"утверждаю"
начальник кафедры гуманитарных
и социально - экономических дисциплин.
подполковник В. Грабарь
" " 1998г.
ЛЕКЦИЯ №1
ФИЛОСОФИЯ КАК МИРОВОЗРЕНЧЕСКА СИСТЕМА, ЕЁ СМЫСЛ И ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ
Лекция обсуждена и одобрена на ПМК философии
Протокол № от " " 1998 г. Председатель ПМК философии
Полковник В. Карпов
ВВЕДЕНИЕ В КУРС «ФИЛОСОФИЯ»
Товарищи курсанты !
Сегодня мы с Вами начинаем изучать новую. неизвестную для вас (в своем большинстве)область знаний ,которая носит название «Философия».
Перед нами встает ряд вопросов:
-«Зачем нам нужна философия ?»
-«Что есть такое философия ?»
-«Каков ее предмет и смысл?»
-«Как изучать философию?»
Ответив на три последних вопроса мы придем к пониманию первого вопроса.
Отвечая на 4-й вопрос «Как изучать философию?» мы должны исходить из понимания философского знания ,которое позволяет выделить этапы его овладения:
1-й этап: Овладение категориальным аппаратом философской науки ,так как знание категорий является фундаментом успешного изучения философии.
2-й этап: Формирование философско-методологического стиля мышления .
Так как специфика философского познания состоит в том, что она выполняет функцию опережающего отражения действительности.
3-й этап: Знакомство и овладение системой собственно философских методов познания.
Как же построен наш курс «Философии»?
Он рассчитан на 90 часов, читается в 3 и 4 семестрах,состоит из 7 разделов:
Первые три раздела рассмотрим в 3 семестре:
1-й раздел :Роль философии в жизни человека и обществе.
2-й раздел: Человек во вселенной. Философская ,религиозная и научная картины мира.
3-й раздел : Познание , его возможности и границы.
Знание и вера.
В 4-ом семестре:
4-й раздел : Общество :Многообразие культур ,цивилизаций, форм социального опыта .
5-й раздел: Природа человека и смысл его существования .
6-й раздел : Человек в мире культуры .
7-й раздел: Философские проблемы мира, войны и армии.
Учебные занятия проводятся в форме лекций ,семинаров, индивидуальных контрольных собеседований, самостоятельной работы под руководством преподавателя.
Формы отчетности:
4-й семестр - экзамен.
В 4-ом семестре выполняется курсовая работа по философии за которую выставляется оценка в приложение к диплому.
На кафедре организована военно-научная работа курсантов ,в том числе и на ПМК «Философии».
Основная литература :
1. Основы философии. Учебное пособие .Под редакцией Е.В. Попова.
М .: «ВЛАДОС», 1997.
2. Канке В.А. Философия . Исторический и систематический курс. М.: «ЛОГОС» ,1997.
3. Введение в философию , В 2-х частях М.: Политиздат ,1989.
4. Философский энциклопедический словарь .М.: «ИНФРА-М»,1997.
5. Философия. Программа, планы семинаров, практических занятий и самостоятельной работы под руководством преподавателя .Пермь.:1998.
Дополнительная литература :
6. Радугин А.А. Философия курс лекций .М.: «ВЛАДОС»1995
7. Философия .Учебник . Под. Ред. Кохановского В.П. Ростов- на Дону.:»ФЕНИКС» ,1998.
8. Философия .Курс лекций .Под ред. Калашникова В.А. «ВЛАДОС»,1997
9. Основы философии в вопросах и ответах. Уч. Пособие. Ростов - на Дону.: »ФЕНИКС» ,1997.
10. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия .Учебник. М.: «ПРОСПЕКТ», 1997.
ТЕМА:Философия как мировоззренческая система ,ее смысл и предназначение.
План лекции:
Вступление
1 вопрос: Философия как мировоззрение , ее особенности .
Основные проблемы.
2 вопрос: Философия как наука . Предмет и функции
философии.
Заключение
Время:
Аудитория: №
Литература :
1. Основы философии. Учебное пособие .Под ред. Е.В. Попова.
М .: «ВЛАДОС», 1997.с.4-23
2. Канке В.А. Философия . Исторический и систематический курс. М.: «ЛОГОС» ,1997.с.3-9
3. Введение в философию , В 2-х ч. М.: Политиздат ,1989.с20-74
4. Философский энциклопедический словарь .М.: «ИНФРА-М»,1997.с.6-37
5. Философия .Программа, планы семинаров, практических занятий и самостоятельной работы под руководством преподавателя .Пермь.:1998.с.6-113
ВСТУПЛЕНИЕ.
А сейчас переходим к рассмотрению 1-й лекции 1-го раздела курса «Философия»: «Роль человека в жизни человека и общества».
Тема : « Философия как мировоззренческая система ,ее смысл и предназначение».
В чем актуальность данной темы?
1. В период глубинных перемен ,происходящих во всех структурах политики ,экономики , культуры нашей страны, становятся главными проблемы мировоззренческой ориентации человека , осознание им своего места и роли в обществе, социальной и личной активности, ответственности за свои поступки и выбор форм и направлений своей деятельности.
2. В становлении и формировании мировоззренческой культуры философия всегда играла особую роль, связанную с ее многовековым опытом критически- рефлексивного размышления но глубинными ценностями и жизненными ориентациями. Философия во все времена эпохи брала на себя функцию бытия человека, каждый раз заново ставя вопрос о том , что такое человек, как ему жить, на что ориентироваться, как вести себя в период кризисов культуры.
3. Личная значимость данной темы выражается необходимостью уяснения себе ,что такое философия, каков ее предмет и смысл,
в чем состоит ее назначение.
Мы выделили в лекции два вопроса , потому что наиболее распространен взгляд на философию:
· во- первых - как на тип мировоззрения (о чем будем говорить в первом вопросе);
· во- вторых- как на науку (2-й вопрос).
Кроме того , имеют место взгляды на философию:
-как на форму общественного сознания ;
-как на мироощущение
-как на миропонимание;
-как на практическое действие (В. Канке. Философия.).
Вопрос №1:
Философия как мировоззрение, её особенности.
Основные проблемы философии.
1.Объективные и субъективные предпосылки возникновения философии.
Философия - одна из древнейших и увлекательнейших областей человеческого знания, духовной культуры, ставшая в последствии устойчивой формой общественного сознания, зародилась в VII-VI веках до нашей эры в Индии, Китае, Древней Греции.
Возникновению философии способствовали объективные и субъективные предпосылки, сложившиеся на тот исторический период в древнем обществе:
А) Объективные предпосылки:
1) Социально-политические:
-общественное разделение труда;
-систематическое производство материальных благ, содержательно изменившее человека и поставившее его в принципиально новое отношение к природе: приспособление к условиям жизни сменяется их преобразованием;
-разделение общества на классы;
-возникновение государств, городов- мегаполисов с демократической формой государственного устройства (Афины <-> Спарта);
2) Культурно-исторические:
-создание письменности;
-возникновение наук (математики, астрономии, физики, географии, медицины);
-возникновение и развитие различных видов искусства;
-возникновение образовательных учреждений (ликеи, академии);
-наличие в обществе мифологии и религии как здоровых начал культуры.
Б) Субъективные предпосылки - т.е. предпосылки связанные с развитием самого человека, его духовного мира.
1) Осознание древним человеком бытия в целом, самого себя и своих границ.
Перед человеком открывается глубина мира и собственная значимость. Человек начинает осмысливать мир и себя как проблему, начинает ставить радикальные вопросы, ищет понимания и спасения.
Этот духовный процесс имел решающее значение для формирования философии и начался он за тысячелетие до нашей эры, т.е. до рождества Христова. Карл Ясперс, немецкий философ XX века, это время назвал "основным временем". В период между 800 и 200 г.г. до нашей эры произошёл самый резкий поворот в истории, принёсший много необычного.
В этот период:
-в Китае - жили мыслители Конфуций, Лао-цзы, Мо-цзы;
-в Индии - возникли Упанишады, жил Будда;
-в Иране - Заратустра учил о мире, где идёт борьба добра со злом;
-в Палестине - выступали пророки Илия, Исайя, Иеремия и Второисайя;
-в Греции - это время Гомера, философов Фалеса, Парменида, Гераклита, Платона, драматургов Эсхила, Еврипида и Софокла, историка Фукидиды и механика Архимеда.
Всё, что связано с этими именами, возникло почти одновременно в течении немногих столетий в Китае, Индии и на Западе Европы, независимо друг от друга.
2) Сформировавшиеся возможности человеческого сознания и психики, связанные с абстрактным, рационально-чувственным отображением мира
Уже древние философы указали на два источника из которых "рождается" философия:
а) Способность удивляться.
Древнегреческий философ Аристотель считал, что всё наше знание, а философия в особенности обязано такой способности человека, как способности "удивляться". Чем богаче, сложнее духовный мир личности, тем сильнее развита у ней эта способность. Человеку умственно, нравственно развитому приятно и даже жизненно необходима постоянная, непрерывная работа мысли. "Мыслю - следовательно существую", - говорит великий философ и учёный Декарт (XVII в.).
б) Переживание.
Человек не только познаёт мир. Он живёт в нём. Человеческое отношение к миру (и к самому себе) есть переживание, а самым глубоким и сильным в нём является переживание времени, т.е. конечности собственного бытия, переживание неизбежности смерти. Именно смерть называет Сократ (древнегреческий философ V век до нашей эры) вдохновляющим гением философии. Только человек знает о неизбежности собственной смерти, и это заставляет его думать о смысле жизни - а это и есть философствование.