Поэтому философия, если она хочет иметь хоть какое-то отношение к научному познанию, должна отказаться от исследования происхождения и назначения существующего мира и познания внутренних причин и явлений и стремится, правильно комбинируя рассуждения - наблюдать, регистрировать и систематизировать факты и на основе этой систематизации выявлять определенные закономерности. Конт отнимает у философии сам ее предмет: философия, согласно его мысли, — только обобщающая сводка всех частных результатов, добытых специальными науками, иначе — обобщенная классификация всех наук.
Этим взглядом на науку как на деятельность, коренящуюся в практических потребностях обусловлено отрицательное отношение Конта как к эмпиризму, так и к мистике. В «Системе позитивной политики» Конт прямо противопоставил науку «эмпиризму»: «эмпиризм» не идет и не способен идти дальше простой констатации факта; даже самое обильное накопление фактов лишено теоретического значения, и даже простое наблюдение невозможно без предшествующей ему теории.
Этими положениями определяется и отношение Конта к роли гипотез вaилософии. По Конту, знание никогда не сложилось бы в положительную науку, если бы развивающаяся наука была лишена гипотез. Контовская защита необходимости гипотез в противовес индуктивизму и эмпиризму, сыграла положительную роль в развитии естествознания. Однако теоретическую задачу науки, и в частности гипотезы, он свел к одному лишь выяснению неизменных законов сосуществования явлений и неизменных законов.
Будучи чуждым диалектике Конт высказывает суждения об относительности научного знания. Он пишет что, учение о познании, которое соединяло бы в себе черты позитивной науки и вместе с тем черты полной реальности, может быть выведено или добыто только из истории человеческого ума. Наука всегда находится в движении, развитии. Наука — не «состояние», а «процесс» и даже «прогресс». В этом «процессе» положения и понятия, ложные с современной точки зрения, некогда были ступенькой, по которой наука, заблуждаясь, поднималась к истине. Именно поэтому, утверждал Конт, любая научная истина и даже любой закон относительны.
Идею научно познаваемой закономерности и всех явлений в своей трактовке Конт перенес с процессов природы также и на процессы общественной жизни. Подчеркнем, что Конт здесь претендует на открытие универсального теоретического закона двойной эволюции. "Двойной" прежде всего в том смысле, что эта эволюция относится одновременно и к социальному, и к интеллектуальному развитию общества. Но также двойной и в том смысле, что такого рода эволюцию претерпевает и процесс развития отдельно взятого индивида (онтогенез), и человечества в целом или отдельных коллективностей (филогенез). Наука об обществе характеризуется Контом как «социальная физика» т. е. как наука, обнаруживающая в жизни общества законы столь же необходимые и естественные, сколь необходимы и естественны законы физических явлений.
Вопрос №2.1
Философия позитивизма. Герберт Спенсер
Философа и ученого Герберта Спенсера справедливо считают одним из основоположников позитивизма.
Спенсер был не первым, кто сосредоточил свое внимание на проблемах социальной эволюции. Эволюционистские воззрения вообще занимали, можно сказать, одно из центральных мест в изучении общества в девятнадцатом веке. Некоторые философы вообще склонны были рассматривать любое изменение в качестве эволюционного.
Г. Спенсер в своей теории отображал нелинейную концепцию эволюционных стадий. Шкалой, при помощи которой он намеревался измерять прогресс, была степень сложности общества. Общей тенденцией развития человеческих обществ, по Спенсеру, было движение от простых неразделенных целостностей к сложным гетерогенным образованиям, где части целого становились все более специализированными, оставаясь в то же время интегрированными.
Г. Спенсер подходит к проблеме раскрытия сущности эволюции, рассматривая ее как восходящее движение, как переход от простого к сложному и прежде всего противопоставляя эволюцию процессу разложения, распада, и делает это весьма обстоятельно. Первым делом, будучи последовательным позитивистом, он указывает на наличие закономерностей, единых для всех форм материи - от косной, неживой до социальной. Общая же суть перемен, происходящих с материей во всех ее разновидностях и формах, заключается, по Спенсеру, в следующем:
Различные материальные тела могут существовать в двух противоречивых процессах - интеграция (то есть объединение, слияние) и движение. При этом необходимо учитывать, что: (1) потеря (точнее, связывание) движения ведет к интеграции; (2) в свою очередь, при распаде единого тела - дезинтеграции - входившие ранее в состав его и теперь разъединяющиеся материальные частицы вновь приходят в движение. Именно эти два процесса, находящихся в антагонизме друг с другом, и образуют то, что Спенсер называет (1) эволюция и (2) разложение. Разложение (или рассеяние) подразумевает высвобождение движения и дезинтеграцию материи. Эволюция же, напротив, представляет собою процесс объединения, интеграции материи и связывание движения.
Эти процессы эволюции и дезинтеграции Спенсер иллюстрирует многочисленными примерами в своих "Основных началах".
В то же время, эволюция, будучи изменением простого в сложное, представляет собою, кроме того, еще и процесс перехода из неопределенного состояния в определенное. В ходе эволюции совершается перераспределение движения.
Важнейшим проявлением усиления разнородности выступает дифференциация частей единого целого и выполняемых ими в этих рамках функций.
Попробуем подвести некоторые итоги сказанному и изобразить эволюционную шкалу графически:
Спенсер был последовательным сторонником - органической аналогии при рассмотрении тех или иных процессов. Вообще это неизбежно следовало из его позитивистских позиций. Он исходит из того, что окружающие нас явления - как в неживой, так и в живой и в социальной природе - подчиняются каким-то объективным, независимым от воли и сознания людей законам. Людям не дано вмешиваться в действие этих законов, изменять или переделывать их. Правда, следует отметить, что вовсе это не означает фатального бессилия людей перед действием законов. Наблюдая за природными социальными явлениями, регистрируя и анализируя их последовательности и взаимосвязи, они могут шаг за шагом открывать и понимать закономерности, а значит, в конечном счете постепенно постигать смысл и механизмы действия этих законов. Такое понимание позволяет во все большей степени приспосабливать свои поступки и всю жизнь к действию этих законов, то есть вести себя более осмысленно и целенаправленно.
Приложение:
Позитивизм.
ПОЗИТИВИЗМ (лат. positivus — положительный) — широко разветвленное течение в философии. Все его разновидности выступают с претензией подняться «выше» материализма и идеализма, пытаются найти «третью линию» в философии.
Позитивисты объявляют все важнейшие проблемы, которыми на протяжении столетий занималась философия (вопрос об отношении мышления к бытию и др.), надуманными, бессмысленными. По их мнению, философия не должна выходить за рамки «позитивного», положительного знания, т. е. опытных данных науки. А науке, человеческому опыту, с их точки зрения, недоступна сущность вещей. Наука может лишь описывать внешние связи между явлениями, выяснять их внешнее сходство, последовательность, но не законы, управляющие их изменением, развитием.
Таким образом, характерная черта позитивизма— агностицизм. Претендуя на научность, он стремится установить пределы научному познанию. Под предлогом преодоления односторонностей и материализма, и идеализма позитивизм на самом деле в скрытом виде протаскивает субъективный идеализм, в духе идеализма объясняет достижения науки. Идеалистический характер взглядов позитивистов проявляется в истолковании ими понятия опыта. В опыте, утверждают позитивисты, человек не может установить объективный характер предметов, явлений, проникнуть в их сущность, ибо он имеет дело только со своим внутренним миром, не выходит за пределы своих восприятий, переживаний. В рамки субъективного опыта человека позитивизм стремится заключить все научное познание.
Позитивизм возник во второй трети 19 в. Его основателем был Конт (Франция). Большую роль в разработке позитивистских взглядов в этот период сыграли также Милль, Спенсер (Англия). Дальнейшее развитие позитивизма связано с именами Маха и Авенариуса (кон. 19в.) — основателями эмпириокритицизма («второго» позитивизма). Если основоположники позитивизма объявляли открытым вопрос о том, существует ли материя реально, то для эмпириокритиков (махистов) материя — лишь связь ощущений. Третьим этапом в истории позитивизма является неопозитивизм, возникший в 20—30-е гг. 20 в. Его называют также логическим (лингвистическим) позитивизмом, т. к. объектом философии он объявляет логическую структуру науки, ее язык.