Смекни!
smekni.com

Лекция Философия как мировоззрение (стр. 5 из 6)

-Философия - это наука о причинах или о "почему" (Т. Гоббс)

2) Определения антропологического типа:

-Философия - это наука о духе, т.к. наука о духе есть

прежде всего наука о человеческом существо­вании.

"Культура ума есть философия" - (Цецерон)

Мы же остановимся на первом определении

Философия - это наука о всеобщих законах движения и разви­тия природы, общества, мышления.

3) Как и всякая наука философия имеет свою структуру, порож­дённую её проблемным полем.

1.Онтология или теория бытия.

Онтологические проблемы - это проблемы устройства мира, бытия:

-существует ли субстанция бытия и какова она;

-что есть движение, пространство, время;

-что такое сознание и как оно возникло;

-какое место занимает в мире человек, какова его природа;

-существует ли цель мирового развития;

-существуют ли законы природы и т.д.

Для обозначения источника существования, того начала, которое даёт любой вещи возможность БЫТЬ, наличество­вать, являться и возникло понятиеБЫТИЯ.

Само понятие БЫТИЯ в разные эпохи времени было неод­нозначным:

-Древняя Греция - это поиск первовещества, из кото­рого всё создано

-Средневековье - бытие равно Богу (Бог всё творит и во всё вдыхает жизнь)

-с 16-17 в.в.- проблема бытия рассматривается как проблема материи с такими её проявлениями как пространство, время, причинность.

-в 20 веке - возникла идея о том, что мировое бытие может быть понято только через бытие человека, и поэтому бессмысленно искать его в сфере естествен­ных наук.

2.Теория познания (или гносеология) - учение о познава­тельной деятельности человека.

Гносеология - очень древняя дисциплина и она тесно связана с онтологией.

Основные проблемы гносеологии:

-познаваем ли мир в принципе

-безгранично ли человеческое познание в своих воз­можностях или оно имеет границы

-как получается знание о мире

-правдивы или ложны наши знания, можно ли вообще познать истину.4

3. Аксиология - теория ценностей.

Ценность - это то, что получает устойчивую положитель­ную оценку, что обладает большим значением для нас (Истина, добро, красота, справедливость, любовь).

Основные проблемы:

-что есть благо;

-какова природа ценностей;

-как они связаны между собой;

-как соотносятся ценности и "факты" реальности и т.д.

4. Праксиология - учение о практике.

Основные проблемы:

-способен ли человек преобразовать мир;

-где граница допустимого вмешательства в естествен­ное развитие природы и общественных процессов;

-каковы принципы оптимальной деятельности и т.д.

5. Кроме того в современной философии выкристаллизировалисьсамостоятельные дисциплины:

-феноменология - теория сознания, рассматривающая сознание как особую действительность, специфический регион бытия, обладающий иными законами, нежели природная реальность;

-социальная философия, рассматривающая внутреннюю организацию общества, его соотношение с природой, взаимоотношения, существующие между социальными группами, роль и положение личности в конкретном социальном организме;

-философия истории, исследует проблемы:

1. Движущих сил истории, её источники, цели

2. Начало и конец истории

3. О субъективном и объективном в историческом процессе;

-философская антропология:

1. Выясняет место человека в мире

2. Устанавливает его особое качество, отличающее его от животных

3. Обнаруживает родовую сущность человека. -этика и эстетика

1. этика - философская наука о нравственности которая изучает, что такое человеческие нравы и как они соотносятся с представлением о должном.

2. эстетика - это теория прекрасного, она анализирует прекрасное и в жизни и в искусстве, задаётся вопросом, где обитает красота, в мире самом по себе или же в нашем сознании и воображении, стремится выявить внутренние законы эстетического.

-а также:

-философия природы (натурфилософия)

-философия науки и техники

-философия права

-философия религии

Все эти теоретические построения - это продукт взаимодействия философии с другими формами общественного сознания. Они не за­нимаются собственно философскими вопросами, а являют собой ис­пользование логико-гносеологических средств для решения миро­воззренческих и методологических проблем науки, религии, ис­кусства и т.д.

Такое использование небесполезно и для самой философской нау­ки. Здесь проверяется эффективность и надёжность философских понятий и принципов.

Структура философии определяет её функции.

Функции философии.

Исходя из рассмотренного подхода к философии как типу миро­воззрения и науки, можно выделить функции философии.

1) Мировоззренческая функция

Исследуя мир в целом и положение человека в нём, филосо­фия выполняет мировоззренческую функцию.

Общество требует от философии ответа на вопросы:

-Каким должен быть мир, чтобы соответствовать человеку?

-Каким должен быть сам человек чтобы соответствовать миру?

-Достоин ли мир того, чтобы в нём жить?

-Достоин ли сам человек того, чтобы выступать от имени жизни?

Отвечая на эти вопросы, философия выступает как основа мировоззрения. Она предлагает систему категорий, выражаю­щих фундаментальные принципы бытия, в том числе и специфи­ку существования человека.

Мировоззренческие принципы различаются как:

-идеалистические и материалистические (в зависимости от того что первично: либо материя, либо сознание);

-диалектические и метафизические (в зависимости от того признаётся в них развитие или нет);

-ноуменальные и феноменальные;

-трансцендентные и имманентные;

-конвенциональные и объективные;

-атрибутивные и модусные;

-экзестенциальные и эссенциальные;

-аксиологические и антологические и т.д.

Мировоззренческие принципы тесно связаны с практической жизнью, с жизненными (экзистенциальными) установками поз­нающего человека.

2) Аксиологическая функция.

Эта функция заключается в опреде­лении: ценностей жизни; системы нравственных, гуманисти­ческих принципов и идеалов; смысла жизни человека.

Об этой функции философии мы говорили в первом вопросе, но отметим, что ценностный аспект философии развивается вместе с ней из эпохи в эпоху:

-в античное время: - главное внимание уделялось полисным (т.е. общественным) ценностям. Но уже в эпоху эллиниз­ма философ Протагор высказывает идею что "Индивидуум (человек) - есть мера всех вещей".

-в Новом времени: Гегель - высшая ценность - государс­тво.

-Русские философы XIX-XX веков в качестве важнейшей ценности выдвигали соборность. Соборность - это орга­ническая, социально-духовная общность людей, в которой каждый индивид раскрывает свои способности во имя процветания сообщества.

Современная философия - выдвигает новые ценности:

-общегуманистические, экологические ценности

-ценности качества жизни и конечно центральная ценность - это сам человек.

Философия не может избавить общество от порождаемых социально-экономическими системами негативных явлений. Но она может оградить систему ценностей от проникновения в неё всего того ложного и критически не проверенного, по­рочного и примитивного.

3) Методологическая функция.

-философия через систему своих категорий, принципов и законов вооружает конкретные науки мыслительным орудием познания мира. Философия сама собой являет всеобщий ме­тод, ибо её предметом исследования выступают наиболее универсальные принципы мышления, всякого познания.

Фи­лософские методы, будучи универсальными, являются необ­ходимым условием решения разнообразных конкретных за­дач, но не подменяют собой специальных частнонаучных методов, а конкретизируется ими.

-философия интегрирует всю совокупность знаний в совре­менном мире. Знания, доставляемые отдельными дисципли­нами столь разнообразны, что они нуждаются в сведении в единую целостную научную картину мира.

Т.о. философия образует методологическую основу для каждой научной дисциплины, достигшей высот самосознания.

4) Гносеологическая функция

-Философия разрабатывает теорию познания, раскрывает за­кономерности возникновения, функционирования и развития познавательной деятельности человека, исследует формы движения к истине, пути и средства проверки полученных данных.

-Философия выявляет наиболее общие идеи, представления, формы опыта, на которых базируется та или иная конкрет­ная культура или общественно историческая жизнь людей в целом. Их называют универсалиями культуры. Важное место среди них занимают философские категории, знание кото­рых имеет важное значение при решении многообразных те­оретических и практических задач.

Место философии в процессе становления профессиональной культуры офицера РВСН.

1. На базе философии формируется система знаний, научная картина мира, правильный образ мира, что позволяет в итоге повышать теоретический уровень личности офицера ракетчика.

2. Философия, создавая нравственный климат общества, формирует духовный мир офицера, его нравственные ценности, отвечает на смысложизненные вопросы.

3. Философия вооружает офицера теорией познания, её методами ду­ховного освоения действительности.

4. По мере усвоения философии логическое мышление становится бо­лее культурным, более правильным, более адекватным действи­тельности; у офицера, иначе говоря формируется диалектический метод мышления, стимулирующий критическое и творческое отно­шение к окружающему миру.