Александрия Египетская. Александрия, основанная в 332 г. до н.э. Александром Македонским, стала пристанищем многих выдающихся учёных античного мира. Особое покровительство наукам оказывал Птолемей II Филадельф (282 - 246 до н.э.). На протяжении пяти веков большинство астрологов работали в Александрии. В их числе были
· Серапион (рубеж н.э.), одним из первых разрабатывавший астрологию выбора (катархен-астрологию),
· Клавдий Птолемей (II в.) - автор классического астрологического труда "Тетрабиблос",
· Павел Александрийский (IV в.) - автор популярнейшего учебника по астрологии,
· Гефестион Фиванский (380 - ?) - составитель большого компилятивного труда по астрологии "Апотелесматика".
Александрия стала ещё более знаменитой благодаря неоплатонической школе, основанной в 193 г. н.э. Аммонием Сакком, учениками которого были Ориген (помимо всего прочего, имевший оригинальное мнение по поводу влияния звёзд), Плотин (систематизировавший и обогативший астрологические знания) и многие другие. Известнейшие школы гностиков также берут своё начало в Александрии. Филон Иудей (признававший учение о природной симпатии между различными частями вселенной и считавший, что все вещи на земле зависят от звёзд), Иосиф, Ямвлих (интересовавшийся астрологией), Порфирий (развивавший эзотерическую астрологию, среди его сочинений следует отметить "Введение в астрологию"), Климент Александрийский, Эратосфен принадлежали в разное время к этим великим школам и помогли превратить Александрию в один из наиболее справедливо прославляемых оплотов учёности, когда-либо существовавших в истории.
Нехепсон и Петосирид. Ключевыми фигурами эллинистической астрологии являются Нехепсон и Петосирид - греческие астрологи, работавшие в первой половине II в. до н.э. в Египте. Некоторые исследователи считают этих астрологов одним лицом. Они были авторами сочинений по четырём направлениям:
1) астрологические предзнаменования;
2) составление и анализ гороскопа (предполагается, что Нехепсон и Петосирид были первыми, кто установил понятие восходящего знака и использовал его);
3) астрологическая ботаника, преследующая медицинские цели, и литотерапия;
4) нумерология.
Труды Нехепсона-Петосирида, как предполагается, легли в основу всей позднейшей астрологической литературы.
Герметизм. Ряд важнейших астрологических сочинений связан с именем Гермеса Трисмегиста (т.е. Триждывеличайшего), считавшегося основателем астрологии и алхимии. От лица этого божества, отождествлявшегося с египетским богом мудрости и письма Тотом, ведётся повествование в ряде сочинений по астрологии, алхимии, магии и оккультизму, созданных в III в. до н.э. - III в. н.э. Указанные сочинения образуют особое религиозно-философское направление в поздней античности (так называемый герметизм), глубоко повлиявшее на развитие естествознания в средние века и в эпоху Возрождения. Множество других магических, астрологических и алхимических трактатов, авторство которых приписывалось Гермесу, создавались на протяжении всего Средневековья.
Вряд ли в Греции существовали особые культы небесных тел, кроме почитания Луны в Аркадии. Конечно, Солнце и Луна были богами, но богами мифологическими. Некоторые ученые думают, что было бы неверно считать, что греки знакомятся с астрологией только с началом походов Александра. Уже Геродот в своей "Истории" говорит о том, что у египтян "каждый может предугадать заранее, какую судьбу, какую смерть и характер будет иметь родившийся в тот или иной день". Авл Геллий сообщает, что халдеи предсказали по звездам блестящее будущее Еврипида его отцу. Крайне скептически о астрологии отзывается астроном Евдокс Книдский.
Отметим, что Платону принадлежит особая роль в распространении астрологии: когда он выступает в защиту религии от критики софистов, особое внимание уделяется тому, что существуют боги, которые обеспечивают постоянный порядок и строгое исполнение законов - это небесные тела. Вслед за ним божественность небесных тел признавали почти все философские школы, начиная с Аристотеля и стоиков. С другой стороны, широко распространенным было мнение о том, что именно звезды ответственны за изменения погоды на земле. Эти два положения и стали основанием для распространения астрологии в Греции.
Из авторов IV-го века, которым известна астрология, можно также назвать Ктесия и Демокрита. Теофраст, ученик Аристотеля, дивится науке халдеев, которые по небесным знакам могли не только предсказывать погоду, но и судьбу человека или даже целых народов. В эпоху эллинизма греки ближе знакомятся с этой наукой; особую роль в этом процессе сыграли, с одной стороны, греческие колонисты в Месопотамии, а с другой - астрономы, которые получили доступ к вавилонским архивам астрономических записей (так, Птолемей не только сам пользовался записями о затмениях, но и сообщает, что Гиппарх, живший во II в. до н.э., использовал вавилонские таблички для расчета периодов вращения планет). Около 280 г. Бероз, жрец Бела, переселившийся на греческий остров Кос и открывший там астрологическую школу (из нее вышел первый знаменитый греческий астролог Архинопол), дает систематический свод знаний об астрологии в своем сочинении "Babyloniaca". Бероз рассматривает всю историю своей родной страны с позиций астрологии и утверждает теорию катастроф: когда все планеты собираются в знаке Рака или Козерога, то возникает либо мировой пожар, либо мировой потоп. Он был не единственным вавилонским астрологом, передающим свои знания грекам - поколением позже мы обнаруживаем в эллинистическом Пергаме предсказателя Судина. В III в. появляются и астрологи-греки: Эпиген из Византия, который заявлял, что он был учеником халдеев, и Критодам, рассматривающий свое учение как мистерии. Повальное увлечение астрологией начинается во II в. до н.э., когда пишутся популярные пособия (особенно известным было псевдоэпиграфическое сочинение "Откровения Нехепсо и Петосириса"), и в это же время повсюду появляются практикующие астрологи. Это увлечение не было всеобщим: Карнеад, глава платоновской Академии, выдвигает против нее веские обвинения, и даже стоик Панэций отказывается от ее применения. Но, с другой стороны, Гиппарх, знаменитый астроном, составивший каталог 850 звезд, принял это учение. Плиний Старший в своей "Естественной Истории" говорит, что он не может вознести достойную его хвалу, так как Гиппарх лучше, чем кто-либо другой, доказал, что звезды связаны с людьми, а наши души - это часть небес. Это та самая мистическая тенденция, которая окончательно была оформлена стоиком Посидонием: он использовал астрологию в своей космологической и философской системе, которая на долгое время овладела умами. Это знаменовало окончательное закрепление астрологии в античном мире.
Авторами наиболее важных греческих трудов по астрологии были Манефон, Критодем, Птолемей, Доротей Сидонский, Серапион, Гемин, Тевкр, Протагор Никейский, Антиох Афинский, Павел Александрийский, Гефестион Фиванский. Большую роль в оформлении астрологии в стройную систему сыграли выдающиеся астрономы античности Гиппарх и Птолемей.
К тому моменту существовало несколько астрологических систем. Самой древней из них была система вавилонская, большое значение придававшая семи планетам, особенно луне. Греки, как и вавилоняне, основывались на небесных знамениях, но они назвали каждую из семи планет именем особого бога, и перенесли на планеты характеристики бога, известные из мифов. Это стало основой для астрологических предсказаний. Наконец, была и египетская система 36 деканов. Особым явлением в греческой астрологии можно считать Дельфийский Оракул.
Дельфийский оракул - общегреческое святилище, жрецы которого, имея обширные связи во всех государствах Греции, часто могли давать дельные политические советы. Предсказания-оракулы давались пифией, жрицей бога Аполлона, обычно в нарочито неясной форме и могли быть истолкованы различно; благодаря этому почти никогда нельзя было доказать, что предсказанное не сбылось.
Дельфийский храм, расположенный в естественном каменном амфитеатре, на протяжении веков считался самым священным местом на земле. Террасы на южном склоне горы, достигающей 2457 м, уступами поднимаются к святилищу Дельф, где находился самый почитаемый оракул античности.
Оракул Дельфийский в честь Аполлона Пифийского находился в Беотийском городе Дельфах, о котором думали, что он находится в средоточении земли. По преданию, Юпитер пустил с обоих противоположных концов света, то есть от востока и запада, двух орлов, которые слетелись на том месте, где впоследствии существовал храм и прорицалище Аполлона Пифийского. Обретение этого прорицалища приписывали случаю. Козы, бродившие между скалами горы Парнасской, приблизившись к некоторому в земле отверстию, откуда исходили вредные испарения. вдруг пришли в необыкновенное судорожное движение. Пастух и жители окрестных мест, сбежавшие на это чудо, ощутили то же действие от этих испарений и в помешательстве ума своего произносили слова несвязные и отрывистые. Тотчас слова эти приняли за предсказания, а пар, исходивший из земного отверстия, за божественное вдохновение.
На главной стороне храма Аполлона в Дельфах, одетой паросским мрамором, читали надпись: познай самого себя (Nosce te ipsum - лат.) Это латинский перевод древнегреческого изречения, приписывавшегося то ли Хилону, то ли Фалесу Милетскому (около 625-547 г. до н.э.), основоположнику милетской философской школы. Толкование изречения находим в "Тускуланских беседах" Цицерона: "Говоря "познай себя", Аполлон говорит: "познай свою душу". Ибо тело есть как бы сосуд или иное вместилище души; что бы ни делал твой дух, это делаешь ты сам". Ювенал в "Сатирах" написал: "Древний завет "познай себя" нам дан небесами".