ИРРАЦИОНАЛИЗМ (лат irrationalis — неразумный) — это философское учение, настаивающее на ограниченности познавательных возможностей разума, мышления и признающее основным родом познания интуицию, чувство, инстинкт и т.п. Иррационализм считает действительность хаотичной, лишенной закономерности, подчиняющейся игре случая, слепой воле Иррационалистические учения, как правило, возникают в переломные эпохи развития общества и выдвигаются обычно не в форме логически стройных систем, а в виде разрозненных идей, настроений, сформулированных в афоризмах Так, оживление иррационализма наступило в конце 19—начале 20 в , в период превращения капитализма в империализм, когда рухнули буржуазные либерально-реформистские идеалы, надежды на «улучшение» капитализма путем его рационализирования» и использования в этих целях естественнонаучных и технических знаний В этот период появляется ряд иррационалистических учений, и прежде всего «философия жизни» Позднее, в 30-е гг 20 в . выдвигается др разновидность иррационализма — экзистенциализм. Иррационалистические мотивы четко проявились и во фрейдизме В целом иррационализм как антинаучное направление явился питательной почвой для реакционных фашистских теорий, отвергавших научную мысль в угоду прорицаниям вождя, «фюрера», голоса «крови и расы» В этике иррационализм — методологический принцип истолкования природы нравственности, характерный для множества буржуазных теорий морали. в настоящее время объединяет ряд школ (экзистенциализм, неопротестантизм, «гуманистическая» этика, самореализации этика и др ) в особое направление иррационализма в э , существующее наряду с этическим формализмом и натурализмом. Для иррационализма характерно утверждение, что всякая моральная ситуация и положение каждого индивида своеобразны На основе этого делается вывод, что невозможно сформулировать общие принципы морали, тем более обосновать их с помощью рационального мышления и науки, которые якобы неприменимы к области морали т.к. улавливают в многообразном лишь абстрактно общее Практикуемая в обществе мораль, имеющая целесообразный характер, служащая к-л практическим нуждам, объявляется иррацио-налистами «неподлииной» «Подлинная» же нравственность, как и бытие человека в целом, с их точки зрения , не поддается никаким определениям и обобщениям, находится вне законов природы и общества, в ней человек утверждает себя как абсолютно свободное существо в противовес царству объективной зависимости Эта мораль объявляется «творческой», основанной на личном замысле (или на личном истолковании неопределимой воли бога), и считается делом исключительно индивидуальной ответственности каждого таким образом , иррационализм приходит к крайне релятивистскому и волюнтаристскому пониманию морали, к отрицанию объективного значения выбора человеком нравственной позиции. Хотя отдельные течения иррационализма критикуют апологетизм, догматизм и утилитаризм буржуазной морали, они вместе с тем — хотят этого или не хотят их представители — способствуют дезориентации личности в условиях борьбы двух мировоззрений
ИРРАЦИОНАЛЬНЫЙ – т.е. не постигаемый разумом, мышлением, невыразимый в логических понятиях термин иррациональный употребляется для характеристики философских направлений, отрицающих роль разума в познании
ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ — философия существования — иррационалистчческое направление в совр. буржуазной философии, возникшее (после 1 мировой войны — в Германии, в период 2-й мировой войны — во Франции, после 2-й мировой войны — в др. странах, в т. ч. и в США) как попытка создания нового мировоззрения, отвечающего взглядам буржуазной интеллигенции. Идейные истоки Экзистенционализм— философия жизни, феноменология Гуссерля. религиозно-мистическое учение Кьерке-гора. Различают Экзистенционализм религиозный (Марсель, Ясперс, Бердяев, Л. Шестов, М. Бубер) и атеистический (Хайдеггер, Сартр, Камю, С. Бовуар). В экзистенционализме нашел отражение кризис буржуазного либерализма с его поверхностно-оптимистическим миропониманием, с верой в прогрессивное развитие буржуазного общества, который не выдержал испытания бурными событиями 20 в. Экзистенционализм возник как мировоззрение пессимистическое, ставившее перед собой вопрос: как жить человеку, потерявшему либерально-прогрессистские иллюзии, перед лицом исторических катастроф? Экзистенционализм — это реакция на рационализм эпохи Просвещения и нем. классической философии, а также на кантианско-позитивистскую философию, получившую большое распространение в конце 19—начале 20 в. По мнению экзистенциалистов, осн. черта рационального мышления состоит в том, что оно исходит из принципа противоположности субъекта и объекта. В результате этого вся действительность, в т. ч. и человек, предстает перед рационалистом только как объект научного исследования и практического манипулирования, в силу чего такой подход носит «неличный», «безликий» характер. Экзистенционализм, напротив, должен выступить как противоположность вне личной, «объективной» научной философии. Экзистенционализм, таким образом, противопоставляет философию и науку. Предметом философии, говорит, напр., Хайдеггер, должно стать «бытие», в то время как предмет науки—«сущее». Под «сущим» подразумевается все, относящееся к эмпирическому миру, от которого необходимо отличать само бытие. Последнее постигается не опосредствованно (через рассудочное мышление), а лишь непосредственно, открываясь человеку как его собственное бытие, его личное существование, т. е. как экзистенция. В экзистенции как раз и заключена нерасчлененная целостность субъекта и объекта, недоступная ни рассудочно-научному, ни спекулятивному мышлению. В обыденной жизни человек не всегда осознает себя как экзистенцию; для этого необходимо, чтобы он оказался в пограничной ситуации, т. е. перед лицом смерти. Обретая себя как экзистенцию, человек впервые обретает и свою свободу. Согласно экзистенционализму, свобода состоит в том, чтобы человек не выступал как вещь, формирующаяся под влиянием естественной или социальной необходимости, а «выбирал» самого себя, формировал себя каждым своим действием и поступком. Тем самым свободный человек несет ответственность за все совершенное им, а не оправдывает себя «обстоятельствами». Чувство вины за все совершающееся вокруг него — это чувство свободного человека (Бердяев). В экзистенциалистской концепции свободы выразился протест против конформизма и приспособленчества, характерного для буржуазного обывателя, который чувствует себя винтиком огромной бюрократической машины, не способным ч.-л. изменить в ходе событий. Отсюда постоянное подчеркивание экзистенционализмом человеческой ответственности за все, что происходит в истории. Однако экзистенциалистское понятие свободы остается субъективистским; оно трактуется в чисто этическом, а не в социальном плане. Отвергая рациональное познание как не соответствующее тому предмету, с к-рым имеет дело философия, Э. выдвигает метод непосредственного, интуитивного постижения реальности, опираясь гл. обр. на Гуссерля (Хайдеггер, Марсель, Сартр), Дильтея (Хайдеггер, Ясперс), отчасти на интуитивизм Бергсона. Мн. экзистенциалисты (Хайдеггер в поздний период своей деятельности. Марсель, Камю и др.) считают, что философия по своему методу познания стоит гораздо ближе к искусству, чем к науке. Не случайно Э. оказывает такое большое влияние на искусство и литературу Запада, а через них и на умонастроения значительной части буржуазной интеллигенции. Социально-политическая позиция у различных представителей Э. неодинакова.
ЭКЗИСТЕНЦИЯ (лат. existentia — существование) — одно из основных понятий экзистенциализма, означающее способ бытия человеческой личности. Впервые в этом значении термин экзистенция употребляется Кьеркегором. Согласно экзистенциалистам, экзистенция представляет собой то центральное ядро человеческого «Я», благодаря которому это последнее выступает не просто как отдельный эмпирический индивид и не как «мыслящий разум», т. е. нечто всеобщее (общечеловеческое), а именно как конкретная неповторимая личность. Экзистенция — это не сущность человека, ибо последняя означает, согласно теории экзистенциалистов (Сартр), нечто определенное, заранее данное, а, напротив, «открытая возможность». Одно из важнейших определений экзистенции — ее необъекти-вируемость. Человек может объективировать свои способности, знания, умения практически — в виде внешних предметов; он может, далее, сделать объектом собственного рассмотрения свои психические акты, свое мышление и т. д., объективируя их теоретически. Единственное, что ускользает от его как практического, так и теоретического объективирования, а тем самым и от познания и что, таким образом, не подвластно ему,— его экзистенция. Учение об экзистенции направлено как против рационалистического понимания человека, усматривающего сущность последнего в разуме, так и против марксистского его понимания как совокупности общественных отношений.