Возможность такого сочетания эмпирического и трансцендентного, необходимости и свободы не стала еще предметом специального рассмотрения исследователей философии Канта. Амежду тем эта возможность со всей очевидностью выявляется в кантовском понимании разума. Кант , как известно, различает эмпирический и чистый разум. Свою вторую “ Критику...” Кант, в отличие от “Критики чистого разума”, назвал “Критикой практического разума”, поскольку одной из ее главных задач было иссследование возможности и действительности наряду с эмпирическим практическимразумом, существование которого не подлежит сомнению, чистого практического разума, который способен самоопределятся безотносительно к чуственным обстоятельствам.
Не следует думать, что согласно Канту, человек обладает двумя разумами , эмпирическим и чистым. Один и тот же человеческий разум выступает в двух ипостасях: имперической и умопостигаемой. И в этой последней форме, т. е. как чистый разум,. он есть “вещь в себе”, которая существует и в повседневной жизни человека, поскольку он поступает разумно . Понятно поэтому следующее замечание Канта:” в концеконцов мы имеем дело с одним и тем же разумом, который должен иметь различие лишь в применении”7.
Чистый разум , утверждает Кант , “ присутствуе и остается одинаковым во всех поступках человека при всех обстоятельствах времени, но сам он не находится во времени и не приобретает , например нового состояния, в котором он не находилсяраньше, он определяет состояние, но не определяется им”8. Следовательно чистый разум не есть явление, он не подчинен каким -либо условиям чувственности. Свобода есть порождение чистого разума, следствие присущей ему способности “самопроизвольно начинать ряд событий”9.Речь идет об эмпирических событиях, которые вызваны априорным полаганием чистого разума т.е. безотносительно к эмпирическимобстоятельствам.
Как же конкретно совершается свободное действие, инициируемое чистым разумом, который хотя и присущь живому, смертному индивиду, существует вне времени и пространства, из чего следует , что здесь нет места причинно-следственному отношению, предполагающему отношение во времени между “прежде” и “после”.Чистый разум инициирует свободные действияне как непосредственная, ближайшая причина( такое имеет место лишь в империческом казуальном ряду), а как определенный “образ мыслей”, духовный склад личности, ее нравственная ориентация. При такой постановке проблемы понятие трансцендентальногосубъекта свободной воли в значительной мере утрачивает мистический привкус. Чистый разум , т.е. разум , свободный от чувственных побуждений, эгоистических пристрастий, предубеждений, оказывается общественным сознанием , общественным разумом. В понятии чистого разума преодолевается противопоставление личного общественному, т. е. личное , природа которого социальна, возвыщается до уровня, определяемого собственной природой. Такое возвышение не есть конечно , устранение личного в частности стремления к счастью, Речь идет лишь о подчинении личных стремлений нравственному закону. Нельзя поэтому согласиться с другими исследователями философии Канта, которые отказываются видеть в кантовском понятии свободы его социальные, т.е. по существу имперические интенции. заблуждается например, Г. Шульете, утверждающий в противовес Канту:”Я знаю лишь свободу тела. Я воспринимаю ее, ощущая свое тело, передвигаясь , заботясь о своей жизни, продолжая ее. Я постигаю свободу вследствие страха ее потерять . Эту свободу Кант не может мыслить”10. Между тем Кант вовсе не исключает из сферы свободы телесные действия, если они инициированы разумом. Он не отрицает и свободы как источника поступков , противных нравственности.
Еще более конкретное представление о трансцендентально-идиалистическом понимании свободы воли, проявляющейся в поступках эмпирического, т.е. подчиненного законам природы человеческого существа, дают положения Канта о фундаментальном значении идеи свободы. Напомню, что тремя основными , неискоренимыми идеями чистого разума являются идея бессмертия человеческой души, идея свободы и идея Бога. Кант называет эти идеи регулятивными принципами, указывая тем самым на их роль в поведении людей, в формировании их менталитета. В этой троице основных идей чистоо разума идее свободы принадлежит , по существу, определяющая , ведущая роль, ибо познание бытия Бога и личного бессмертия предлагает выбор между противоположными убеждениями, что немыслимо без свободы воли. Понятно поэтому категорическое утверждение Канта: “ Каждое существо, которое не может поступать иначе, как руководствуясь идеей свободы, имеено поэтому в практическом отношении действительно свободно...”11.
Таким образом идея свободы как сущностное содержание чистого разума, ане просто как убеждение, мнение отдельных индивидов , это идея, осознаваемая человеком во всем ее значении, нравственно освобождает, нарвственно преображаетэмпирическое человеческое существование. Не может быть более высокой оценки свободы , чем та, которая дана Кантом:” идея свободы делае меня членом постигаемого мира”12. Это значит , что по-меньшей мере в сфере нравственности существует переход из мира явлений в мир “вещей в себе”. Это возвышение эмпирического индивида до общечеловоческого трасцендентального субъекта, который Фихте, продолжая учение Канта назвал абсолютным субъектом.
А. Фулье , французский филосов позитивистского склада, пытавшийся с “реалистических” позиций интерпритировать учение Канта о свободе писал, что человекувнутренне свойственны идеи, которым присуща “аристотелевская способность или сила”. И, поскольку”идеи суть силы”, они определяют наши поступки. Среди многочисленных идей Фулье выделяет идею свободы , подчеркивая ее укорененностьв сознании каждого человека:”Мы являемся на свет с инсктинтом свободы”13. Однако несмотря на попытку глубинного постиженияи , так сказать , субстанциальногообоснования кантовского учения об идеях, Фулье практически объединяет это учение, так ка он игнорирует основную характеристику чистого разума как общественного, общечеловеческого сознания: только в этом качестве разум может быть действительно высшей инстанцией.
Воля , учит Кант, есть практический разум, свободная или чистая воля есть чистый практический разум. Все учения Канта о чистом практическом разуме с необходимостью приводить к заключению , что “воля есть способность выбирать только то, что разум независимо от склонностей признаетпрактически необходимым, т.е. добрым”14. Иными словами, “свободная воля и воля подчиненная законам, - это одно и то же”15. Разумеется, здесь имееются в виду законы нравственности: лишь подчиненные подчинение этим законам совместимо с действительной свободой воли.
Докантовские мыслители, начиная с первых христьянских теологов и философов, обосновывали тезис о свободе воли, имея ввиду источник первородного греха, морального падения человека ообще.Такое по существу негативистское понимание свободы воли превращало ее в нечто аналогичное тем порокам , которые считались вытекающими из нее. Кант, как мы видим, принципиально по новому оценивает свободу воли, видя в ней прежде всего глубинный, трансцендентальный источник нравственности. Животные не обладают волей, утверждает Кант. Человек же отличается от животного не только наличием воли , но и наличием свободной воли. Последняя также отличае человеческого индивида как личность от других человеческих индивидов. В своих посмертно опубликованных заметках Кант подытоживает этотход мысли:” Вопрос, возможна ли свобода, по-видимому, совпадает с вопросом, является ли человек подлинной личностью”16.
Тождество свободной воли с нравственным деянием - одно из важнейших положений трансцендентального идеализма Канта. Понятие чистого разума- основное в этой системе- имманентно содержит в себе идею свободной воли как доброй воли. Однако такая постановка проблемы совбодно пораждает немалые трудности, с которыми постоянно сталкивается Кант.
Существует не только добрая но и недобрая воля , действия которой не являются следствием внешних, независимых от нее обстоятельств. Поскольку злая воля ответственна за свои акты, она свободна.И Кант настаивая на том что свободная воля - добрая воля не может избежать противоречия, которое он осознает и в определнной мере преодолевает в метафизике нравов. Я подчеркиваю- в определенной мере, так каккантовское решение этой проблемыне преодолеавет всех трудностей и постоянно вызываетвсе новые и новые вопросы возражения.
Еще в 1888 г. в английском журнале “Mind” Г. Сиджвик опубликовал статью “Кантовская концепция свободной воли “, которая затембыла включена им в книгу “Методы этики”, неоднократно переиздававшуюся. Кант, указывает Сиджвик, обосновывает принцип:свободная воля есть воля, сообразующаяся с нравственным законом. Однако объясняя причины зла , Кант вынужденпризнавать наличие свободной воли, которая делает выбор вопреки категорическому императиву.
Н. Поттер, современный американский философ,анализируя статью Сиджвикаи полемизируя с ним, тем не менее, признает, что у Канта действительно имеется двойственность в его понимании свободы, Но дает ли это основания для утверждения о наличии у Канта двух, по существу , несовместимых понятий свободы ? Отвечая на этот вопрос, Поттер заявляет: “ В действительности Сиджвик заблуждается, у Кантанет двух различных концепций свободы. У него одна, единственная концепция свободы, по меньшей мере в его поздних трудах...”17.
Ссылаясь на исследования американских кантоведов Л. Бека и Дж. Сильбера, Поттер приходит к выводу что Кант разрешил указанное противоречие в “Метафизике нравов“ путем разграничения свободы и произвола. Это заключение требует существенного уточнения, Прежде всего следует учесть , то что у Канта отсутствует характерное, например для Гегеля, противопоставление свободы и произвола. Произвол трактуется Кантом в основном положительно как произвольное действие. С этой точки зрения свобода воли предполагает произвол, включает его в себя, поскольку она невозможна без свободы выбора.Воля , рассматриваемая безотносительно к произволу вообще, лишена своих специфических характеристик. Такую волю, которая “ имеет ввиду только закон и ничто иное, нельзя назвать ни свободной ни несвободной... Следовательно, только произвол может быть назван свободным”, - пишет Кант.18