При ответе на вопрос логически правильно строить ответ следующим образом: представители такого-то учения придерживались таких-то и таких-то взглядов. Это корректно даже при ответе на прямой вопрос.
Относительно лекций можно сказать следующее – в принципе Вы ничего не потеряете, если пропустите часть из них (исключения составляют только лекции, читаемые очень хорошим преподавателем). Несколько иная ситуация с семинарами – их желательно посещать, особенно перед экзаменом -, поэтому постарайтесь попасть к нормальному преподавателю.
В общем, более-менее приемлемым (и самым распространенным) подходом к зачетно-экзаменационным мероприятиям по философии является следующий: философию нужно один раз сдать, а потом забыть.
Записки на полях тетради
(приведены лишь некоторые примеры)
Цитата [3, стр.536]: “Однако, хотя выбирает всегда сам человек, существует своеобразная “техника” проблемматизации человеком своего собственного бытия - философия” и дальше про системы ценностных координат – выбирай какая нравится. – А если это послужит тебе к смерти, уж не осерчай, подумаешь ошиблись…
К вопросу о построении теорий, преподаватель: «Ну что такое хаос, хаос – это отсутствие закономерностей», вопрос из зала: «скажите пожалуйста, отсутствие закономерностей, это закономерность?», ответ: «Да, …», пауза с переходом на другую тему…
Фраза дня: «Экзистировать, это значит – значит слышать зов бытия!» -
(Прагматизм:) “Ситуация практического действия – ситуация с принципиально не полным знанием, т.е. полного знания иметь не получается, а делать всеравно что-то нужно… Таким образом невозможно задерживать действие до тех пор, пока не получишь полного знания.” – последняя фраза ведет к неправильным выводам. Действия бывают разные, пример: предположим перед вами болото, взять палку и прощупать почву, пытаясь понять, можно ли здесь пройти – одно действие, а сказать “всеравно я не буду иметь полного знания” и пойти напрямик – совершенно другое действие…
Часто – очень разумно не предпринимать судьбоносных шагов не разобравшись в основных закономерностях.
Послесловие
Известный философ экзистенциалист – Камю сказал следующее: «Есть лишь одна по настоящему серьезная философская проблема – проблема самоубийства – решить, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее продолжить…» - и вот решение этой «самой серьезной» философской проблемы находится в самом начале Евангелия. Что делает жизнь людей ужасной? – сами люди или точнее то, что в Библии названо грехом. Никакая ФИЛОСОФИЯ НЕ СПАСАЕТ от этого! Спасти может только Бог, который создал человека, а потом умер и воскрес для его оправдания. Если люди не видят Бога, разве из этого стоит делать вывод, что его нет? Разрешите задать Вам вопрос: «А вы когда-нибудь обращались к Богу?» - большинство людей, которые говорят, что Его нет никогда этого не делали. Но написано:
«Когда ты взыщешь там Господа,
Бога твоего, то найдешь Его, если будешь
искать Его всем сердцем твоим и всею душою твоею.» [4, Втор.4:29]
и еще:
«Просите и дано будет вам, ищите и найдете,
стучите и отворят вам, ибо всякий просящий
получает, и ищущий находит и стучащему отворят.» [4, Мат.7:7,8]
Оценка, полученная автором при сдаче кандидатского экзамена
по философии: отлично.
Литература
1. Е.Ф. Губский, Г.В. Кораблева, В.А. Лутченко // Философский энциклопедический словарь, Москва, Инфра-М, 1999г.
2. И. Кант, Пролегомены ко всякой будущей метафизике.
3. Г.Г. Кириленко, Е.В. Швецов // Философия - справочник студента, Москва, Слово, 1999г.
4. Библия
Об авторе:
Ласточкин Андрей Викторович, в настоящий момент (2001 год) – аспирант факультета радиофизики Киевского гос. университета имени Шевченко, член христианской церкви «Голгофа», автор нескольких научных публикаций, посвященных обработке сигналов.
E-mail: airman@ukrpost.net