Смекни!
smekni.com

Лекция Философия как мировоззрение (стр. 4 из 6)

ВОПРОС №2

Философия как наука. Предмет и функции

философии.

1) Проблема личности философии.

Философия возникла раньше науки. По своему происхождению (как тип мировоззрения) она - донаучная форма сознания. С возникновением науки, в особенности науки опытной и математической, встал и реальный вопрос о взаимоотношении этих двух основных форм рациональ­ности.

А) Ряд философов отрицают её принадлежность к миру науки, выдвигая следующие аргументы:

1. Философские воззрения не нуждаются в подтверждении фактами, наблюдениями, экспериментами, т.е. не удовлетворяют критерию научного знания;

2. Утверждения философии эмпирически (т.е. в опыте, эксперимен­те) неопровержимы (как например опровергнуть утверждение, что в основе развития природы лежит саморазвитие духа);

3. В философии никогда не было положений, признаваемых всеми философами, для неё характерен плюрализм взглядов, и каждый самостоятельный мыслитель создаёт собственную философскую систему.

Выдвигаются и аргументы, провозглашающие ненаучность методов, проблем, языка философии.

Эти претензии к философии имеют место в силу того, что филосо­фия не противоположна науке, но и полностью не сводима к ней.

Это можно рассмотреть через то, что объединяет и различает нау­ку и философию.

Общее и различное в философии и науке.

1) Общее: Философия и наука опираются по преимуществу на разум и нуждаются в рациональном знании.

Различие: Философия опирается на совокупный опыт человечества. Наука - только на часть опыта.

Т.е.,а)Для философии отличительным признаком является ос­мысление мировогоцелого, единства окружающего ми­ра, что крайне важно для специалиста в любой от­расли народного хозяйства и культурной науки. Частное всегда может быть правильно понято лишь в контексте общего и целого.

б)В науке: качественное разнообразие реальных про­цессов оборачивается в общественном сознании набо­ром научных дисциплин, каждая из которых создается для исследования особого фрагмента действительнос­ти.

2) Общее: Философия и наука, обеспечивая прогресс человечества, создают развивающуюся систему знаний.

Различие:

а)В науке: Научные знания как бы безотносительны к человеку. Например, для физика- ядерщика совершенно безразлично, живут ли в мире физических величин и скоростей некие существа, которым нравятся или не нравятся элементарные частицы, то есть математика, физика, химия, биология и др. науки стремятся изобразить действительность такой, какова она вне человека, без вмешательства его сознания, его страхов и предпочтений.

б) А философия, опираясь на достижения науки, от име­ни человека оценивает научные открытия и даёт им мировоззренческую и целостную оценки, насколько они согласуются с потребностями и интересами об­щества, насколько они вписываются в гуманистичес­кие идеалы и делают человека более счастливым.

3) Общее: Философия и наука, исторически развиваясь, занимаются научным освоением мира.

Различие: Путь их развития при этом различен. Они как бы идут навстречу друг другу.

а)Научное освоение мира идёт от низших, простых форм движения материального мира к формам всё более сложным и высшим, история науки такова: сначала возникает механика, затем физика, за ними химия, биология, позже других - социология.

б)Философия неизбежно антропоцентрична - это её ес­тественное состояние, позволяющее на весь окружаю­щий мир перенести проекцию человеческих отношений. Философ не довольствуется объективной картиной ми­ра. Он обязательно "вписывает" в неё человека. От­ношение человека к миру - вечный предмет филосо­фии. Ницше сказал о философском знании, что оно "человеческое, слишком человеческое".

4) Общее: Философские и научные знания обладают общим свойством преемственности.

Различие:

а) В науке: Научное знание развивается как бы линейно

Т.е. на базе старого знания развивается новое, на нём следующее новое и т.д.

Учёные по образному выражению И. Ньютона, стоят "на плечах" своих предшественников: все они продолжают, развивают одно общее дело.

б)В философии: преемственность имеет два аспекта:

1. Теоретическая составляющая философского знания наследуется более сложным путём, т.к. философская идея многозначна, она может быть развита, продол­жена в разные, даже противоположные направления. Это происходит потому, что решающая роль в рожде­нии нового философского знания принадлежит твор­ческому гению критики.

ДевизК. Маркса - "Подвергай всё сомнению".

2. Как ценностно-личностное проявление духа, фило­софские учения сохраняют свою значимость во време­ни. Этим философия сродни искусству. Великий фило­соф как и великий художник - это выразители своего времени, и именно в этом их творчество их твор­чество имеет вечное, непреходящее значение для лю­дей.

5) Общее: Философия существуют и развиваются как мировое знание, хотя создаются конкретными предшественниками тех или иных народов.

а) Но в науке нет и не может быть немецкой (русской, японской) математики (физики, биологии и т.д.).

б) В философии - в относительной самостоятельности к мировой философии существуют национальные филосо­фии. Русская, немецкая, французская философии - понятия не только допустимые, но и совершенно не­обходимые для того, чтобы вести речь о реальном процессе рождения и жизни философских идей в мире культуры и цивилизации. Идеи философии (в первую очередь со стороны их социального содержания и ге­незиса) глубочайшим образом выражают "душу" наро­да, его внутренний духовный опыт.

6)Отличительной чертой философского творчества является то, что оноглубоко личностно (в отличие от науки, где к одним и тем же результатам приходят разные учёные).

Личность, образ жизни философа не отделимы от его мысли.

В этом философия опять сродни искусству. Подлинный философ как и подлинный поэт, музыкант, художник - уникален. Творимый им мир никто иной сотворить не может ("Феноменальность духа" за Гегеля никто написать бы не смог).

Т.е. всё вышеперечисленное указывает на своеобразность философии как системы научных знаний. И связано это прежде всего с опреде­лением предмета исследования философии. О чём мы будем говорить далее.

Б) Философия как наука.

Распространена и противоположна позиция, согласно которой фи­лософия является наукой.

В истории философии сменили друг друга три подхода к понима­нию философии как науки: староантичное, традиционное, современ­ное.

1) Староантичное понимание философии тождественно понятию науки вообще. Его можно квалифицировать как "протознание (первоз­нание)","преднаука","пронаука". Предмет нерасчленённой науки - вся действительность. В античности философии как науки в современном смысле этого слова не было, как не было физики, биологии и других наук.

2) Традиционное понимание предмета философии связано с именем Аристотеля, который отмечал, что философия как наука о пер­вых началах (учение о всеобщем) - это безраздельно господс­твующая и руководящая наука.Философия - наука наук. Устано­вившееся за ней название "метафизика" (то, что "после физи­ки") стало синонимом философской науки о первых началах, о всеобщем.

3) Современное понимание философии складывалось:

-по мере накопления специальных научных знаний;

-выработки конкретных приёмов исследования;

-развития представлений о закономерностях отдельных облас­тей природы;

-в ходе процесса дифференциации теоретического знания.

Становление философии как самостоятельной науки связано с окон­чательным размежеванием философии и частных наук. Философия и частные науки обрели свой предмет, выделившись из совокупного научного знания.

В сферу философии входит исследование общенаучных, мировоззрен­ческих вопросов, которые имеют место с частных науках, но не могут быть решены в их рамках, с помощью свойственных им специ­альных методов.

В общем смысле:

Наука - это развивающаяся система знаний, связанная с отк­рытием новых явлений и законов, вид познавательной, духовной деятельности. Каждая наука имеет свой объект, предмет и аппа­рат методов исследования (о философских методах исследования будем говорить в следующих лекциях).

1) Объект науки - та область окружающего нас мира, которую изучает данная наука (неживая природа, живая природа, об­щество). Философия своим объектом имеет весь окружающий мир, включая самого человека.

2) Предмет науки - это законы функционирования и развития какой-то одной сферы объекта (например: ботаника и зооло­гия имеют своим объектом живую природу, но:

-у ботаники предмет - растительный мир

-у зоологии - животный мир).

Для философии же существует несколько подходов определения её предмета.

1) Определения онтологического типа:

-Философия - это наука о всеобщих законах движения и раз­вития природы, общества, мышления;

-Философия - это наука о всеобщем в отношении человека и мира;

-Философия - это наука о всеобщих началах сущего;