Итак простая ссылка на произвол, которй ограничиваются Поттер и некоторые другие исследователи-кантоведы, явно недостаточна для уяснения кантовского понимания недоброй воли, оказывающейся также свободной и поэтомй ответственной за совершаемые ею поступки. Дело в том , что понятие произвола у Канта далеко не однозначно. Кант разграничивает свободный произвол, определяемый чистым разумом, и произвол, который в большей или меньшей мере подвержен воздействию эмпирического разума, эмоциям, различного рода склонностям Эти воздействия, как бы ни были они значительны, не могут вполне определять человеческую волю, т.е. они не в силах устранить ни произвола, ни ответственности субъекта за совершаемые им недобрые действия. В этом смысле Кант утверждает. что “ человек как чуственно воспринимаемое существо обнаруживает на опыте способность делать выбор не только сообразно с законом , но и противно ему.”19 Еще определеннее говорит Кант об этом в статье “Религия в пределах только разума”: “... моральное зло должно возникнуть из свободы... склонность ко злу может укорениться только в моральной способности произвола”20.
Таким образом , воля свободна, поскольку она согласна с нравственным законом, ибо это согласие и есть ее выбор, но она также свободна, когда вступает в противоречие с этим законом, так как и в этом случае она делает в полне определенный выбор. Выбор, который делает воля, нельзя рассматривать как эмпирический, обусловленный каким либо предшествующим во времени состоянием, - в таком случае он не был произвольным, свободным , не был бы по существу выбором. Это значит, что и недобрая воля, поскольку она ответственна за свои акты, имеет свое основание не в ближайшем побудительном мотиве, а вразуме, конкретнее в определенном образе мыслей, противном нравственному сознанию. “Если человек, - говорит Кант, - в моральном смысле бывает или должен быть добрым или злым, то он сам себя должен сделать или делает таким. И то , и другое должно быть результатом его свободного произвола, иначе и то, и другое не могло бы быть вменено ему”21.
Правильное понимание учения Канта о свободе должно в полной мере учесть его высказывания о первоначальных, объективных задатках, присущих человеческой природе. Это пржде всего”задатки животности человека как живого существа”. К ним Кант относит всю жизнедеятельность живого организма, поскольку она совершается без участияразума и следовательно, несвободно. Таковы стремления к самосохранению, к продолжению рода, к жизни совместно с другими людьми.Задатки животности могут при известных условиях стать источником пороков, которые Кант называет скотскими: обжорство, похоть, дикое беззаконие. Задатки человечности предполагают наличие разума. К этим задаткам относится стремление человеческих индивидов добиваться признания своей ценности во мнении других. С этим связано желание добиваться превосходства над другими, честолюбие, соперничество, ревность.Из этих специфически человеческих задатков могут возникнуть такие пороки, как зависть, неблагодарность, злорадство, которые Кант называет пороками культуры.
Задатками личности Кант называет способность воспринимать уважение к моральному закону как сам по себе достаточный мотив произвола. Понятие личности совпадает таким образом , с понятием нравственного субъекта
Приведенный краткий перечень задатков , присущих природе человека, указывает на то что Кант в полной мере учитывает объективные определенности человеческого существа, определенности, которые в большей своей части характеризуют человека как явление природы, подчиненное ее законам. Естественно возникает вопрос: каково же место свободы , свободного произвола в жизни реального эмпирического человека? Вопрос этот постоянно ставиться Кантом, трудность его неустанно подчеркивается философом. Сошлюсь снова на посмертно опубликованные “ Размышления о метафизике”. Кант здесь подчеркивает: “Трудность в понимании свободы состоит втом что субъект зависим и все-таки должен деиствовать независимо от других существ.” Чтобы разрешить эту трудность можно , конечно, допустить что человеческии индивид де\ствует частью свободно . а частью несвободно . Кант категорически возражает против такого допущения: “ Свобода не может быть частично\ Человек или совершенно свободен или вовсе не свободенМожет показаться что приведенные выдержки не согласуются с идеями, обоснованными Кантом в его основных, опубликованных при жизни трудах. Однако такои вывод был бы заблуждением.
Суть дела заключается в том что эмперически\ субъект полностью подвластныи законам природы, не является по Канту , де\ствительным человеческим существом, личностью , подлинную сущность которо\ образует транс.едентальны\ субъект. Весьма показательно, что не только следование категорическому императиву, но и противные ему поступки предполагают выбор, т.е. трнс.едентальны\ акт воли. Эмпирически\ субъект не делает выбора, ибо он не обладает свободои воли.В этом смысле понятие имперического субъекта является абстрак.иеи, фиксирующеи одну из сторон человеческои природы в отрыве от друго\ , определяюще\ ее стороны,како\ , по учению Канта, является транс.едентальныи субъект. Конечно. человеческое тело, возраст, болезни, наконе., смерть все это относится к эмперическому субъекту. И Кант вовсе не игнорирует бренность индивидуального человеческого существования, анализу которого в значительно\ свое\ части посвящена его Антропология. Правильное понимание учения Канта о свободе должно в полной мере учесть его высказывания о первоначальных, объективных задатках, присущих человеческой природе. Это пржде всего”задатки животности человека как живого существа”. К ним Кант относит всю жизнедеятельность живого организма, поскольку она совершается без участияразума и следовательно, несвободно. Таковы стремления к самосохранению, к продолжению рода, к жизни совместно с другими людьми.Задатки животности могут при известных условиях стать источником пороков, которые Кант называет скотскими: обжорство, похоть, дикое беззаконие. Задатки человечности предполагают наличие разума. К этим задаткам относится стремление человеческих индивидов добиваться признания своей ценности во мнении других. С этим связано желание добиваться превосходства над другими, честолюбие, соперничество, ревность.Из этих специфически человеческих задатков могут возникнуть такие пороки, как зависть, неблагодарность, злорадство, которые Кант называет пороками культуры.
Задатками личности Кант называет способность воспринимать уважение к моральному закону как сам по себе достаточный мотив произвола. Понятие личности совпадает таким образом , с понятием нравственного субъекта
Приведенный краткий перечень задатков , присущих природе человека, указывает на то что Кант в полной мере учитывает объективные определенности человеческого существа, определенности, которые в большей своей части характеризуют человека как явление природы, подчиненное ее законам. Естественно возникает вопрос: каково же место свободы , свободного произвола в жизни реального эмпирического человека? Вопрос этот постоянно ставиться Кантом, трудность его неустанно подчеркивается философом. Сошлюсь снова на посмертно опубликованные “ Размышления о метафизике”. Кант здесь подчеркивает: “Трудность в понимании свободы состоит втом что субъект зависим и все-таки должен деиствовать независимо от других существ.” Но сколь бы ни было существенно, важно для каждого человеческого индивида все, что относится к его эмперическому существованию, Кант полагает, что сущность и возможность человеческого существ могут быть правильно о.енены лишь с точки зрения транс.едентальных иде\ чистого разумаЖ свобода, бессмертие души, Бог.
Транс.едентальная пози.ия Канта определяет его понимание природы человека. Тради.ионное философское воззрение на человеческую природу включало в себя представление об изначально существующеи и в прин.ипе неизменно\ определенности. Докантовские философы допускали возможность повреждения, извращения человеческо\ природы, стали в это\ связи задачу восстановления ее естественно\ изначально\ .елостности. Никто из предшественников Канта не связывал понятие природы человека с его воле\, свободо\, произволом. Кант следовательно, решительно пересматривает воззрения своих предшественников на природу человека. Для него она вовсе не есть изначально данная и в прин.ипе неизменная сущность.«Здесь, пишет Кант, под природо\ человека подразумевается только субъективное основание применения его свободы вообще, которо\ предшествует всякому де\ствию, воспринимаемому нашеми чувствами». Совершенного очевидно, что эта новая кон.еп.ия человеческо\ природы, радикально отличная от природы всех других живых существ, органически связана с кантовским понимание свободы как практического разума, благодаря которому личность сама формирует себя.
Список литературы.
1. Кант И. Пролегомены. Соч. в 6-ти т. М., 1965. Т. 4(1). С. 161,167.
2. Кант И. Критика практического разума. Соч. Т.4(1). М.,1965. С. 423.
3. Кант И. Критика чистого разума. Соч. в 6-ти т. Т. 3 С. 94. М., 1966.
4. Асмус В.Ф. Избр. филос. труды. М., 1971, Т. 11. С. 233.
5. Кант И. Основы метафизики нравственности. Соч.Т.4(1).С.226. М.,1965
6. Кант И. Соч. Т. 3. С. 493.
7.Фулье А. Свобода и необходимость. М. 1900. С. 22,15.
8. Кант И. Метафизика нравов. Соч. Т. 4(2). С. 135.
9. Кант И. Трактаты и письма. М., 1980. С. 101
10. Якобс В., происхождение зла и человеческои свободы, транс.едентальная философия и метафизика. «Вопросы философии», № 1, 1994 г.
11. Шопенгауэр А., Свобода воли и нравственность., М., 1992.
12. Ха.кевич Д.Х., Ше\ко С.В., Личность в современнои западнои философии и со.иологии., М., 1993.
13. Шуль. Я.Ю., О значении личности в философии., Фил. науки., СМ., 1991, №5.
14. Комиссарова Э. Н., Личность как субъект и объект со.иального развития, Со.иально-политическии журнал, № 4, 5, 1992 г.
15. Никитин Е. П., Харламенкова Н. Е., Проблема самоутверждения личности илософии и психологии., Вопросы философии, 1995, №8.