Смекни!
smekni.com

Культура и философия (стр. 3 из 4)

Национальные особенности народа придают куль­туре неповторимый колорит и своеобразие. Принято говорить, например, о немецкой педантичности, о дол­готерпении и щедрости русского народа, о прагматич­ности американцев, остроумии французов и т.д. Наци­ональное своеобразие имеет место и в материальной, и в духовной культуре. «Дух народа» наиболее очеви­ден в его языке и литературе, в танцах и песнях, в одеждах и нравах. Каждый народ имеет свои устояв­шиеся традиции. Например, у славян в день Радуницы (поминовение родственников) «с утра пашут, днем пла­чут, а вечером — пляшут»; перед выдачей девушки замуж устраивают ей «смотрины» и т.д. Духовная куль­тура народа означает также присущий для него при­оритет одних ценностей другим. Так, русскому челове­ку издавна было свойственно отстаивать общечелове­ческие ценности и отвергать индивидуализм. Разумеет­ся, в русском народе частная собственность не отрица­лась как ненужная. Но россияне как никто другой чув­ствительны к случаям социальной несправедливости, обмана и нечестного обогащения. Эта моральная тра­диция, глубоко социальная по своей сути, всегда по­буждала русских людей воспринимать и само государ­ство не как нечто нейтральное и безразличное к лю­дям, а как заступника и гаранта социальной защиты и справедливости. «Дух народа» проявился у россиян и в их тяге к общинному способу хозяйствования, в не­развитости института частной собственности на земле.

Общинная психология русского народа, конечно же, способствовала длительному существованию крепост­ного права с его принципом «круговой поруки», уко­ренению практики принудительного труда.

Влияние выдающейся личности на развитие куль­туры очевидно и в особых комментариях вряд ли нуж­дается. Можно бесконечно долго говорить о вкладе в культуру со стороны гениальных и талантливых изо­бретателей и конструкторов, ученых и пророков, ху­дожников и композиторов, политиков и государствен­ных деятелей. Все они — творцы культуры в самых разных ее проявлениях. Они — «биофилы» (созидате­ли и любители жизни), в отличие от «некрофилов» (разрушителей передовой человеческой культуры и самой жизни). Последние — это варвары по отноше­нию к культуре, и слава их - «геростратова».

Преемственность в культуре означает активное вли­яние прошлого в ее содержании на настоящее. Без та­кой связи времен невозможно накопление общечелове­ческого опыта и дальнейший прогресс в культуре. Иначе говоря, преемственность есть «времен связующая нить» в культурном процессе. В случае обрыва этой нити наступает так называемая социальная амнезия, т.е. утрата социальной памяти. Тогда из культуры выпада­ют иногда целые пласты, накопленные предшественни­ками. Новые же поколения людей начинают жить лишь на почве собственного материала, в отрыве от своих корней. Возникает социальная забывчивость, т.е. вы­падение из культуры опыта предшествующих поколе­ний и его забвение. Нечто подобное происходило в фа­шистской Германии в 30-е гг., когда фашисты сжигали книги своих знаменитых соотечественников — Маркса, Энгельса, Гете и др. Такое было и в нашей стране, ког­да в 20-е годы большевики вынудили эмигрировать за границу цвет отечественной духовной культуры — пи­сателей, философов, музыкантов. Социальная амнезия — это всегда катастрофа культуры, а ее последствия ска­зываются долго и вряд ли могут быть восполнены.

Диалог культур представляет собой их активное вза­имодействие и взаимообогащение. Известно, например, что на культуру Руси огромное духовное влияние ока­зала Византия, а на развитие ее философской мысли активно повлияло французское Просвещение XVIII в. и классический марксизм. Деятельность реформаторов оправдывается тем, что они как бы прорубают «окно» для свежего ветра других культур. Именно такую роль в истории русской культуры сыграл Петр Великий, открывший «дверь» в Западную Европу с ее богатой материальной и духовной культурой. Россия как ника­кая иная страна нуждается в диалоге с другими нацио­нальными культурами. Она находится на стыке двух континентов, Европы и Азии, и исторически призвана соединять различные культурные потоки. Разумеется, следует иметь в виду, что всякий поток несет с собой и «пену». В культуре — это ее суррогаты, т.е. низкоп­робные образцы. Удачным примером соединения «чу­жих» культур со своей собственной являются такие страны, как Япония, США. Диалог культур ведет к их синтезу, т.е. сложному соединению и взаимодействию культурных потоков и ценностей.

В силу социальной дифференциации общества в со­держании культуры всегда имеется социально-классо­вые (идеал, интересы и др.), национальное (психологи­ческий уклад, язык и др.) и общечеловеческое (про­стые нормы нравственности, единые формы мышления и др.) начала. Культура включает в себя традиционное, т.е. сложившееся и устойчивое. Это то, что накоплено, освоено и проверено на практике, например, технология производства вещей, способы земледелия у различных народов и т.д. В России, как отмечалось нами выше, тра­диционным был общинный образ жизни, имело место «ве­чевое» (соборное) начало в демократии. Но культура несет в себе и новаторское (новое), без чего невозможно ее дальнейшее прогрессивное развитие. Между традицион­ным и новаторским возможны не только гармония, как например в Японии, но и противоречия и даже конфлик­ты. В политической жизни это проявляется обычно в борь­бе между консерваторами и реформаторами, в педагоги­ке—вполемике между сторонниками старой и новой методик обучения и т.д.

Природа также имеет отношение к развитию куль­туры. Она придает ей некоторую направленность и оп­ределяет отдельные формы культуры. Это заметно по типу орудий труда и способам хозяйствования, по жи­лищу, одежде людей.

Очевидно, что культура как социальный организм развивается под воздействием различных факторов. С учетом многообразия этих факторов можно выделить два основных исторических типа культуры.

Первый тип — это культура так называемого «тради­ционного» общества. Для нее характерно господство ус­тойчивых консервативных традиций и медленное накоп­ление новаций (нововведений). Здесь имеет место невы­сокая степень практического вмешательства человека в природу как объект деятельности и, соответственно, мо­раль ненасилия и гармонии с природой. Экономика ос­новывается на экстенсивном производстве с низкой эф­фективностью. Свобода индивида фактически отсутству­ет, наблюдается зависимость индивида от общего в виде общины, коллектива или же государства. Данный тип культуры был присущ древним обществам (Египет, Ки­тай, Индия), он преобладает до сих пор во многих стра­нах «третьего мира». Важнейшие элементы этого типа культуры (община, несвобода индивида и др.) были пред­ставлены и в истории российского общества.

Второй тип — это культура так называемого «тех­ногенного» общества. Ей присущи динамичное разви­тие науки и техники, активная предметная деятельность человека и его массированное вторжение в природу. Сама деятельность рассматривается как высшее пред­назначение человека и ценится гораздо выше простого созерцания, что свойственно культуре «традиционно­го» общества. В рамках этого типа культуры природа воспринимается, прежде всего как мастерская и кладо­вая, а человек как работник. Человек — это кузнец собственного счастья и судьбы, творец «второй приро­ды», а знание — это его основная сила. «Техногенная» культура создала все предпосылки для впечатляющего прогресса человеческого общества. Вместе с тем она вплотную подвела человечество к собственной гибели,

породив острейший экологический кризис и опасные техногенные катастрофы, разрушение человеческой духовности. Нынешнее российское общество быстро переходит в новую формацию и осваивает элементы «техногенной» культуры, но надо ясно представлять себе все те соблазны и опасности, которые подстерега­ют нас на этом пути.

Вопрос 3-й

Мировая культура многообразна, поскольку она сформировалась в различных исторических, географи­ческих и иных условиях (например, культура земледе­лия, политическая культура и т.д.). Культурное про­странство современного человечества весьма многоли­ко, поскольку оно суммирует исторический опыт всех стран и народов мира. Культура каждого народа всег­да уникальна; она воплощает в себе его исторический путь и судьбу, его «нишу» в потоке истории общества.

Несмотря на разноликость, мировая культура все же едина, так как она взаимосвязана. Это единство стало активно складываться по мере становления все­мирной, т.е. целостной истории человечества. Большую цивилизующую роль в этом деле сыграл капиталисти­ческий рынок. В считанные столетия он уверенно раз­рушил сложившиеся в средние века национальные пере­городки и превратил нашу планету в общий дом для человечества. Открытие в 1492 г. Америки Х.Колум­бом имело в этом смысле действительно всемирно-ис­торическое значение, поскольку активно способствова­ло преодолению обособленности стран и народов мира. Разумеется, диалог культур имел место и ранее, но он носил не всемирный, а лишь локальный характер (на­пример, связи и взаимодействия между странами Сре­диземноморья). XX в. резко ускорил процесс сближе­ния и взаимодействия региональных и национальных культур. В настоящее время налицо две основные тен­денции в развитии современной культуры

Первая — это стремление к своеобразию и непо­вторимости, к сохранению собственного «лица», что наиболее очевидно проявляется в языке, литературе, фольклоре. Данная тенденция закрепляется становле­нием и развитием самостоятельных (суверенных) госу­дарств. Благодаря этому современный мир и есть много­красочное целое, и каждая страна или регион вносят в эту картину собственные штрихи. Отдельные очаги культуры имеют самобытность и часто непохожи друг на друга (например, национальные религии, системы права, экономические модели и т.д.).