Вступление
Когда студент, какого либо не гуманитарного факультета, впервые приходит на лекцию по философии, он встречается там с тем, с чем он ранее «в таком объеме» скорее всего не встречался. Действительно, методы, позволяющие «проглатывать» длинные математические формулы здесь мало подходят, человек оказывается неподготовленным к ведению такого рода бесед, чем собственно и пользуются преподаватели. Однажды, проходя мимо механнико-математического факультета, я услышал фразу: «когда выходишь с философии, чувствуешь, что тебя как будто в центрифуге прокрутили», что, в общем, отражает состояние, которое может возникнуть. Человек чувствует, что что-то не так, но не может аргументировано высказать это (из за необычности примененных к нему приемов) и формально оказывается неправым. Для того, чтобы немного прояснить этот вопрос, а также, поделиться собственным опытом, и написана эта работа. Далее, для того чтобы отделить основные утверждения автора от цитат и «чужих высказываний», они (авторские слова) будут писаться курсивом.
Философия это…
Уже давно существует вопрос - является ли философия наукой, для «выяснения» этого апеллируют в основном к тому, что понимать под наукой и т.д. Цитата зав. каф. философии естественно-научных факультетов Киевского университета: «Философия – это не наука, философия не отвечает на вопросы, она их задает…». Реально, на сегодняшний день, философия во многом представляет собой набор софистических* инструментов для введения в заблуждение.
Синкретичность
Философия обладает так называемыми синкретическими свойствами. Это означает, что теории философии – противоречат одна другой. Существует понятие «скандала в философии»: философия, не смотря на свои тысячелетние усилия, не открыла еще, кроме нескольких логических аксиом, никаких положений, признаваемых всеми философами в качестве очевидных (т.е. все остальное в философских теориях опровергается с точки зрения других философских теорий). «В этом заключено отрицание сущности философии: «То, что из непреложных оснований признается каждым, становится тем самым научным познанием и не является больше философией» (К. Ясперс)»[1].
В общем, по своей природе, философия должна обладать такими свойствами, т.к. если все философы придут к одному мнению, то получится – религия («лже…» - конечно), а лжерелигий уже итак достаточно…
Софистические приемы
Кант определил софистику как нечто, что имеет вид логики, но на самом деле таковой не является. Софистика может реализовываться разными путями, в частности на основе того, что слова обычно имеют несколько смыслов, а также на замаскированных ошибках в доказательстве и др. Пример: В одной из своих книг Кант написал следующую фразу: “Солнце, своими лучами, есть причина теплу” [2]. Вроде бы безобидная фраза (предположим вы
*Под софистикой (согласно Канту) я понимаю то, что имеет вид логики, но на самом деле таковой не является.
с ней согласились), но дальше можно сказать так: “Без солнца никакое тепло невозможно, т.к. как может быть то, у чего нет причины.” Итак, если Вы согласились с первой фразой, то на второй фразе Вы попали в ловушку и основная ошибка в рассуждениях кроется не во второй фразе, а в первой (т.к. тепло – это среднекинетическая энергия движения молекул и оно может существовать без солнца). Таким образом первая фраза в общем неправильна и ее лучше перефразировать к примеру так: “Попадание на предмет солнечного света приводит к его нагреву.” Если Вы услышали фразу, чувствуете, что что-то здесь не так, но не видите в чем ошибка и вроде «по логике» все так – не спешите соглашаться, запишите это и подумайте дома в спокойной обстановке, что же все-таки неправильно. Такое обдумывание позволяет Вам «разложить все по полочкам» и выстроить собственную систему взглядов, и в то же время препятствует навязыванию Вам других «идей» (в большинстве случаев - неправильных). Единственная оговорка – когда такой некорректной информации много, то лучше ее вообще не слушать или найти один – два принципиально неправильных момента – просто «для понимания» и заняться чем-нибудь другим, чтобы не тратить свое время на такие вещи (объяснять «всем», почему они не правы – очень неблагодарное занятие).
Еще один момент, который полезно знать это то, что у философов есть свой собственный «словарный запас», состоящий из переобозначенных слов русского (или другого) языка, т.е. в некоторые слова и выражения они вкладывают совсем не то значение, что остальные люди. К примеру, слова нашего философа: «мир посылает человеку определенные сигналы» нужно было понимать следующим образом: «каждый человек по особому воспринимает этот мир». Таким образом, услышав что-то «заумное», нужно не интерпретировать это сразу, а попытаться понять, уточнить, что же этот человек хотел сказать и, возможно, не согласиться с его формулировкой, предложив свою, использующую слова в их обычных значениях.
В принципе, софистических приемов – очень много, часто их можно увидеть и в обычной жизни, поэтому – будьте внимательны… -
Над чем все-таки стоит подумать
В философии есть ряд тем, которые, если не делать далеко идущих выводов, интересны сами по себе. Дело в том, что невозможно учесть все нюансы заранее и поэтому, глобальные выводы, сделанные на промежуточных этапах, как правило, ошибочны.
Пример: Известно, что существуют 2 типа частиц: частицы и античастицы (прим. электрон и позитрон), которые при встрече аннигилируют (т.е. исчезают) с испусканием кванта света и с другой стороны пару частица-античастица можно «выбить из вакуума» мощным пучком света. Наш мир состоит из частиц, а античастицы «живут» разве что в лабораторных условиях, но не смотря на это, мы можем посчитать и сказать какие физические законы действовали бы, если бы мир состоял из античастиц. Теперь, если назвать то, что существует – бытие, а то, чего не существует – небытие, то мы можем сказать следующую фразу: «небытие - определено», т.е. этого еще нет, но если бы это было, то это было бы именно так, а не иначе…
Чего не нужно искать в философии
Однозначно можно ответить на этот опрос следующим образом: в философии не нужно искать ответа на то, как нужно жить и вести себя в этом мире. Теоретическим свидетельством этого является синкретичность философии (т.е. один философ говорит так, другой иначе и они никогда не придут к одной точке зрения), а практическим свидетельством являются жизни самих философов. Как умер Платон, как умер Ницше… Один из древних философов убил нескольких своих учеников. У многих философов был плохой характер и они жили раздраженные на весь мир… Если посмотреть повнимательнее, то мы придем к выводу, что у подавляющего большинства философов были весьма серьезные проблемы в жизни, связанные, во первых, с ними самими (а не с тем, что их окружало). И их теории не от чего их не спасли!
Фраза, сказанная преподавателем на лекции: «В известном смысле и философия из этого выросла: по отношению к вопросу спасения человек видит, что многое зависит не от него и многие вещи не человек решает, и тогда он спрашивает: а как же это на самом деле?»
Самое «рекламируемое» в философии мнение по этому поводу состоит в следующем: «вот много теорий, выбирай; как ты считаешь правильным, так это и есть», но разве это ответ на вопрос?*
Итак, человек может только тогда нормально «относиться» к философии, когда у него есть свои собственные твердые убеждения.
(На основании чего человек, у которого нет твердых убеждений, скажет что, то или другое не правильно?)
Подготовка к экзамену
Выучить философию невозможно! Также не представляется возможным и «вывести на основании общих соображений» то, что не дочитал или не знаешь. Поэтому следует обратить особое внимание лишь на те вопросы, которые любит задавать преподаватель. Ниже приведены примеры дополнительных вопросов, заданных на кандидатском экзамене по философии.
Вопрос аспиранту физического факультета: «А как в Вашей жизни, наука – это самое главное?» Человек, который пошел в аспирантуру, как правило, не равнодушен к науке и некоторые таки отвечают «Да.», но такой ответ – не правильный, т.к. наука – это лишь средство (или инструмент, с помощью которого мы можем что-то делать) и есть много вещей в жизни, которые важнее науки. Преподаватель же, после такого ответа, считал своей обязанностью привести человека к противоречию следующими двумя – тремя вопросами.
Вопрос аспиранту факультета географии: «Скажите пожалуйста, философия, это наука или не наука?», -«Философия, это не наука»; «А география это наука?» -«География, это наука». «Хорошо, тогда назовите мне хоть одну географическую теорию, вон в физике сколько теорий и в философии тоже, а в географии?» -ответа не последовало… Дело в том, что география – это такая область, где уже многое известно; там были собственные теории (типа земля – это большой остров, а вокруг – море и др.), но сейчас теории в основном появляются «на стыках»: география-геофизика, география-экономика и др.
Учить же следует лишь ту небольшую часть информации, незнание которой может быть фатальным для сдачи экзамена (обычно это несколько тетрадных страниц с информацией о том какой философ какого учения придерживался и общие идеи нескольких основных философских течений).