью Малой Азии.
(4) См: Martin P. Nilsson. The Minoan-Mycenaean Religion and its Survival in Greek Religion, p. 11 и далее.
(5) См.: P.N. Ure. The Origin of═ Tyranny.
(6) Например, "гимель" - третья буква еврейского алфавита - означает "верблюд", и ее знак является условным изображением верблюда.
(7) K.J.Beloch. Griechische Geschichte. Chap. XII.
(8) M.Rostovfscv. History of the Ancient World. Vol. I, p. 399.
(9) "Five Stages of Greek Religion", p. 67.
(10) Н. J. Rose. Primitive Culture in Greece. 1925, p. 193.
(11) Время деятельности Зороастра является, однако, весьма предположительным. Некоторые относят его к 1000 году до н.э. См.: Cambridge Ancient History. Vol. IV, p. 207.
(12) Цит. по: Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. М. 1989. С. 172.
(13) В результате поражения, которое Афины потерпели от Спарты, персы возвратили назад все побережье Малой Азии, их права на которое были признаны Анталкидовым миром (387-386 годы до н.э.). Приблизительно пятьюдесятью годами позднее оно было включено в империю Александра Македонского.
(14) H.J. Rose. Primitive Culture in Greece, p. 65 и далее.
(15)═ ] .E.tfarrison. Prolegomena to the Study of Greek Religion, p. 651.
(16) Я имею в виду духовное, а не алкогольное опьянение.
(17) R.J. Deloch. Criechische Geschichte. Bd. 1. Chap. I, s. 434.
(18) С другой стороны, книги Корнфорда о различных диалогах Платона представляются мне в целом восхитительными.
(19) M.Rosfovlsev. llisiory of Ihe Ancieni World. Vol. I, p. 204.
(20) Д.Барнет═ (J.Bunwt. Early Greek Philosophy, p. 51) ставит это последнее высказывание под вопрос.
(21) Возможный год выхода в свет первого греческого философского произведения - сочинения Анаксимандра "О природе". - Прим. ред.
(22) Греческим городам в Сицилии угрожали карфагеняне, но в Италии эта опасность не ощущалась как непосредственная угроза.
(23) Аристотель говорит о нем, что он "сперва занимался науками и числами, впоследствии же, подражая Ферекиду, стал также чудотворцем".
(24) Эдди - основательница американской религиозной секты "Христианская наука";
главное положение этой секты состоит в том, что зло и болезни могут быть преодолены путем осознания их нереальности. - Прим. перев.
(25) Шут. Каково мнение Пифагора относительно дичи?
Мальпольо. Что душа нашей бабки может обитать в птице.
Шут. Что ты мыслишь об этом мнении?
Мальвольо. Я мыслю о душе благородно и никоим образом не одобряю его мнения.
Шут. Прощай. Пребывай во тьме. Пока ты не согласишься с мнением Пифагора, я не признаю тебя в уме; и смотри не убей кулика, чтобы не обездолить души твоей бабки. Прощай. (См. В.Шекспир. Двенадцатая ночь, или что угодно. М., 1953. С. 72.)
(26) Цит. по: J. Burnet. Early Greek Philosophy; см. также: Фрагменты ранних греческих философов, с. 138-149.
(27) Фрагменты ранних греческих философов, с. 141.
(28) Там же, с. 143.
(29) J.Burnet. Early Greek Philosophy, p. 108.
(30) Однако это доказательство не принадлежит самому Евклиду. См.: Th. Heath. Greek Mathematics. Вышеприведенное доказательство, вероятно, было известно еще Платону.
(31) Джефферсоновское "священное и неотъемлемое" было заменено Франклином на "самоочевидное".
(32) Фрагменты ранних греческих философов, с. 141.
(33) Там же, с. 173.
(34) Там же, с. 170-171.
(35) Там же, с. 173.
(36) Корнфорд (ор. cit., p. 184) подчеркивает это, как мне═══════════ кажется, правильно. Гераклита часто понимают ложно именно из-за включения его в число других ионийцев.
(37) Но ср.: "В═══════════ одну и ту════════ же реку мы═══════════ входим и═════ не входим,═══════════ существует и ═не существуем".
(38) Фрагменты ранних греческих философов, с. 290-291. Барнет замечает: "Смысл, как я думаю, таков: "Не может быть мысли соответствующей названию, если это название не есть название чего-либо реального".
(39) Фрагменты ранних греческих философов, с. 390.
(40) Там же. с. 359.
(41) Платон. Сочинения. М., 1970, т. 2, с. 359.
(42) Фрагменты ранних греческих философов, с. 408-409.
(43) Фрагменты ранних греческих философов, с. 408.
(44) Там же, с. 404.
(45) Там же, с. 406.
(46) Там же, с. 411.
(47) Не ясно, кто это "они"; можно лишь предположить, что══ это те, которые сохранили чистоту.
(48) Фрагменты ранних греческих философов, с. 412.
(49) Платон. Сочинения, т. 2, с. 210.
(50) Сирия Бейли (Cyril Bailey. The Greek Atomists and Epicurus) определяет, что расцвет деятельности Левкиппа относится примерно к 430 году до н.э. или немного более раннему времени.
(51) J. Burnet. From Thales to Plalo, p. 193.
(52) Т.Hearth. Greek Mathematics. Vol. 1, p. 176.
(53) Аристотель. О возникнопснии и уничтожении//Сочинения.═══════════ М., 1981,══ т. 3, с. 410. 32ба.
(54) Это истолкование принято Барнстом, а также, по крайней мере применительно к Левкиппу, Бейли (op.cit., p. 83).
(55) См.: С.Bailey. Op.cit., p. 121 (о детерминизме Демокрита). 78
(56) О логических и математических основаниях теории атомистов см. G. Milhaud. Les Philosophes Gtftmetres de la Grece, ch. IV.
(57) Аристотель. О возникновении и уничтожении, с. 408.
(58) Напротив, С.Бейли (op.cit., p. 75) утверждает, что у Левкиппа имелся "весьма тонкий" ответ. Oн заключался по существу в признании существования чего-то [пустоты] , что не было телесным. Аналогично этому Барнет говорит: "Любопытно, что атомисты, которых обычно считают великими материалистами древности, были фактически первыми, кто отчетливо сказал, что вещь может быть реальной, не будучи телом".
(59) О том, как это происходит по предположению атомистов, см. C.Bailey. Op.cit., р. 138 и далее.
(60) Она окончилась в 404 году до н.э. полным поражением Афин.
(61) См.: J.B.Bury. History of Greece. Vol. 1, p. 444.
(62) Плиток. Софист // Сочинения, т. 2, с. 399.
(63) Цит. по: Диоген Лазртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М, 1979, с. 375.
(64) E.Zeller. Gnindriss der Geschichle dcr gricchischur Philosoptiie. 1883, s. 1299. 88