МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ДРУЖБЫ НАРОДОВ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Лобастова Алла
группа 301а
заочное отделение
Оглавление.......................................................................................... 2
Понятие Бога в Учении Спинозы........................................................ 4
I. Всеединство Бога.......................................................................... 4
1. Субстанциальность и причинность Бога.................................... 4
2. Имманентная причинность Бога................................................. 6
3. Свободная причинность Бога: свобода и необходимость........... 6
II. Безличность Бога.......................................................................... 8
1. Свобода от всякого определения.............................................. 8
2. Воля и разум, как определяющие свойства.............................. 10
3. Бог и природа......................................................................... 11
Ш. Антагонизм между понятием Бога у Спинозы и другими религиями. 12
Бенедикт (Барух) Спиноза (1632-1677), великий голландский мыслитель, уже в юношеских сочинениях сформулировал главный для себя философский вопрос: возможно ли истинное человеческое счастье, и если да, то в чем оно состоит и как его достичь? Всю жизнь Спиноза посвятил исследованию этого вопроса. Будучи страстным приверженцем философии Декарта, он, во-первых, исходил из идеала математической строгости в применении разума. Во-вторых, как и Декарт, Спиноза считал, что всякое познание следует начинать с метафизических вопросов. Ход его рассуждений таков: очевидно, что человек не самодостаточен, а включен в мировое целое. Следовательно, вопрос о том, что составляет счастье и как его достичь, может быть решен только после выяснения природы всего, что есть, в целом. Центральным пунктом своей философии Спиноза сделал тождество Бога и природы, которую он понимал как единую, вечную и бесконечную субстанцию, исключающую существование какого-либо другого начала, и тем самым как причину самой себя (cause sui).
Настоящий реферат посвящен именно этой теме. В основу реферата положен научный труд, возможно монография, немецкого историка и философа Куно Фишера «Спиноза. Его жизнь и труды». К сожалению, издательские реквизиты этой интересной книги утеряны. Можно предположить, что она была издана в конце XIX - начале XX века и написана приблизительно в это же время.
I. Всеединство Бога
1. Субстанциальность и причинность Бога
В методологическом строении учения Спинозы читатель познакомился с духом, который руководит всеми его понятиями и устраняет всякую мысль, противоречащую причинной связи. Мир, рассматриваемый в этом свете, есть не система целей, а вечная система следствий; вещи не имеют целей, к которым бы они стремились сознательно или бессознательно, а имеют лишь основания, по которым они следуют; поэтому они не должны также быть оцениваемы по целям или идеалам. Идеал это учение признает идолом, который имеет свое основание не в природе вещей, а лишь в человеческом воображении. Философия, которая сводит все к прототипам или конечным целям и выводит те или иные объяснения из них, является в глазах Спинозы антиподом всякого подлинного и истинного познания; поэтому он равнодушно и почти презрительно отворачивается от философии древности, которая в лице Платона и Аристотеля основала свои величайшие системы на понятии цели. Задача и метод решения даны: порядок вещей должен быть понят из его вечной причины, т.е. выведен из существа Бога. Отсюда первый вопрос: что есть Бог или как должно мыслиться существо Бога?
Понятие, от которого зависит все необходимое познание, есть понятие причины. Чтобы ясно и отчетливо понять порядок вещей в его целом, читатель должен иметь возможность вывести его из первой причины; поэтому должна существовать такая первопричина, которая не зависит ни от чего другого: существо, которое есть причина самого себя. Это понятие Спиноза ставит во главу своей философии и оно образует фундамент всей системы. «Под причиной самого себя я разумею то, существо чего уже включает в себя существование, или природа чего сама по себе должна рассматриваться как уже существующая». Так гласит определение. Но то, что есть в себе и постигается из себя, Спиноза называет в своем определении субстанцией. Этому понятию не соответствует ни одно существо, кроме «causa sui». Иными словами Спиноза высказал положение: субстанция есть причина самой себя, она существует исключительно в силу самой себя и отнюдь не в силу какого-либо другого существа. Она существует не в силу чего-либо другого, следовательно, не обусловлена также каким-либо другим существом и не зависит от него; она зависела бы от него, если бы в какой-либо форме была ограничена, ибо если меня ограничивает другое существо, то я завишу от него и уже не существую в силу самого себя. Но если субстанция ничем не ограничена, то она совершенно неограниченна или бесконечна: ens absolute infinitum. Этим понятием Спиноза объясняет понятие Бога. « Под Богом я разумею абсолютно бесконечное существо или субстанцию». Так выводится важная и многозначительная формула: субстанция- Бог ( substantia sive Deus).
Если бы было много субстанций, то они в каком-либо отношении были бы различны; тогда каждая субстанция была бы тем, что другие не суть, и не была бы тем, что другие суть. Следовательно, каждой субстанции, поскольку она отлична от других, было бы присуще небытие, недостаток или граница, которая уничтожает ее бесконечность и тем самым ее саму. Если бы было много субстанций , то в каждой имело бы место ограничение; субстанция не была бы уже бесконечной, не была бы сама собой. Следовательно, существует не много субстанций, а лишь одна, или, как выражает Спиноза это положение: « Кроме Бога ни одна субстанция не может ни быть, ни мыслиться ». Из неограниченности Бога непосредственно следует его единичность.
«Все, что есть, есть либо в себе, либо в другом». Так гласит первая аксиома. Что есть в себе, называется субстанцией; что есть в другом называется модусом. Поэтому все есть либо субстанция, либо модус. Но вне Бога нет субстанций, вне субстанции нет модусов, вне субстанции и модусов нет ничего; отсюда следует, что вне Бога вообще ничто не может ни быть, ни мыслиться; что, следовательно, все, что есть, есть в Боге. Но если все в Боге, то все вещи должны следовать из необходимости природы Бога; они следуют из существа Бога, следовательно, Бог есть причина всех вещей, они следуют только из Него и ни из чего другого, следовательно, Он есть эта причина исключительно в силу самого себя. Он сам не имеет причины, которая бы предшествовала Ему: следовательно, Он есть абсолютно первая причина.
2. Имманентная причинность Бога.
Это понятие должно быть точнее определено посредством умозаключений: если я произвожу что-либо вне себя, то я являюсь внешней причиной этого. Если я осуществляю что-либо в себе самом, то я - внутренняя причина этого. Бог есть причина всех вещей, все вещи - в Нем, следовательно, он должен мыслиться, как внутренняя причина всех вещей, а не как внешняя: omnium rerum cause immanens,non vero transiens. «О Боге и природе,» - говорит Спиноза, - « я мыслю совершенно иначе, чем христиане нового направления, ибо я считаю Бога внутренней причиной всех вещей, а не внешней. Бог есть действующая причина не только бытия, но и существа всех вещей.»
3. Свободная причинность Бога: свобода и необходимость.
Первичное существо должно мыслиться, как причина самого себя или субстанция, последняя - как абсолютно бесконечное существо, или Бог. Бог есть единственная субстанция и, как таковая, объемлет собою все, поэтому все должно следовать из Него; Он есть причина всех вещей, не только их бытия, но и их существа, и при том их единственная, первая, внутренняя, свободная причина. В божественной деятельности или причинности состоит могущество Бога. Так как вне существа Бога нет причины Его деятельности, то автор не может различать Его могущество от Его существа; оба тождественны: « Dei potentia est ipsa ipsius essentia».
Есть ( в воображении людей ) свобода, которая равносильна произволу, так называемая свобода воли, в силу которой можно одинаково хорошо и делать что-либо и не делать: такая свобода есть крайняя противоположность всякого рода необходимости. Если бы божественная деятельность была свободна в этом смысле, то ничто не было бы необходимым и познаваемым; но если необходимость мыслится так, что она исключает всякое принуждение, а свобода - так, что она исключает всякий произвол, то оба понятия становятся равнозначными. Это равенство свободы и необходимости ясно следует из понятия Бога: являясь причиной самого себя, Он вместе с тем есть следствие самого себя, Он есть то и другое в одном существе. Что постигается как следствие, то необходимо. Бог, как причина самого себя, свободен; как следствие самого себя, Он необходим. Автор не может различать одно от другого: потому в Нем свобода и необходимость совершенно тождественны, Его свобода есть Его необходимость и наоборот. Ибо быть причиной самого себя - значит существовать безусловно необходимо, эта необходимость исключает всякую причину, которая была бы отлична от существа Бога и, следовательно, есть не внешняя необходимость, не принуждение, не насилие, а необходимое следствие из понятия вещи. Эту необходимость Спиноза ясно определил, как противоположность внешней необходимости и обозначил словом вечность.
Необходимость, как насилие, противопоставляется свободе, необходимое следствие, как вечность, противопоставляется насилию или внешней необходимости. Спиноза писал: «Под вечностью я разумею само существование, поскольку оно постигается, как необходимое следствие из простого определения вечного существа».