Смекни!
smekni.com

Лекции по философии (стр. 5 из 15)

Учение о государстве.

По Платону, государство – это поселение. Реальному государству предшествует идеальное государство, в котором все равны. Конфликты в человеческом обществе обусловлены неравенством. Платон был одним из первых философов, который связал человеческое зло, социальные конфликты с частной собственностью. И поэтому, стремясь к идеальному государству, Платон учил о необходимости государственных мер по пресечению расширения имущества и роста частной собственности. В решении этой проблемы Платон предполагал два пути: 1. Воспитание детей в отрыве от семьи, т.к. при этом у них складывается одинаковое сознание. Он также предполагал разрушить семью, как форму длительного проживания людей. 2.Ограничение роскоши и расширения личного хозяйства.

По Аристотелю, государство – это завершающая форма организации людей. Ему предшествовали семья и поселение. Аристотель был согласен с тем, что частная собственность – основа хозяйственного неравенства и социально-политических конфликтов. Но в отличие от Платона, он считал, что частная собственность вечна и незыблема. Аристотель считал, что у друзей все должно быть общее. Его позиция: собственность должна быть частной, а распределение - общественным. Поэтому Аристотель оправдывал рабство, считая, что в государстве должны быть начальники и подчиненные. Лучшей формой правления он называл монархию и аристократию и был противником демократии, т.к. она легко перерастала в «охпократию» (охпо - толпа).

Аристотель делил государство на три сословия: аристократию, воинов и мелких земледельцев, ремесленников. Лучше всех государством смогут управлять всадники, т.к. они не обременены заботами о богатстве.

Средневековая философия.

Средние века – это время, когда единство Европы обеспечивалось католической церковью и Папой Римским, как олицетворением Великой Римской Империи.

Раннее средневековье (VI-IХвв. н.э.) характеризуется отвоевыванием европейских земель у арабов. Церковь обладала не только идеологической властью, но и владела примерно третью всех земель и людской массой в монастырях (монахи и монастырские крестьяне). Единственным образованным слоем населения было духовенство. Поэтому юриспруденция и естествознание приводились в соответствие учениям церкви. Мирянам запрещалось читать Библию.

В XIII веке стала складываться общественная система образования. Появились школы и университеты. В Париже открылся университет с четырьмя факультетами: теология, медицина, философия, богословие.

Лекция 8. Проблема бытия в средневековой философии и культура.

1. Особенности средневековой философии и культуры.

2. Патристика, схоластика, аристотелизм.

Средневековая философия формируется под влиянием двух основных факторов: античной традиции и новых мировых религий (христианство I в. и ислам VII в.)

Важные для философии идеи христианства:

1. Разделение бытия на земное и верховное, признание существования Бога единственным истинным бытием и источником всякого другого существования.

2. Чисто духовная трактовка существования Бога – креационизм – идея сотворения мира. В христианстве мир возник из ничего. (Противоположность ему - дарвинизм).

3. В мире действуют как естественные закономерности, так и божий промысел.

Под влиянием мировых религий в средневековье происходит общий процесс сакрализации культуры, т.е. проникновение религии во все сферы жизни. Сакрализация познания проявляется, во-первых, в иерархии наук. Теоретическое обоснование этого: Жизнь коротка, и следует больше заботиться о том знании, которое ближе к спасению души.

1. Теология – наука о божественном, попытка объяснить сущность и деяния Бога.

2. Философия, которая определяется, как «естественная теология», объяснение религии рациональными средствами (законами природы).

3. Тривиум: логика, риторика, грамматика.

4. Естественные науки. Природа – это воплощение замыслов творца, следовательно, изучая ее можно прийти к познанию Бога, но это далекий и косвенный путь.

Иерархия наук дополнялась иерархией способов познания. Высшим способом считалась интуиция, т.к. она одно из проявлений сакрализации, она наиболее близка к божественному откровению. Самый низкий уровень – это практическое познание конкретных вещей.

Религия – это форма знания, принципиально ориентированная на сохранение и поддержание некоторых базовых постулатов, не подлежащих сомнению.

В познании распространение ориентации на сохранение уже имеющихся знаний, а не на производство новых внешне проявилось в возникновении особого познавательного жанра, в котором начинают писаться научные труды – «суммы».

Сумма – обзорный энциклопедический труд, в котором сосредотачивается все знание по некоторому предмету, подводится итог и устанавливаются истинные мнения.

Первую сумму «Источник знания» написал Иоанн Дамаскин (675-753гг.) Она состояла из трех частей: 1.Диалектика – излагалась аристотелевская логика; 2. Сумма против язычников; 3. Истинное изложение православной веры. Он подвел итог развитию патристики и стал основоположником схоластики.

Патристика – первая форма средневековой философии (от лат. патер - отец), буквально означает учение отцов церкви. Т.е. это совокупность религиозных философских учений периода становления христианства, когда формировался и уточнялся канон христианской веры (II-VIII вв.) Деятели этого периода: Климент Александрийский, Тертуллиан, Иоанн Златоуст, Августин Блаженный.

Учение Августина Блаженного: высшее в мире – Бог, главное его свойство – бытие, существование. Таким образом, у Августина появляется идея об уровнях существования. Свободным актом воли Бог создал из ничего материю и пространство. Он продолжает творить все время, иначе мир провалился бы в небытие. Истина в Средние века – это сам Бог. Одно из важных достижений Августина – психологическая концепция времени. Существует реально лишь настоящее, прошлое – это память, а будущее – это только его воля.

Схоластика – вторая форма средневековой философии, сложившаяся на основе определившегося христианства. Схоластика, как метод познания, строится на интерпретации и изучении канонических текстов. Базовый постулат схоластики, как метода: существуют основополагающие тексты, в которых содержится все необходимое знание. Можно решить любую проблему в познании, подобрав соответствующий текст и правильно его интерпретировав.

К каноническим текстам были отнесены Библия, труды отцов церкви, некоторые сочинения Платина и Аристотеля.

Характерная особенность средневекового образования: ученым считался тот, кто хорошо знал тексты и мог подобрать их для обоснования любого тезиса. Определенность собственной точки зрения не важна.

Большинство проблем, обсуждавшихся в средневековой схоластике, не имеет собственного значения за ее пределами, кроме одной. Это проблема соотношения общего и единичного – спор об универсалиях:

1. В вещах существуют как общие, так и единичные черты – какие из них важнее: те, которые определяют принадлежность вещи к определенному классу, или те, которые характеризуют ее индивидуальность?

2. Откуда берется общее в вещах? Обладает ли оно неким самостоятельным существованием?

3. Общие понятия (универсалии) более или менее понятнее, чем конкретные вещи?

В споре об универсалиях определились философские течения номиналистов и реалистов.

Номиналисты – Беренгар, Росцелин, Пьер Абмер, У.Оккам. Их позиция: реальны только конкретные вещи. Общие понятия – это всего лишь их имена, а имя – это всего лишь набор звуков, «колебания воздуха». Общие понятия никакой реальностью не обладают – крайний номинализм, или обладают реальностью лишь потенциально, как возможные идеи нашего разума – умеренный номинализм.

Реалисты – Эриугена, Ансельм Киндерберийский, Аделард Батский, Гильом из Шамю. Их позиция: По-настоящему реальны только универсалии. Конкретные вещи – это результат случайных видоизменений общего. Например, все люди в основном похожи. Индивидуальность – это случайные черты. Эриугена: «Вещи – это результат обличения сущности случайными свойствами». Умеренный реализм полагал, что универсалии образуют вещи, соединяясь с материей. Крайний реализм допускал также, что универсалии могут существовать отдельно от вещей в чистом виде. Представителем умеренного реализма был систематизатор схоластики Фома Аквинский (Томас Аквинат). Он был основателем томизма, как религиозно-философского учения. Он получил прозвища «Пятый Учитель Церкви» и «Ангельский Доктор». Его работы называются «Сумма теологии» и «Сумма против язычников».

Философские идей Фомы Аквинского:

Необходимо различать телесное и духовное бытие, как потенциальное (неустановившееся, колеблющееся) и актуальное (реализованное, полное, совершенное). Абсолютная потенциальность – слабейший вид бытия - материя. Актуальным существованием обладает только Бог. В системе философских категорий абсолютная актуальность – принцип и источник порядка и организованности - форма.

Материя и форма соединяются в вещах. Форма – источник их общих черт. Материя вносит отличия. Фома использует терминологию Аристотеля. Но у Аристотеля материя и форма характеризовались, как соединенные в вещах и совечные. У Фомы материя сотворена Богом в первом акте творения. Существовали и существуют нематериальные бестелесные формы. Аристотелизм развивали также арабские средневековые философы Ибн-Сина и Ибн-Рушд.

Лекция 9. Проблема бытия в философии Нового времени.

1. Новый образ природы и рационального познания.

2. Дискуссии о субстанции и свойствах вещей.

Эпоха Возрождения началась в XIV веке в Италии и в XV-XVI веках повсеместно в Европе. В основе идеологии Возрождения лежит критика средневековой учености, попытка восстановления античной культуры, освобождение всех сфер культуры от формирующего влияния религии – секуляризация.