3. Философия - это предельно обобщённое, теоретическое видение мира.
Термин "философия" происходит от греческого "филео" (любовь) и "софиа" (мудрость) и означает любовь к мудрости, к теоретическим рассуждениям. Впервые термин "философ" употребил древнегреческий учёный и философ Пифагор (580-500 г.г. до нашей эры) по отношению к людям, стремящимся к высокой мудрости и правильному образу жизни.
Само понятие мудрости несло в себе возвышенный смысл, мудрость понималась как научное постижение мира, основанное на бескорыстном служении истине.
Мудрость - это не что-то готовое, что можно выучить затвердить и использовать. Мудрость - это поиск, требующий напряжения ума и всех духовных сил человека.
В следствии этого возникновения развитие философии означало отмежевание от мифологии и религии, а также выход за рамки обыденного сознания.
Философия и религия как мировоззрение часто решают сходные задачи по объяснению мира, а также воздействия на сознание и поведение человека.
Их коренное отличие состоит в том, что религия в решении мировоззренческих задач опирается на веру, а философия есть отражение мирав теоретической, рационально понятной форме.
Черты философского мировоззрения:
1. Философское мировоззрение это теоретический взгляд на мир с позиций активного существа, осознающего как самого себя, так и то с чем ему приходится взаимодействовать. Это совокупность фундаментальных идей о человеке, о мире и об отношении человека к миру. Эти идеи позволяют людям сознательно ориентироваться в мире и обществе, а также мотивировать свои поступки.
2. В философии сформировался жёсткий категориальный аппарат : логос, причинность, закон, идея, необходимость и т.д.
Язык философии - не образы, не картинки, а категории.
3. Философия логична и доказательна.
Положения философии не просто утверждаются, а выводятся, доказываются в соответствующей систематизированной, логически упорядоченной форме.
4. Философия - рефлективный тип мировоззрения. В нём содержатся размышления над собственными представлениями о мире и месте человека в этом мире т.е. размышления над собственными размышлениями.
5. Свободомыслие - объективный принцип философии. По самой своей природе философия требует размышления, сомнения, допускает критику идей, отказ от веры в догматы и постулаты.
Вывод:
1) Исходные типы мировоззрения сохраняются на протяжении всей истории.
2) "Чистые" типы мировоззрения практически не встречаются и в реальной жизни образуют сложные и противоречивые сочетания.
Природа философских проблем.
Философские проблемы - это проблемы не об объектах (природных или сотворённых людьми), а об отношении к ним человека. Не мир (сам по себе), а мир как обитель человеческой жизни - вот исходная точка зрения философского сознания.
"Что я могу знать? Что должен делать? На что могу надеяться?", - именно в этих вопросах заключены, по Канту, высшие интересы человеческого разума.
Философские вопросы - это вопросы о судьбе, предназначении человека и человечества.
Не философы придумывают эти вопросы. Их создаёт жизнь. Они предстают как фундаментальные противоречия живой человеческой истории, имеющие открытый, независимый характер. Проходя через всю человеческую историю, выступая в определённом смысле как вечные проблемы, они приобретают в различные эпохи, в различных культурах и свой конкретный неповторимый облик. Философы - в меру своих сил и способностей - решают эти вечные, смысложизненные вопросы. Сам характер философских проблем таков, что простой, однозначный, окончательный результат их разрешения невозможен, их теоретическое решение мыслится не как окончательное, снимающее проблему, а как решения призванные:
-резюмировать прошлое
-определить конкретный облик проблемы в современных условиях
-прагмастически осмыслить будущее
Философия, постигая историческую эпоху, опережающе отражает направления и пути развития человечества, предупреждает о скрытых опасностях.
Универсальной проблемой философии является проблема взаимоотношения "мир - человек". У неё много обличий: "субъект - объект", "материальное - духовное", "объективное - субъективное" и т.д.
Издавна философы страшились выделить в этой универсальной проблеме главную, так называемый основной вопрос философии.
В марксистской философии этот вопрос был сформулирован Ф. Энгельсом: "Великий основной вопрос всей, в особенности новейшей философии, есть вопрос об отношении мышления к бытию".
Такой подход к формулировке основного вопроса философии базируется на фундаментальных фактах человеческой жизни:
-существуют материальные явления и духовные (сознание, воля, мышление);
-каждый человек выделяет себя из всего того, что его окружает и отличает себя от всего другого;
-он соотносит свои цели с действительностью, оценивает действительность.
"Двойственный" характер человеческой, "удвоение" человеком себя и своего мира в сознании является базисом выделения в качестве основного вопроса об отношении материального и духовного.
Основной вопрос философии имеет две стороны:
Первая:что первично - дух или материя? В зависимости от ответа на этот вопрос философы делятся на два главных направления.
Представители первого - материалисты - за основу берут материю, а сознание рассматривают как нечто вторичное, зависимое от материи.
Разновидности: метафизический материализм, вульгарный материализм, диалектический материализм.
Представители второго - идеалисты - первичным считают дух, сознание, а материальный мир, вторичным.
Идеализмсуществует в двух основныхразновидностях: -субъективный идеализм - представители которого считают первичным сознание человека, субъекта;
-объективный идеализм - сторонники которого считают первичным дух, существующий незавимо от человека.
Материализм и идеализм - это монистические направления в философии (греч. монос - один), так как то и другое направление за основу берут какое-то одно начало.
Наряду с философским монизмом существует течение дуализм (лат. дио - два), сторонники которого рассматривают материю и сознание как два параллельных начала.
Вторая сторона основного вопроса философии: Познаваем ли мир?
Большинство философов утвердительно отвечает на этот вопрос.
Однако часть философов отрицает возможность познания мира полностью или частично. Это были представители агностицизма (греч. а - нет, гносис - знание).Часть философов признавая познаваемость мира, выражаласомнение в достоверности знаний, их называлискептиками, а направление - скептицизм (греч. скептикоз - критикующий).
Рассматривая основной вопрос философии, необходимо отметить, что далеко не все философы с ним согласны. Более того,большинство философов, в прошлом и сейчас, даже и не считают своим важнейшим делом решение именно этого вопроса.
На первый план вразличных философских учениях выносятся проблемы путей достижения истины, проблемы нравственного долга, свободы, практики и др.:
-Французкий философ А.Камю "Вопрос о смысле жизни я считаю самым неотложным из всех вопросов";
-Русский философ Н.А.Бердяев - основная проблема - проблема свободы человека: его сущности, природы, предназначения;
-Немецкий философ П.Рикерт - проблема зла и насилия.
Но тем не менее, любой философ, рассматривая ту или иную проблему, так или иначе рассматривает соотношение "мир - человек", а значит хочет он того или не хочет, обращается к основному вопросу философии.
Философия в системе культуры
Как продукт духовной деятельности людей, философия является неотъемлемой частью культуры человечества.
Сама по себе культура (в широком смысле слова) является совокупностью материальных и духовных ценностей, выработанных человечеством, а также деятельностью людей по воспроизведению и обновлению социального бытия.
Отсюда, жизнь человека протекает в системе ценностей, которые для него - это ориентиры в выборе своей судьбы. Ориентация индивидов на систему ценностей и подчинение нормам общежития лежит в основе их приобщения к культуре и выработки у них гражданских качеств. Умение жить в обществе - это не дар природы, а культурное достояние. Философия имеет прямое отношение к теоретическому осмыслению мира ценностей. Само появление философии - это рождение особого, вторичного типа общественного сознания, направленного на осмысление уже сложившихся форм практики, культуры.
Отсюда, в целом философское знание есть сердцевина духовной культуры общества, и чем богаче та или иная философская концепция, тем более широкое поле структуры делается в ней предметом мировоззренческого осмысления.
Выводы по первому вопросу:
1. Возникновение философии есть закономерный результат развития общественного сознания, коренной поворот в духовной жизни общества.
2. Возникновение философии тесно связанно с заменой миросозерцания на мировоззрение, которое, в свою очередь, является сложным интегральным образованием знаний, ценностей, эмоций, воли, убеждений, веры, сомнения.
3. Истоками философии явились мифология и религия, но в отличии от последних, философия в объяснении мира и человека опирается не на веру, а на мощь разума, на способность его к научному исследованию реальности, в результате чего становится основой научного мировоззрения.