Смекни!
smekni.com

История философии (часть I) (стр. 8 из 23)

· «закон единства и борьбы противоположностей».

Эти законы диалектики образуют своеобразный понятийный каркас, позволяющий диалектически смотреть на мир, описывать его с помощью данных законов, не допуская абсолютизации каких-то процессов или явлений мира, рассматривать последний как развивающийся объект.

В учении о бытии Гегель началом движения всех логических категорий выделял чистое бытие. Это самая пустая абстракция, совершенно лишённая определений и потому равная своей противоположности, т.е. ничто. Речь здесь идёт, разумеется, не о том, что наличие предмета равно его отсутствию - утверждать подобное бессмысленно; Гегель рассматривает не бытие того или иного предмета, а бытие вообще, мысль о котором настолько бессодержательна, что совпадает с мыслью о небытии. Бытие по Гегелю лишено всяких определений, представляет собой чистую отвлечённость и потому равно ничто, ибо ничто есть то же самое отсутствие определений.

Человек размышляя, приходит к мысли, что нужно найти для бытия твёрдое определение, благодаря которому можно было бы отличить его от ничто. Но все такие дальнейшие и более конкретные определения уже не оставляют бытие чистым бытием, каково оно есть непосредственно вначале. Такое стремление находить в бытии или в ничто устойчивое значение, Гегель определяет как ту самую необходимость, которая заставляет бытие и ничто двигаться дальше и сообщает им истинное, т.е. конкретное значение. Развивая свою мысль дальше, Гегель находит истину бытия и ничто в их взаимопереходе, в движении исчезновения друг в друге, или в становлении.

Таким образом, имеются три необходимых момента бытия:

· бытие – тезис,

· ничто – антитезис,

· становление – их синтез.

Продолжая следовать ходу мысли Гегеля, мы видим, что результатом становления есть ставшее, т.е. спокойное единство бытия и ничто. Это ставшее Гегель называет наличным бытием. Наличное бытие выступает уже как бытие с некой определённостью, т.е односторонность и конечность наличного бытия есть качество. Качество, по Гегелю, это такая определённость, которая тождественна с бытием. Гегель придает большое значение категории качества. Это связано с тем, что философ стремится отмежеваться от механицизма, игнорировавшего качественные изменения в мире.

Завершающей категорией учения Гегеля о бытии выступает мера. По его мнению, мера есть истина количества и качества. Эти две категории суть единого целого, меры, представляющей собой завершённое бытие. Всё налично сущее имеет свою меру. Мера обозначает количественные границы, в пределах которых предмет остаётся предметом, т.е. самим собой. Нарушение меры приводит к появлению нового качества.

В своих рассуждениях о сущности в «Науке Логики» Гегель довольно чётко говорит о том, каким образом категория меры переходит в сущность. Здесь он вводит понятие субстрата изменений. Этот субстрат, лежащий в основе изменений, есть сущность, которая просвечивает через пёструю игру изменений, или видимость, и в которую переходит бытие.

В результате Анализируя философскую систему Гегеля, мы можем с уверенностью сказать, что Гегель совершил попытку создать метод, целью которого является анализ развития. При этом, следует заметить, в тогдашнем естествознании, в теоретических и технических дисциплинах и разработках, приближённых к практике технико-экономической деятельности, метод развития ещё не выступал в сколько-нибудь чёткой форме, не был глубоко основан. Произведения Гегеля с самого начала выполняли важнейшую задачу – сформулировать парадигму теории развития, выразить её в обобщённой форме.

Гегелю удается создать грандиозную философскую систему всей духовной культуры человечества, рассмотрев отдельные ее этапы как процесс становления духа. Это своеобразная лестница, по ступеням которой шло человечество и по которой может идти каждый человек, приобщаясь к общемировой культуре и проходя при этом все стадии развития мирового духа. На вершине этой лестницы достигается абсолютное тождество мышления и бытия, после чего начинается чистое мышление, то есть сфера логики.

Вопрос №2

Общая характеристика философии марксизма.

В условиях становления и развития промышленной цивилизации, когда провозглашаемые идеи свободы, равенства и братства, социального равенства и социальной справедливости не нашли своей практической реализации на основе идеалистических воззрений, особое значение приобрели проблемы общественного развития и попытки их осмысления на материалистическое течение. Наиболее видными его представителями являлись К. Маркс (1818-1883), Ф. Энгельс (1820-1895), Г.В. Плеханов (1856-1918), В.И. Ленин (1870-1924)

Философско-социологическое наследие Маркса, Энгельса, Плеханова, Ленина очень велико. Особое место в разработке материалистических взглядов на природу и общество занимают такие работы как «Капитал»(Маркса), «Диалектика природы» (Энгельс), «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю» (Плеханова), «Материализм и эмпириокритицизм», «Государство и революция» (Ленина).

Высшая цель марксизма - разработка и теоретическое обоснование освобождения порабощённого человечества. Марксизм доказывает неизбежность уничтожения всякого рабства, унижения, отчуждения и зависимости людей. В философии этот высший смысл исторического процесса оценивается путём исследования всеобщего практического и духовного опыта человеческого. Такой обобщённый, всемирно-исторический подход рассмотрения действительности не всегда соотносим с конкретными прагматическими задачами.

Маркс развивает идеи Гегеля и Фейербаха по проблеме отчуждения человека, каковыми является экономическое отчуждение, или отчуждённый труд.

Показывая, что в условиях отчуждения теряют свою человеческую сущность не только рабочий, но и капиталист, он раскрывает процесс устранения отчуждения, в результате которого можно достичь всемирно-исторической цели - идеального философского образа универсального человека.

Маркс ведёт острую полемику с теми, кто считает, что уничтожение частной собственности есть средство для достижения полного общественного равенства. Распространение «социального равенства» в том виде как его понимали теоретики глубокоуравнительного коммунизма (равенство труда и его оплаты или «все общее») приведёт к снижению заинтересованности в труде и другим негативным последствиям. Уравниловка, по его мнению, приведёт к тому, что вместо частной собственности капиталистов возникнет всеобщая частная собственность или «община как всеобщий капиталист» (то есть казарменный коммунизм). Распределение по труду - вот основной экономический принцип, который должен лежать в основе первой фазы коммунистической формации - социализма.

Сердцевиной философии марксизма являются фундаментальные классические проблемы: отношение человека к миру и мира к человеку, отношения людей между собой и сущности человека вообще. К. Маркс и Ф. Энгельс преодолели ограниченность и недостатки метафизического материализма, создав диалектический материализм и разработав диалектический метод на материалистической основе, обосновали сущность материалистического понимания истории и вскрыли основной социологический закон, общие законы общественного развития, обосновали единство теории и практики в процессе познания.

Большой вклад в развитие философии марксизма внёс В.И. Ленин. Он развил марксистскую теорию познания, как теорию отражения, разработал основные положения учения об истине, сформулировал основные категории материализма / материя, сознание, познание и др. /, обобщил достижения современного естествознания, предложил методологические основы оценки различных философских течений, школ и учений и на этой основе проводил анализ общественных процессов, осуществлял практическую деятельность по преобразованию общества.

Введение принципа практики в познавательный процесс позволило марксистам решить проблему тождества мышления и бытия, взаимосвязи теории и практики, проникать в сущность процессов / «Вещей в себе»/, а распространение материализма на познание общественных явлений позволило рассмотреть в целом проблему взаимосвязи мира-общества- человека, представить общество как целостную систему и определить возможности его преобразования на научно-методологической основе материализма и диалектики. Основное отличие марксистской философии - это тесное единство содержания естественно- научных, философских , социально- политических и научно- социальных идей, ориентация на решение общечеловеческих проблем с позиции социальной справедливости и социального равенства. Можно говорить и о выполнении марксистской теории определённого социального заказа - заказа людей труда, стремящихся видеть критерием распределения социальных благ общестенно-полезный труд.

Выводы:

Отличие марксистской философии - тесное единство содержания философских, социально-политических и научно-социальных идей, ориентация на решение общечеловеческих проблем

Высшая цель марксизма - теоретическое обоснование идей социальной справедливости и

освобождение порабощенного

Сущность философии марксизма: исследование фундаментальных классических проблем, концентрирующихся вокруг отношений мира к человеку и человека к миру, отношений между людьми и сущности человека

Конкретные концепции: о законах истории и развития общества, о сущности и содержании общественного производства в формировании определенного социального типа личности, о значении материального производства в жизни общества, о классовой борьбе, о социальной революции, о роли народных масс и личности в истории, гуманизации общественных отношений и т.д.

Предпосылки и источники возникновения марксистской философии

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ: