1)Историческое развитие диалектического понимания мира.
2)Законы диалектики и категории.
1.Постоянно развивающаяся борьба старого и нового,противоположного и противоречивого,возникающего и исчезающего приводит мир к новым структурам.
Сама эта борьба объективно предпологает необходимость диалектики-научной теории
развития,метода познания природы,общества и мышления.
Всё,что происходит в мире,а именно:изменение,движение и развитие-подчиняется законам диалектики.Диалектика как наука составляет душу марксизма,представляет собой стройную систему экономических,социально-политических и философских взглядов и является бесценным творением человеческого разума.
Чтобы понять диалектику,надо выяснить некоторые исходные положения.Диалектика
как термин используется в смысле отражение всеобщих законов движения и развития объективной действительности.
Диалектика как понятие употребляется в трёх значениях:
1)Под дилектикой понимается совокупность объективных диалектических закономерностей ,
процессов,действующих в мире независимо от сознания человека.Это диалектика природы,
диалектика общества,диалектика мышления,взятая как объективная сторона мыслительного процесса.Это объективная реальность.
2)Субъективная диалектика,диалектическое мышление.Она представляет собой отражение объективной диалектики в сознании.
3)Философское учение о диалектике или теория диалектики.Выступает как отражение отражения.Называется учением о диалектике,теорией диалектики.
Диалектика может быть материалистической и идеалистической.Мы рассматриваем материалистическую диалектику.Материалистическая диалектика представляется в виде целостной системы,в которой каждый закон,каждая категория занимают строго определён-
ное место и находятся во взаимосвязи с другими законами и категориями.Знание такой системы позволяет наиболее полно раскрыть содержание всеобщих свойств и связей действительности ,всеобщих форм бытия,диалектических закономерностей движения и развития.
Диалектика как категория имеет ряд характеристик.Диалектика-наука о наиболее общих законах всякого движения.
Ныне в науке аксиоматично и бесспорно положение о том,что наше субъективное мышление и объективный мир подчинены одним и тем же законам и поэтому в результатах противоречия м/у ними быть не может.
Современное естествознание признает наследственность приобретённых свойств и этим расширяет субъект опыта,распространяя его с индивида на род.
Диалектика как теория развития.Гегель установил,что истина представляется не в виде собранных готовых догматических положений,истина заключается в самом процессе познания,в длительном историческом развитии науки,поднимающейся с низших ступеней на всё более высокие,но никогда не достигающей такой точки,от которой найдя абстрактную истину,не должна созерцать сложа руки.
Все общественные порядки,сменяющие друг друга в ходе истории,представляют собой лишь приходящие ступени бесконечного развития человека от низшей ступени к высшей.Каждая ступень необходима и имеет свое оправдание для того времени и для тех условий,которым она обязана своим происхождением.Для диалектической философии нет ничего раз и навсегда установленного.
Диалектика как учение о единстве противоположностей. "Диалектика-есть учение о том,как могут быть и бывают тождественными противоположности,-при каких условиях они бывают тождественны,превращаясь друг в друга-почему ум человека не должен брать эти противоположности,-за мёртвое-застывшие,а за живое-условные,
подвижные,превращающиеся одна в другую."
Диалектика как метод познания.По этому поводу К.Маркс писал:"Мой диалектический метод по своей основе не только отличен от гегелевского,но является его прямой противоположностью.Для Гегеля процесс мышления,который он превращает даже под именем идеи в самостоятельный объект,есть демиург действительного.которое состовляет лишь его внешнее появление.У меня же наоборот идеальное есть нечто иное,
как материальное,пересаженное в человеческую головуи преобразованное в ней.
Гегелевская диалектика является основной формой всякой диалектики,но
лишь,после освобождения её от её мистической формы,а это-то как раз и отличает от неё
мой метод."
Идея как предмет философии впервые был рассмотрен Платоном.Идея у Платона есть то изначальное целое,что при всём многообразии отдельных вещей делает их такими,а не иными;есть всеобщее,являющееся основой всех отдельных вещей.Быть сущностью вещей и общим многим вещам,быть существенным в них как бы их прообразом-таково свойство идеи.
Критика Аристотеля идеи Платона:-"идеи Платона как самостоятельные сущности,отделённые от чувственно воспринимаемых вещей,не объесняют ни бытия идей,ни познания вещей".
Идеи являются началом,объединяющим разрозненные факты в единое целое,
в систему,они обеспечивают дальнейшеедвижение познания,находят тенденцию вывода знания из тупикового или кризисного состояния.
Идея рождается из действительности в процессе предметно-практической деятельности,общения и рефлексии,изменяющих эту действительность.
Идея,в отличие от материи,есть конкретно-условное воспроизведение реальности в процессе её дальнейшего развёртывания,проект будущего развития действительности.
1)Метафизика.Философское учение о сверхчувственных принципах бытия.Она представляет собой философский метод,рассматривающий явления в их неизменности,вне системы,в независимости друг от друга,отрицающий внутренние противоречия как источник
их развития.
2)Догматизм-возникает на основе метафизики.Он как метод предпологает метафизически одностороннее,схематическое,окостеневшее мышление,оперирующее догмами.Слепая вера в авторитеты,защита устаревших положений составляют суть догматизма.В рабочем движении догматизм приводит к вульгаризации марксизма, оппортунизму,политическому авантюризму.
3)Софистика-учение,основанное на преднамеренном нарушении законов логики,путем приложения различных уловок,выдумки,головоломки,мнимых доказательств.
Софистика добивается кажущейся обоснованности субъективным путём,используя недостаточность логического и семантического анализа.
4)Эклектика-как метод предпологает механическое соединение разнородных, часто противоположных принципов,взглядов,теорий,элементов.Например,материи и сознания,бытия и жизни.
Общим между категориями и законами является то,что и те,и другие отражают всеобщие законы бытия,всеобщие стороны и связи.Взаимопроникновение противоположно-
стей,взаимопереход количества и качества,повторение пройденного на новой основе, отражаемые в основных законах диалектики,так же универсальны,как отношение,причина и следствие,необходимое и случайное,форма и содержание,выражаемые в соответствующих категориях.
Различие категорий и законов.
Различий категорий и законов возникайт на основе предмета отражения.
1.а) Категория отражают общие связи,отношения,свойства и стороны
объективной действительности;
б) Законы отражают только всеобщие связи и отношения объективной
действительности,но не отражают свойства и стороны.
2. Категории и законы различаются по форме отражения.
а) Категории являются особым видом внимания;
б) Законы диалектики,как и другие,представляют собой особый вид суждений.
Рассмотрим три закона диалектики:
--- Закон единства и борьба противоположностей,
--- закон взаимного перехода количественных и качественных изменений,
--- закон отрицания отрицания.
Из этого нельзя сделать вывод о том ,что будто бы законы этим и ограничеваются.
Законов целое множество,есть и не познаные.Но этим мы здесь выделяем основные.
Испокон веков внимание разума привлекали как противоречивостьхарактеризуют
диалектическую суть взаимодействия элементов бытия,мировоззрения и методологии
познанания и действия.Противоречивость бытия познается лучше тогда ,когда мы знаем
что такое противоречие.Противоречие представляет собой определенный тип взаимо--
действия различных и противоположных сторон ,свойств,тенденций в составе той или
иной системы или между системами ,процесс столкновения противоположных стремлений
и сил .
Абсолютно тождественных вещей не бывает: они различны внутри себя и между собой.
Диалектическими противоположностями называются одновременно взаимо исключающие
и взаимопредпологающие друг друга стороны,тенденции того или иного целостного,
изменяющегося предмета (явления,процесса).
Формула "Единства и борьбы" противоположностей выражает напряженное взаимодей--
ствие "полярных"свойств,изложений движения,развития.
"Растение,животное,каждая клетка в каждое мгновение в своей жизни тождественны с
собой и тем не мение отличаются от самих себя благодаря усвоению и выделению ве--
ществ ,благодаря знанию,образованию и отмиранию клеток,благодаря происходящему процессу циркулиции-словом,благодаря сумме непрерывных молекулярных изменений
которые составляют жизнь и общие итоги которых выступают воочию в виде жизненных
фаз:эмбриональная жизнь,юность,половая зрелость,процесс размножения,старость,
смерть"
Используя закон единства и борьбы противоположностей всеобщего вообще и любой
объект в частности можно расценивать их как соединение двух гипотетических начал-му-
жского и женского.Мужчина и женщина отнюдь не демонстрируют наличие сугубых проти-
вополдожностей,напротив,человек с любой точки зрения-анотомической,психологической,
философской-есть подвижный результат двух начал.Вспомните миф о Меркурии-две
Земли переплитаются в не поддающихся узорах,и только тогда,когда Апполон бросает